Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности претерпел изменения: краткий обзор некоторых нормативных правовых актов
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 10)
Примечание к документу
Дата
20.09.2023
Информация о публикации
Шеншин В.М. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности претерпел изменения: краткий обзор некоторых нормативных правовых актов // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2023. N 10. С. 106 - 112.


Статья: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности претерпел изменения: краткий обзор некоторых нормативных правовых актов
(Шеншин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 10)

"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 10
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРЕТЕРПЕЛ ИЗМЕНЕНИЯ: КРАТКИЙ ОБЗОР НЕКОТОРЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В.М. ШЕНШИН
Шеншин В.М., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева.
В представленном исследовании автором рассмотрен вопрос нормативно-правового регулирования Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Проведен анализ регионального законодательства; отмечается, что целью организации дублирования сигналов о возникновении пожара является обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах защиты. Акцентируется внимание, что в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности внесены поправки, направленные на повышение защищенности граждан и имущества от пожаров; требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения устанавливаются Техническим регламентом ЕАЭС (ТР ЕАЭС 043/2017).
Ключевые слова: пожарная безопасность, Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, МЧС России.
The Technical Regulations on Fire Safety Requirements Have Been Changed: a Brief Overview of Some Regulatory Legal Acts
V.M. Shenshin
Shenshin V.M., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University State Fire Service EMERCOM of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinicheva.
In the presented study, the author considers the issue of regulatory regulation of technical regulations on fire safety requirements. The analysis of regional legislation is carried out; it is noted that the purpose of the organization of duplication of signals about the occurrence of a fire is to ensure timely response of fire protection units to fires that occur at protection facilities. It is emphasized that amendments have been made to the technical regulations on fire safety requirements aimed at improving the protection of citizens and property from fires, the requirements for fire safety and fire extinguishing means are established by the technical regulations of the EAEU (EAEU TR 043/2017).
Key words: fire safety, technical regulations on fire safety requirements, EMERCOM of Russia.
Порядок согласования стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности, в декабре 2022 г. утвержден в новой редакции.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности наряду с национальными стандартами и сводами правил относятся стандарты организаций <1>.
--------------------------------
<1> Приказ МЧС России от 15 ноября 2022 г. N 1161, зарегистрирован в Минюсте России 30 ноября 2022 г.
Урегулирован порядок согласования МЧС России таких стандартов. Они согласовываются главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей. Для этого стандарт, утвержденный заказчиком его разработки, в двух экземплярах направляется организацией-разработчиком или заказчиком разработки с заявлением о согласовании в МЧС России непосредственно или почтой.
В заявлении указываются информация о возможности участия заявителя (его представителя) в комиссии по рассмотрению стандарта, а также адрес электронной почты для уведомлений. Прилагаются электронная версия стандарта и пояснительная записка.
При этом с 1 марта 2024 г. заявление можно будет подавать через Портал государственных услуг. С указанной даты МЧС России будет вести реестр согласованных стандартов и размещать его на своем сайте.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" уточнен Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
В Технический регламент о требованиях пожарной безопасности внесены поправки, направленные на повышение защищенности граждан и имущества от пожаров.
В частности, названным Законом расширен перечень условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также исключены устаревшие, избыточные и дублирующие требования. Установлен ограниченный перечень нормативных документов по пожарной безопасности.
Декларацию пожарной безопасности теперь можно подать в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Так, уточненные декларации представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо его капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения.
В социально значимых объектах сигналы о пожаре должны автоматически дублироваться на пульт подразделения пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения устанавливаются Техническим регламентом ЕАЭС (ТР ЕАЭС 043/2017).
Учитывая факт принятия в состав Российской Федерации новых субъектов, следует отметить, что в рассматриваемом нами контексте планируется внесение поправок в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.
Так, подготовлен законопроект о внесении изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, которым устанавливается переходный период в части обеспечения пожарной безопасности на территориях субъектов Российской Федерации - ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области <2>.
--------------------------------
<2> Проект федерального закона, ID проекта 02/04/1222/00134050, подготовлен МЧС 30 декабря 2022 г.
Кроме того, исключается необходимость разработки декларации пожарной безопасности в отношении объектов специального назначения, расположенных на территории Российской Федерации, а также устанавливается порядок разработки и согласования стандартов организации.
Характерной особенностью является то, что появился Технический регламент ЕАЭС по безопасности продукции, предназначенной для гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, который начал действовать с 1 июня 2023 г. <3>.
--------------------------------
<3> Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 5 октября 2021 г. N 100.
Требования распространяются на технические средства защитных сооружений гражданской обороны, управления, связи и оповещения, на аварийно-спасательные средства, а также на технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций.
Технический регламент не применяется к продукции, разработанной и модифицированной для распознавания бактериологических (биологических) объектов и радиоактивных материалов, используемых в военных целях, а также токсичных химикатов для химического оружия и химических средств для борьбы с массовыми беспорядками или для защиты от таких объектов, материалов, химикатов и средств; к продукции, являющейся объектом ТР ТС 019/2011.
При этом закреплены правила идентификации и обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, а также требования к ее маркировке. Перед выпуском в обращение на территории ЕАЭС <4> продукция подлежит оценке соответствия требованиям данного Технического регламента <5>.
--------------------------------
<4> О некоторых вопросах разработки изменений в Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) / Н.М. Ткачев (и др.) // Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: Сб. материалов седьмого науч. семинара, Москва, 23 марта 2023 года. М., 2023. С. 100 - 107.
<5> URL: https://www.garant.rn/news/1503821/#ixzz7CgNbp967 (дата обращения: 10.08.2023).
Региональный аспект исследуемой темы также актуален.
Так, Постановлением правительства Республики Крым от 13 февраля 2023 г. N 64 "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что целью организации дублирования сигналов о возникновении пожара является обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах защиты.
Определено, что организация дублирования сигналов о возникновении пожара осуществляется посредством обеспечения автоматической передачи сигналов о возникновении пожара на объекте защиты, формируемых системой пожарной сигнализации, установленной на объекте защиты, по каналам связи с использованием системы передачи извещений о пожаре, обеспечивающей прием таких сообщений пунктом централизованного наблюдения.
Установлено, что дублирование сигналов о возникновении пожара организуется с учетом обеспечения круглосуточной передачи и приема сигналов о возникновении пожара с прибора объектового оконечного на прибор пультовой оконечный, установленный в центральном пункте пожарной связи местного пожарно-спасательного гарнизона или в пункте связи подразделения пожарной охраны, в районе выезда которого расположен объект защиты, обеспечивающего направление (привлечение) на данный объект защиты сил и средств для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ и круглосуточную обработку таких сигналов.
Постановлением правительства Забайкальского края от 21 июля 2023 г. N 384 "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" определено, что дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны осуществляется в автоматическом режиме без участия работников объекта защиты и (или) транслирующей этот сигнал организации. Указано, что дублирование сигналов о пожаре должно осуществляться в ближайшее подразделение пожарной охраны, обеспеченное организационно-техническими средствами приема и передачи сигналов. Дублирование сигнала осуществляется посредством передачи сигнала с прибора, установленного непосредственно на объекте защиты, на прибор, установленный в подразделении пожарной охраны. Указанные приборы должны быть совместимыми.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгеи от 2 августа 2023 г. N 174 "О Порядке организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что целью дублирования сигналов является обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах. Дублирование сигнала осуществляется в автоматическом режиме с использованием системы передачи извещений о пожаре путем передачи по каналам связи извещения о возникновении пожара на объекте и иных сигналов, формируемых системой автоматического пожаротушения и системой пожарной сигнализации объекта, с прибора объектового оконечного, установленного на объекте, на прибор пультовой оконечный, установленный в центральном пункте пожарной связи Главного управления МЧС России по Республике Адыгея. Основным каналом связи для передачи сигналов является радиоканал, организованный в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ. Резервными каналами связи для передачи сигналов являются сети подвижной радиотелефонной связи либо каналы связи информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 5 мая 2023 г. N 143-п "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Ненецкого автономного округа" установлено, что дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала объекта защиты и пожарной охраны, или на специальные выносные устройства оповещения осуществляется на объектах защиты автоматически в соответствии с требованиями, установленными ст. 83 Технического регламента.
Цель дублирования сигналов - это обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах защиты, и минимизации материального ущерба, вреда жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Дублирование сигналов осуществляется с использованием совместимого оборудования, установленного непосредственно на объекте защиты и в подразделении пожарной охраны соответствующего вида. Исправность оборудования, его своевременное обслуживание и ремонт обеспечивает руководитель объекта защиты.
Постановлением правительства Пермского края от 28 февраля 2023 г. N 138-п "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны на территории Пермского края" определены основы организации деятельности по обеспечению дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территории края.
Отмечено, что целями дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны являются обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на сигналы о возникновении пожара на объектах защиты и минимизация негативных последствий.
Закреплено, что при дублировании сигнала о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны должна быть обеспечена совместимость прибора объектового оконечного и прибора пультового оконечного.
Постановлением правительства Свердловской области от 15 декабря 2022 г. N 891-ПП "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" автоматическое дублирование сигнала о возникновении пожара должно обеспечиваться в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, здания медицинских организаций, предназначенные для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно), Ф1.2 (гостиницы, общежития (за исключением общежитий квартирного типа), спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов), Ф4.1 (здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций), Ф4.2 (здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования), а также на других объектах защиты, для которых согласованные специальные технические условия содержат требование о дублировании сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны.
Дублирование сигнала о возникновении пожара представляет собой трансляцию указанного сигнала без участия работников объекта защиты и (или) транслирующей этот сигнал организации на оборудование, установленное в подразделении пожарной охраны с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются силами организаций или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию), за счет денежных средств владельца объекта защиты.
Постановлением правительства Тверской области от 13 октября 2022 г. N 588-пп "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны" установлено, что целями дублирования сигналов являются обеспечение своевременного реагирования подразделений пожарной охраны на пожары, возникающие на объектах защиты - в зданиях, предусмотренных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", и сокращение количества ложных вызовов подразделений пожарной охраны на пожары.
Сигналом о возникновении пожара является созданное и переданное по каналу связи сообщение о срабатывании на объекте защиты пожарной сигнализации. Дублирование сигнала осуществляется посредством передачи сигнала о возникновении пожара с прибора, установленного непосредственно на объекте защиты, на прибор, установленный в подразделении пожарной охраны (при этом указанные приборы должны быть совместимыми).
Дублирование сигнала на объекте защиты производится в подразделения пожарной охраны, виды которой установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в автоматическом режиме с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Передача дублирующего сигнала осуществляется сертифицированным оборудованием в режимах, определенных в технических требованиях (условиях) к указанному оборудованию. Прием дублирующего сигнала осуществляется на прибор приемно-контрольный пожарный, установленный в пунктах связи ближайших к объекту защиты подразделений пожарной охраны, указанных выше.
Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 сентября 2022 г. N 477-п "О порядке организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" установлено, что целью дублирования сигналов является обеспечение своевременного реагирования подразделений государственной противопожарной службы и иных видов пожарной охраны, предусмотренных ст. 4 Федерального закона "О пожарной безопасности", на пожар, возникший в здании или группе зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, оборудованных системами пожарной сигнализации.
Дублирование сигнала осуществляется посредством использования взаимодействующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в подразделении пожарной охраны сигнала о возникновении пожара на объекте и иных сигналов, формируемых системой автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации объекта, состоящей из прибора объектового оконечного (далее - ПОО), устанавливаемого на объекте, обеспечивающего прием извещений от системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации объекта, а также передачу принятой информации по каналу связи на прибор пультовой оконечный (далее - ППО), который обеспечивает прием извещений от ПОО, их преобразование и дальнейшую передачу на автоматизированное рабочее место диспетчера, размещенное в подразделении пожарной охраны.
Дублирование сигналов о возникновении пожара осуществляется в ближайшее подразделение пожарной охраны.
Уточнено, что в период эксплуатации ПОО и ППО их владельцы организуют проведение технического обслуживания систем передачи (дублирования) сигналов о пожаре в подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации в соответствии с нормативными документами, условиями завода-изготовителя.
Постановлением правительства Ярославской области от 27 сентября 2022 г. N 820-п "Об утверждении Порядка организации дублирования сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны" регламентировано, что порядок распространяется на объекты, отнесенные в соответствии со ст. 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к классам функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2. При этом дублирование сигналов о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны осуществляется без участия работников объекта защиты и (или) транслирующей этот сигнал организации. Определено, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем передачи извещений о пожаре (их элементов), включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию. Дублирование сигналов о пожаре должно осуществляться в подразделение пожарной охраны Государственной противопожарной службы, обеспеченное организационно-техническими средствами приема и передачи сигналов. Кроме того, закреплен порядок подключения автоматической системы пожарной сигнализации объекта защиты к системе передачи извещений о пожаре, согласно которому монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем передачи (их элементов), включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, осуществляются специализированными организациями, имеющими соответствующую лицензию.
Таким образом, Технический регламент в области пожарной безопасности является необходимым инструментом для обеспечения безопасности людей и имущества в условиях риска возникновения пожара.
Правовое регулирование Технического регламента о требованиях пожарной безопасности осуществляется на международном, национальном и региональном уровнях <6>.
--------------------------------
<6> Бакиров И.К., Белоусова А.А. О совершенствовании противопожарной защиты территории населенного пункта в Республике Башкортостан // Пожаровзрывобезопасность. 2016. Т. 25. N 6. С. 27 - 32.
Дублирование сигналов осуществляется:
- в режимах, определенных в технических требованиях (условиях) к сертифицированному оборудованию;
- по электросвязи, предоставляемой юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги связи на основании соответствующей лицензии;
- с использованием сертифицированного оборудования, монтаж, техническое обслуживание и ремонт которого проводятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Библиографический список
Бакиров И.К. О совершенствовании противопожарной защиты территории населенного пункта в Республике Башкортостан / И.К. Бакиров, А.А. Белоусова // Пожаровзрывобезопасность. 2016. Т. 25. N 6. С. 27 - 32. DOI: 10.18322/PVB.2016.25.06.27-32. EDN WWLUYZ.
О некоторых вопросах разработки изменений в Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017) / Н.М. Ткачев, А.В. Белокобыльский, П.Г. Аксютин (и др.) // Социально-экономические аспекты принятия управленческих решений: Сборник материалов седьмого научного семинара, Москва, 23 марта 2023 года. Москва: Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2023. С. 100 - 107. EDN FJEIZQ.
Подписано в печать
20.09.2023