Главная // Пожарная безопасность // ЗаключениеСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 24.02.2023
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/12-22/00134050)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.02.2023)
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/12-22/00134050)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.02.2023)
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Внести в Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4360; 2016, N 27, ст. 4234; 2017, N 31, ст. 4793; 2018, N 53, ст. 8464; 2022, N 29 (часть III), ст. 5243) следующие изменения:
а) в
пункте 7 слова "форма оценки соответствия, содержащая информацию" заменить словами "заявление, содержащее информацию об объекте защиты, а также";
б) в
пункте 15 слова "транспортные средства" исключить;
в)
дополнить пунктом 52 следующего содержания:
"52) электропроводка систем противопожарной защиты - электропроводка, в том числе слаботочной системы, обеспечивающая функционирование систем противопожарной защиты в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.";
2)
статью 4 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до 4 октября 2022 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 января 2026 года.";
а) в
части 1 после слов "следующих условий" добавить слова "и (или) их сочетании";
б)
часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Для объектов защиты специального назначения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, и стандарты организации согласовываются в порядке, установленном соответствующим федеральными органами исполнительной власти.";
в) в
части 5 после слова "защиты" дополнить словами "(за исключением объектов защиты специального назначения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации)";
г)
часть 6 изложить в следующей редакции:
"6. Расчеты по оценке пожарного риска, стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, а также иные результаты исследований, расчетов и (или) испытаний, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, прилагаются к декларации пожарной безопасности.";
д)
часть 7 дополнить абзацем следующего содержания:
"Результаты и выводы, полученные при проведении расчетов по оценке пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий и сооружений, которые учитываются в методиках, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Для обоснования параметров и характеристик зданий и сооружений, которые не учитываются в методиках, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, обеспечение пожарной безопасности объекта защиты может быть обосновано результатами проведения исследований, расчетов и (или) испытаний, выполненных в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.";
а)
часть 15 изложить в следующей редакции:
"15. Для классификации материалов теплоизоляционных конструкций промышленных трубопроводов следует применять показатель характеризующий способность распространения пламени. Теплоизоляционные конструкции трубопроводов в зависимости от величины параметров распространения пламени подразделяют на следующие группы:
1) распространяющие пламя (РП);
2) не распространяющие пламя (НРП).";
б)
дополнить частью 16 следующего содержания:
"16. Методы испытаний по определению классификационных показателей пожарной опасности строительных, текстильных и кожевенных материалов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.";
"7. Собственник объекта защиты или лицо, которое владеет им на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), представляет декларацию пожарной безопасности в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.";
б)
часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций с наличием интерната, медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно), должны составлять не менее 50 метров.";
а)
часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Электропроводка систем противопожарной защиты в зданиях и сооружениях должна сохранять работоспособность в условиях стандартного температурного режима пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций электрооборудования систем противопожарной защиты, а также других систем, которые должны сохранять работоспособность в условиях стандартного температурного режима пожара.";
б)
часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. В электроустановках зданий и сооружений должны применяться устройства защиты электросетей и оборудования, предотвращающие возникновение пожара.";
"7. Класс пожарной опасности заполнений проемов (дверей, ворот, окон и люков) в ограждающих конструкциях зданий, сооружений не нормируется.";
"9. Общая площадь проемов в противопожарных преградах, за исключением ограждений лифтовых шахт, не должна превышать 25% их площади.
Общая площадь проемов в противопожарных преградах не нормируется, если значения нормируемых пределов огнестойкости заполнений проемов составляют не менее соответствующих пределов огнестойкости противопожарной преграды (кроме противопожарных стен 1-го типа).";
"11) огнестойких средств надежного хранения.";
"Таблица 20
Противопожарные расстояния от резервуаров
для хранения сжиженного углеводородного газа
и от размещаемых на газонаполнительных станциях
(газонаполнительных пунктах) зданий, сооружений, до зданий
и сооружений, не относящихся к газонаполнительным
станциям (газонаполнительным пунктам)".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В связи с принятием федеральных конституционных законов от 4 октября 2022 г.
N 5-ФКЗ,
N 6-ФКЗ,
N 7-ФКЗ,
N 8-ФКЗ о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2022 г. N ММ-П16-19843, МЧС России подготовлен
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее соответственно - законопроект, Технический регламент).
Законопроект устанавливает переходный период в части обеспечения пожарной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Кроме того,
законопроектом исключается необходимость разработки декларации пожарной безопасности в отношении объектов специального назначения, расположенных на территории Российской Федерации, а также устанавливается порядок разработки и согласования стандартов организации.
Законопроект направлен на совершенствование отдельных положений Технического регламента, а также урегулирования проблемных вопросов, выявленных при анализе практики применения его положений.
В соответствии со
статьей 9 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" на официальном сайте Росстанадарта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 13 января 2023 г. размещено уведомление о разработке
законопроекта.
В соответствии с
Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 2 по 15 декабря 2022 г. размещалось уведомление о подготовке
законопроекта, с 30 декабря 2022 г. по 26 января 2023 г. размещался текст законопроекта для проведения процедур публичного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы (ID: 02/04/11-19/00097238).
Законопроект доработан с учетом замечаний и предложений, поступивших по результатам проведения публичного обсуждения.
Заключений по итогам независимой антикоррупционной экспертизы не поступало.
Законопроект не содержит новых, дополнительных, а также более высоких обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер в отличие от требований, установленных действующей редакцией Технического
регламента.
Реализация мероприятий, предусмотренных
законопроектом, не потребует дополнительных финансовых расходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществлена за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам государственной власти и иными государственными органами в сфере установленных функций.
Реализация
законопроекта отрицательным образом не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлечет негативных экономических, социальных и иных последствий.
сводного отчета
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
со средней степенью регулирующего воздействия
ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Минэкономразвития России в соответствии с
пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - законопроект), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 раздела 1 сводного
отчета об оценке регулирующего воздействия
законопроекта (далее - сводный отчет) данный проект нормативного правового акта разработан на основании:
- Федерального конституционного
закона от 4 октября 2022 г. N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики";
- Федерального конституционного
закона от 4 октября 2022 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики";
- Федерального конституционного
закона от 4 октября 2022 г. N 7-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области";
- Федерального конституционного
закона от 4 октября 2022 г. N 8-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области";
- поручения Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2022 г. N ММ-П16-19843 (далее - поручение Правительства Российской Федерации);
-
Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года);
- наличия неурегулированных вопросов, выявленных при анализе правоприменительной практики Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
- установление особенностей технического регулирования в области пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также объектов защиты специального назначения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации;
- исключение избыточных и дублирующих обязательных требований в области пожарной безопасности (например, исключаются дублирующие обязательные требования к транспортным средствам, установленные техническими регламентами ЕАЭС, в том числе требования к отделочным материалам для подвижного состава железнодорожного транспорта и метрополитена);
- уточнение (конкретизация) отдельных обязательных требований, предусмотренных Федеральным
законом N 123-ФЗ, по результатам анализа практики применения положений данного законодательного акта;
- исключение из
статьи 144 Федерального закона N 123-ФЗ таких форм оценки соответствия, как федеральный государственный пожарный надзор и декларация пожарной безопасности (указанное, по мнению разработчика законопроекта, необходимо в целях приведения Федерального
закона N 123-ФЗ в соответствие с Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании");
- реализация целевых состояний оказания государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденные межведомственной рабочей группой по обеспечению реализации проекта по оптимизации и автоматизации процессов в сфере лицензирования и разрешительной деятельности, в рамках проводимого эксперимента в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1279 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности, в том числе лицензирования, подача декларации пожарной безопасности в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг";
- реализация принципов гибкого нормирования при определении противопожарных расстояний от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов, что, по мнению разработчика, позволит собственнику объекта защиты более гибко и вариативно, используя различные расчетные обоснования, испытания и исследования, подходить к созданию системы обеспечения пожарной безопасности, учитывая особенности функционального назначения зданий и сооружений, территориального планирования, экономической целесообразности.
Разработчиком проведены публичные обсуждения
законопроекта и сводного
отчета в период с 30 декабря 2022 г. по 26 января 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия
законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID законопроекта: N 02/04/12-22/00134050).
Минэкономразвития России в соответствии с
пунктом 28 Правил N 1318 были проведены публичные консультации (ПК) по
законопроекту с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 23 по 30 марта 2023 года.
По итогам проведения ПК по
законопроекту в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Россети", ПАО "Лукойл", ПАО НК "РуссНефть", ПАО "Южный Кузбасс", ПАО "Т Плюс", ПАО "Орскнефтеоргсинтез", АО "Зарубежнефть", АО "Петербургская сбытовая компания", ООО "Афипский НПЗ" и ФАУ "Главгосэкспертиза России", не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого разработчиком регулирования, а также позиции Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", ПАО "Татнефть", ПАО "МОЭК", ООО "СИБУР", ООО "Институт Мосинжпроект", Ассоциации "Объединение ГрадСтройПроект" и Ушакова Евгения Алексеевича <1>, содержащие замечания, частично учтенные в настоящем заключении.
--------------------------------
<1> Эксперт по вопросам пожарной безопасности, принимающий активное участие в процедурах публичного обсуждения соответствующих проектов нормативных правовых актов на официальном сайте.
Предложения по доработке
законопроекта, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета, прилагаются.
В целях подготовки настоящего заключения необходимо отметить, что в соответствии с
пунктом 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным
законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ).
Минэкономразвития России концептуально поддерживает разработчика
законопроекта в реализации заявленных в пунктах 1.6 и 5.1 сводного
отчета целей предлагаемого регулирования, в частности в снижении регуляторной (административной) нагрузки на бизнес путем, например, исключения отдельных избыточных (дублирующих) обязательных требований, предусмотренных Федеральным
законом N 123-ФЗ, а также в целом в вопросах повышения уровня пожарной безопасности на территории Российской Федерации.
В то же время проектируемое разработчиком регулирование, направленное на достижение целей
законопроекта, зафиксированных в пунктах 1.6 и 5.1 сводного
отчета, на практике может привести к реализации следующих рисков.
1.1.
Подпунктом "б" пункта 10 статьи 1 законопроекта предлагается
часть 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ изложить в редакции, на основании которой в электроустановках зданий и сооружений должны применяться устройства защиты электросетей и оборудования, предотвращающие возникновение пожара.
1.1.1. Не представляется возможным определить значение словосочетания "должны применяться", предполагает ли данная формулировка обязанность по установлению соответствующих устройств в электроустановках зданий и сооружений в случае отсутствия таких устройств у субъектов регулирования <2>.
--------------------------------
<2> Информация относительно количества подобных устройств, а также относительно самого факта наличия (отсутствия) указанных устройств у субъектов регулирования не представлена разработчиком в сводном
отчете.
Если предположить, что идет речь об установке указанных устройств, полагаем необходимым отметить следующее.
Невозможно определить, какое конкретно устройство понимается под устройствами защиты электросетей и оборудования, предотвращающими возникновение пожара, принимая во внимание отсутствие определения содержания указанного термина в законодательстве Российской Федерации.
Аналогичная критика была также изложена в рамках проведения ПК по
законопроекту <3>.
--------------------------------
<3> ПАО "Татнефть".
Указанная правовая неопределенность может привести к неоднозначному толкованию обязанности, закрепленной
частью 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ в редакции
подпункта "б" пункта 10 статьи 1 законопроекта, и, как следствие, к неоднородной правоприменительной практике.
Например, данная проблема может привести к завышенным (необоснованным) требованиям инспекторов (должностных лиц) из МЧС России к субъектам экономической деятельности в рамках проведения надзорных мероприятий, поскольку отсутствие формальной определенности в содержании соответствующей обязанности может привести к неограниченному усмотрению представителей публичной власти в процессе правоприменения и к созданию предпосылок для административного произвола <4>.
--------------------------------
<4> Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г.
N 29-П, от 2 июня 2015 г.
N 12-П, от 19 июля 2017 г.
N 22-П и иные.
1.1.2. Исходя из анализа сведений <5>, имеющихся в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" по данному вопросу, к таким устройствам могут быть отнесены, например, плавкие предохранители, пробки автоматические, выключатели автоматические, устройства защитного отключения, стабилизаторы и иные устройства.
--------------------------------
<5> Например, сведения предусмотрены на сайте https://stroymanual.com/ustroystva-zashhityi-elektricheskoy-seti/.
Кроме того, можно предположить, что к соответствующим устройствам могут быть отнесены в том числе и устройства защиты от дугового пробоя (УЗДП), поскольку назначением УЗДП также является предотвращение возникновения пожаров <6>.
--------------------------------
<6> Согласно Методическим рекомендациям по организации профилактики пожаров от электрооборудования в жилых и общественных зданиях с применением технических средств (направлены
письмом МЧС России от 7 апреля 2022 г. N 43-2004-19) УЗДП - новый класс аппаратов защиты электрической сети, предназначенный, в отличие от других видов электрических защит, исключительно для предупреждения и предотвращения пожаров, возникающих из-за дугового пробоя (искрения).
Стоимость УЗДП может варьироваться в диапазоне от 4 514 рублей <7> до 17 880 рублей <8>.
--------------------------------
<7> https://www.vseinstrumenti.ru/product/ustrojstvo-zaschity-ot-dugovogo-proboya-iskreniya-ecolight-uzis-s1-40-v-komplekte-s-uzis-i-003-1088817/.
<8> https://www.21vek-220v.ru/cat/avtomaticheskiy-vyklyuchatel-s-zashchitoy-ot-dugi-schneider-electric-idpn-n-arc-1p-n-c16a-6ka-2m-avtomat.
На территории Российской Федерации эксплуатируется 1 937 531 <9> объект защиты <10>:
--------------------------------
<9> Пункт 7.2 раздела 7 сводного
отчета.
<10> В соответствии с
пунктом 15 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ к объектам защиты могут быть отнесены в том числе здания и сооружения.
- количество объектов защиты, отнесенных разработчиком к категории чрезвычайно высокого риска - 9 054;
- количество объектов защиты, отнесенных разработчиком к категории высокого риска - 116 241;
- количество объектов защиты, отнесенных разработчиком к категории значительного риска - 451 875;
- количество объектов защиты, отнесенных разработчиком к категории среднего риска - 267 417;
- количество объектов защиты, отнесенных разработчиком к категории умеренного риска - 725 635;
- количество объектов защиты, отнесенных разработчиком к категории низкого риска - 367 309.
На основании информации <11>, представленной в рамках проведения ПК по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - проект постановления) <12>, количество УЗДП определяется из расчета одно УЗДП ориентировочно на 50 квадратных метров здания.
--------------------------------
<11> АО "Российская электроника" и Департамент экономического развития Брянской области.
<12> Данный проект постановления был направлен в адрес Минэкономразвития России разработчиком письмом МЧС России от 29 апреля 2022 г. N 43-2564-19 в целях подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления.
Общая площадь здания организации на территории Российской Федерации может составлять, например, 9 096 квадратных метров <13>.
--------------------------------
<13> Один из типовых вариантов общей площади здания начальной школы, рассчитанной на 500 учащихся, по адресу Космический проезд в г. Петропавловске-Камчатском. Соответствующая информация получена из проектной документации Государственного унитарного предприятия Камчатского края "Камчатскгражданпроект". Более подробная информация по указанному вопросу представлена по ссылке www.minstroyrf.ru/upload/repeat_projects/197-shkola-kosmicheskiy-1.zip.
На территории Российской Федерации функционирует порядка 40 000 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, включая организации на капитальном ремонте (далее - образовательные организации) <14>.
--------------------------------
<14> https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/749756927.pdf.
Соответственно, в целях оборудования УЗДП только одной образовательной организации на территории Российской Федерации расходы субъекта предлагаемого регулирования могут составить порядка 821 200 рублей.
Вариант стоимости УЗДП | Вариант расчета необходимого количества УЗДП для здания образовательной организации | Вариант общей площади здания образовательной организации на территории Российской Федерации | Сумма расходов субъекта регулирования, необходимая для оборудования УЗДП только одного здания образовательной организации | Оценка совокупных расходов образовательных организаций <15> |
4 514 рублей | 50 квадратных метров | 9 096 квадратных метров | Порядка 821 200 рублей <16> | Более 32,8 млрд. рублей <17> |
--------------------------------
<15> Не располагая иной информацией и исходя из предположения, что здания образовательных организаций в среднем имеют площадь 9 096 квадратных метров.
<16> 9 096 квадратных метров: 50 квадратных метров = 182 УЗДП x 4 514 рублей = порядка 821 200 рублей.
<17> 40 000 образовательных организаций x порядка 821 200 рублей = более 32,8 млрд. рублей.
Принимая во внимание, что разработчиком
законопроекта в пункте 7.2 раздела 7 сводного
отчета заявлено о 1 937 531 объектах защиты, подпадающих под действие предлагаемого регулирования, полагаем, что совокупная сумма расходов (издержек) участников проектируемого регулирования может превысить 1,5 трлн. рублей <18>.
--------------------------------
<18> 1 937 531 объектов защиты x порядка 821 200 рублей = более 1,5 трлн. рублей.
При этом разработчиком
законопроекта оценка издержек субъектов регулирования не представлена <19>.
--------------------------------
<19> Пункт 11.3 раздела 11, а также иные пункты и разделы сводного
отчета.
Также сообщаем, что издержки, направленные на выполнение работ по установлению УЗДП в объектах защиты, обслуживание и ремонт УЗДП могут быть весьма существенными, в связи с чем разработчику необходимо провести анализ соответствующих ежегодных операционных издержек субъектов регулирования.
Дополнительно может возникнуть необходимость внесения изменений в проектную документацию и проведения реконструкции здания, являющегося объектом защиты, что создает риск значительных затрат субъектов регулирования. В указанном случае представляется целесообразным предусмотреть положение, согласно которому проектируемое регулирование в указанной части распространяется только на объекты защиты, проектирование строительства и реконструкции которых начато после вступления в силу
законопроекта.
Исходя из содержания проектируемого разработчиком обязательного требования, не представляется возможным определить, за счет денежных средств каких бюджетов будут осуществляться соответствующие расходы <20>.
--------------------------------
<20> Например, за счет средств федерального, регионального, местного бюджета, денежных средств юридических лиц либо за счет средств государственно-частного партнерства.
Невозможно определить, необходимо ли обращаться субъектам регулирования к лицам, которые являются специалистами в установке данных устройств <21>, в целях исполнения проектируемой разработчиком обязанности либо такая необходимость отсутствует.
--------------------------------
<21> Указанное также создает риск избыточных затрат (издержек) субъектов экономической деятельности.
1.1.4. Также необходимость корректировки
части 4 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ не предусмотрена поручением Правительства Российской Федерации.
Таким образом, учитывая представленное замечание, риск несоблюдения
части 1 статьи 9,
частей 1 и
3 статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ, отсутствие в сводном
отчете анализа соотношения выгод (преимуществ) и издержек субъектов регулирования от проектируемого обязательного требования, считаем целесообразным исключить
подпункт "б" пункта 10 статьи 1 из редакции законопроекта.
1.2.
Подпунктом "г" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается редакция
части 6 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ, согласно которой расчеты по оценке пожарного риска, стандарты организаций в области пожарной безопасности (далее - стандарты организаций), специальные технические условия (СТУ), а также иные результаты исследований, расчетов и (или) испытаний, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, прилагаются к декларации пожарной безопасности.
Не представляется возможным определить, зачем прилагать к декларации пожарной безопасности стандарты организаций, СТУ, а также иные результаты исследований расчетов и (или) испытаний, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, учитывая отсутствие обоснования предлагаемой обязанности субъектов регулирования в сводном
отчете, а также риски несоответствия
статье 64 Федерального закона N 123-ФЗ, устанавливающей требования к указанной декларации, не предусматривающие необходимость приложения к данной декларации стандартов организаций, СТУ, а также иных результатов исследований расчетов и (или) испытаний.
В
приказе МЧС России от 16 марта 2020 г. N 171 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности" в настоящее время также не предусмотрена обязательность приложения к декларации пожарной безопасности стандартов организаций, СТУ, а также иных результатов исследований расчетов и (или) испытаний.
В ходе проведения ПК по
законопроекту также поступила информация <22>, в соответствии с которой дополнительная документация (стандарты организаций, СТУ, а также иные результаты исследований расчетов и (или) испытаний) предоставляются субъектами регулирования должностным лицам (инспекторам) из МЧС России в рамках проведения надзорных мероприятий.
--------------------------------
<22> ООО "СИБУР".
Невозможно определить значение словосочетания "иные результаты исследований расчетов и (или) испытаний, подтверждающих обеспечение пожарной безопасности объекта защиты", что также создает риск несоблюдения
части 1 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ.
Исходя из изложенного, рекомендуем разработчику исключить
подпункт "г" пункта 3 статьи 1 из редакции законопроекта, поскольку расширение перечня прилагаемых к декларации пожарной безопасности документов является необоснованным.
В связи с указанным исключением требуется дополнительное обоснование целесообразности использования декларации пожарной безопасности в качестве "заявления, содержащего информацию об объекте защиты, а также о мерах пожарной безопасности, направленных на обеспечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска" в предлагаемом регулировании (
пункт 7 статьи 2 Федерального закона N 123-ФЗ в редакции
подпункта "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
1.4. Невозможно определить, с какой целью разработчик в
наименовании раздела II Федерального закона N 123-ФЗ в редакции
пункта 6 статьи 1 законопроекта предлагает исключить слова "населенных пунктов", учитывая отсутствие соответствующего обоснования в сводном
отчете.
Не представляется возможным определить, что изменится в предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов регулирования в указанном случае.
1.5.
Пунктом 12 статьи 1 законопроекта предлагается редакция
части 9 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ, в соответствии с которой общая площадь проемов в противопожарных преградах, за исключением ограждений лифтовых шахт, не должна превышать 25% их площади.
Общая площадь проемов в противопожарных преградах не нормируется, если значения нормируемых пределов огнестойкости заполнений проемов составляют не менее соответствующих пределов огнестойкости противопожарной преграды (кроме противопожарных стен 1-го типа).
Разработчику следует обосновать, используя верифицируемые данные, по какой причине (по каким причинам) предусматривается исключение для ограждений лифтовых шахт и для противопожарных стен 1-го типа.
Учитывая замечания, представленные в подпунктах 1.1-1.5 пункта 1 настоящего заключения, предлагаемое разработчиком законопроекта регулирование создает риск несоблюдения
части 1 статьи 9 и
статьи 6 Федерального закона N 247-ФЗ, вследствие чего рекомендуем разработчику доработать
законопроект соответствующим образом.
2. Риск несоблюдения принципа правовой определенности и системности обязательных требований (
статья 7 Федерального закона N 247-ФЗ).
2.1.
Подпунктом "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается
часть 15 статьи 13 Федерального закона N 123-ФЗ изложить в редакции, согласно которой для классификации материалов теплоизоляционных конструкций промышленных трубопроводов следует применять показатель характеризующий способность распространения пламени. Теплоизоляционные конструкции трубопроводов в зависимости от величины параметров распространения пламени подразделяют на следующие группы:
- распространяющие пламя;
- не распространяющие пламя.
Не представляется возможным определить:
- значение термина "следует", поскольку данное слово может иметь двойственное толкование, например, подобное понятие можно толковать как рекомендацию и как обязанность;
- кто конкретно из субъектов регулирования будет применять показатель характеризующий способность распространения пламени <23>;
--------------------------------
- каким образом (с помощью каких действий) следует применять показатель характеризующий способность распространения пламени;
- все ли трубопроводы имеются в виду разработчиком либо только промышленные трубопроводы (в
первом предложении подпункта "а" пункта 4 статьи 1 законопроекта идет речь о промышленных трубопроводах, а во втором предложении - обо всех трубопроводах, в силу чего представляется вероятным риск несоблюдения положений
части 2 статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ).
2.2.
Подпунктом "а" пункта 10 статьи 1 законопроекта предлагается редакция
части 2 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ, на основании которой электропроводка систем противопожарной защиты в зданиях и сооружениях должна сохранять работоспособность в условиях стандартного температурного режима пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций электрооборудования систем противопожарной защиты, а также других систем, которые должны сохранять работоспособность в условиях стандартного температурного режима пожара.
При этом в соответствии с
пунктом 36 технического регламента ЕАЭС "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) технические средства, функционирующие в составе систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, должны обеспечивать информирование людей о пожаре в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также выдачу дополнительной информации о путях и способах эвакуации.
С учетом изложенного
часть 2 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ в редакции
подпункта "а" пункта 10 статьи 1 законопроекта может вступать в противоречие с
пунктом 36 ТР ЕАЭС 043/2017, поскольку, исходя из формулировки предлагаемой разработчиком нормы, представляется, что проектируемое разработчиком регулирование направлено в первую очередь на сохранение работоспособности установок систем противопожарной защиты, а не на обеспечение безопасности субъектов правоотношений путем их полной эвакуации в случае возникновения пожара.
Не отрицая необходимость сохранения работоспособности электропроводки систем противопожарной защиты в зданиях и сооружениях, тем не менее полагаем целесообразным доработать
часть 2 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ в редакции
подпункта "а" пункта 10 статьи 1 законопроекта, принимая во внимание содержание
пункта 36 ТР ЕАЭС 043/2017, в целях исключения рисков различного толкования правовых норм и, как следствие, рисков неоднородной правоприменительной практики.
Аналогичная критика была изложена в рамках проведения ПК по
законопроекту <24>.
--------------------------------
<24> Общероссийская общественная организация "Деловая Россия".
Также не представляется возможным определить, какие системы относятся к другим системам, которые должны сохранять работоспособность в условиях стандартного температурного режима пожара.
Таким образом, разработчику следует доработать
законопроект в целях необходимости соблюдения положений
статьи 7 Федерального закона N 247-ФЗ.
Согласно
части 1 статьи 3 Федерального закона N 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия
законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном
отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
предложенный разработчиком способ решения регуляторной проблемы обоснован не в полной мере;
в
законопроекте выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
к заключению об оценке
регулирующего воздействия
на проект федерального закона
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (ДАЛЕЕ - ЗАКОНОПРОЕКТ)
И ИХ ПОЗИЦИИ (МНЕНИЯ) О ЕГО РЕГУЛИРУЮЩЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по
законопроекту.
Законопроект и перечень вопросов по нему были направлены в Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" (ООО "Деловая Россия") и в Общероссийскую общественную организацию "Опора России" и другие организации.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 17 отзывов от:
1. Ушакова Евгения Алексеевича (пункт 1 сводной таблицы).
2. ООО "СИБУР" (пункт 2 сводной таблицы).
3. ООО "Деловая Россия" (пункт 3 сводной таблицы).
4. ПАО "МОЭК" (пункт 4 сводной таблицы).
5. Ассоциации "Объединение ГрадСтройПроект" (пункт 5 сводной таблицы).
6. ПАО "Татнефть" (пункт 6 сводной таблицы).
7. ООО "Институт Мосинжпроект" (в Приложении N 2).
8. ПАО "Россети".
9. ПАО "Лукойл".
10. ПАО НК "РуссНефть".
11. ПАО "Южный Кузбасс".
12. ПАО "Т Плюс".
13. ПАО "Орскнефтеоргсинтез".
14. АО "Зарубежнефть".
15. АО "Петербургская сбытовая компания".
16. ООО "Афипский НПЗ".
17. ФАУ "Главгосэкспертиза".
результатов проведения публичных консультаций
по законопроекту с указанными представителями субъектов
предпринимательской и иной экономической деятельности
(орфография и пунктуация сохранены без изменений)
N | Положение законопроекта | Замечания и (или) предложения |
1. | | Предлагаемое регулирование противоречит части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) в части применения ранее действовавших требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона N 123-ФЗ, в случае установления данным законом более высоких требований. Фактически предлагается до 1 января 2026 года перестроить (либо построить заново) объекты защиты, расположенные на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, разработав соответствующую проектную документацию. В пояснительной записке к Проекту указано, что его реализация будет осуществлена за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам государственной власти и иным государственным органам в сфере установленных функций, при этом никаких дополнительных средств выделяться не будет - это потому, что указанные средства уже предусмотрены соответствующими бюджетами? Непонятно. Проводились ли какие-либо расчеты, финансово-экономическое обоснование предлагаемого регулирования, сколько вообще это будет стоить бюджетной системе в целом? На каком основании сделан вывод о возможности реализации предлагаемого регулирования за счет уже предусмотренных бюджетных ассигнований - непонятно. Документы, прилагаемые к законопроекту, таких пояснений не дают. Предлагается пункт 2 статьи 1 законопроекта изложить в следующей редакции: "статью 4 дополнить частью 6 следующего содержания: "6. На территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию до 4 октября 2022 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 января 2026 года, после чего требования настоящего закона подлежат применению с учетом его положений, изложенных в части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ". (Ушаков Евгений Алексеевич) |
2. | | Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации). Считаем требование проектируемой редакции законопроекта завышенным. 2. Предложение оставить в существующей редакции часть 2 статьи 78 Федерального закона N 123-ФЗ: Для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований Федерального закона N 123-ФЗ должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Считаем требование необходимо оставить в Федеральном законе N 123-ФЗ, в целях регулирования вопроса по разработке специальных технических условий в случае отсутствия нормативных требований пожарной безопасности либо прописать требование при каких условиях разрабатываются специальные технические условия (предлагается в статье 2 Федерального закона N 123-ФЗ: специальные технические условия - это условия, разрабатываемые для зданий, сооружений, у которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности и включают в себя комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. (ООО "СИБУР") |
3. | | Предлагаем следующую редакцию: "Электропроводка систем противопожарной защиты в зданиях и сооружениях должна сохранять работоспособность в условиях стандартного температурного режима пожара в течение времени, необходимого для выполнения функций электрооборудования систем противопожарной защиты и эвакуации людей в безопасную зону". (ООО "Деловая Россия") |
4. | | Предлагаем изложить в следующей редакции: "При проектировании объектов в части обеспечения требований пожарной безопасности, в электроустановках зданий и сооружений должны применяться устройства защиты электросетей и оборудования, предотвращающие возникновение пожара". (ПАО "МОЭК") |
5. | | Юридико-техническое предложение: Целесообразно дополнить пункт 15 статьи 1 законопроекта подпунктом "в", который касался бы дополнения таблицы 20 единицей измерения общей вместимости наполненных баллонов, в следующей редакции: "в) наименование последней графы таблицы 20 изложить "Противопожарные расстояния от склада наполненных баллонов общей вместимостью, кубические метры, метры". (Ассоциация "Объединение ГрадСтройПроект") |
6. | | Предлагается переходный период для вступления в силу законопроекта - 1 год. (ПАО "Татнефть") |