Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Проверки соблюдения требований пожарной безопасности в 2023 году
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)
Информация о публикации
Подкопаев М. Проверки соблюдения требований пожарной безопасности в 2023 году // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. 2023. N 4. С. 4 - 14.
Статья: Проверки соблюдения требований пожарной безопасности в 2023 году
(Подкопаев М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4
ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В 2023 ГОДУ
3 октября 2022 года вступило в силу
Постановление Правительства РФ от 01.10.2022 N 1743 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336". Напомним, что
Постановлением N 336 определены особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В частности, указанный документ ограничивал проведение плановых проверок в 2022 году при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, регулируемых Законами
N 248-ФЗ <1>,
294-ФЗ <2>. Об изменениях, касающихся проверок соблюдения требований пожарной безопасности, расскажем в статье.
--------------------------------
<1> Федеральный
закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
<2> Федеральный
закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Что необходимо знать о плановых "пожарных" проверках?
Пунктом 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что в отношении юридических лиц, осуществляющих, в частности, деятельность в социальной сфере, в сферах здравоохранения, образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в 3 года.
Перечень таких видов деятельности и периодичность плановых проверок в отношении каждого из них определены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944.
Для справки. Порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора регламентирован
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре
<3> (далее - Положение).
--------------------------------
Как указано в
п. 30 Положения, предусмотрены три вида плановых проверок должностными лицами государственного пожарного надзора:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- выездная проверка.
Согласно
ч. 1 ст. 70 Закона N 248-ФЗ под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, осуществляемое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
При этом контролируемое лицо и собственник производственного объекта о мероприятии предварительно не уведомляются.
В силу
п. 32 Положения в ходе инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- инструментальное обследование;
- истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
Для справки. Согласно
ч. 1 ст. 71 Закона N 248-ФЗ под рейдовым осмотром понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
Выездная проверка - комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, осуществляемое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа (
ч. 1 ст. 73 Закона N 248-ФЗ).
На основании
п. 33 Положения в ходе рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
- осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование;
- испытание;
- экспертиза.
Пунктом 41 Положения установлено, что плановые проверки объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска проводятся с определенной периодичностью.
Категория риска | Периодичность проверок |
Чрезвычайно высокий | Инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год |
Высокий | Инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года |
Значительный | Инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года |
Средний | Инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет |
Умеренный | Инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет |
Низкий | Плановые проверки не проводятся |
Порядок и критерии отнесения объектов к определенной категории риска в целях пожарного надзора содержатся в
приложении к Положению. Любая организация может выяснить, к какой категории риска относится принадлежащий ей объект, на региональном сайте МЧС по соответствующему субъекту РФ
<4>.
--------------------------------
<4> В разделе "Деятельность/Профилактическая работа и надзорная деятельность/Перечни объектов защиты, которым присвоены категории рисков".
Пунктом 11(3) Постановления N 336 в редакции Постановления N 1743 предусмотрено, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок на 2023 год включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных:
- к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
- опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Так, к категории чрезвычайно высокого и высокого риска относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, стационары больниц, поликлиники, детские лагеря. Следовательно, в такие учреждения пожарные инспекторы могут прийти с плановой проверкой.
В какие учреждения придут с профилактическим визитом?
Профилактический визит - это один из видов профилактических мероприятий (
п. 7 ч. 1 ст. 45 Закона N 248-ФЗ). Он осуществляется инспектором в форме профилактической беседы по месту ведения деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи (
ст. 52 Закона N 248-ФЗ).
Пунктом 11(4) Постановления N 336 в редакции Постановления N 1743 определено, что в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В таких учреждениях может осуществляться профилактический визит продолжительностью 1 день. Возможность отказа от него не предусмотрена.
Профилактический визит необходим в том числе в целях оценки соблюдения обязательных требований и предусматривает возможность осмотра, отбора проб (образцов), истребования документов, испытания, инструментального обследования, экспертизы.
К сведению. Срок осуществления профилактического визита может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней.
Срок проведения профилактического визита, установленный
п. 11(4) Постановления N 336 в редакции Постановления N 1743, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
Если по результатам профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то контролируемому лицу или органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя контролируемого лица, выдается предписание об устранении выявленных нарушений. В случае выдачи предписания об устранении выявленных нарушений контролируемому лицу его копия направляется в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя контролируемого лица.
Если контрольным органом принято решение об осуществлении в государственных и муниципальных учреждениях дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, профилактического визита, то данное мероприятие включается в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год в соответствии с
Правилами N 990
<5>.
--------------------------------
<5>
Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
В каких случаях проводятся внеплановые проверки?
При необходимости органы пожарного надзора проводят внеплановые контрольные мероприятия. Если при этом необходимо взаимодействие с проверяемым, то в силу
ч. 1 ст. 66 Закона N 248-ФЗ такие проверки могут осуществляться только по основаниям, предусмотренным
п. 1,
3 -
6 ч. 1,
ч. 3 ст. 57 данного Закона.
В то же время
п. 3 Постановления N 336 в редакции Постановления N 1743 на 2023 год сохранены ограничения и в отношении оснований внеплановых проверок, ранее установленные на 2022 год.
Так, при условии согласования с органами прокуратуры они проводятся, в частности:
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
В определенных случаях внеплановая проверка может осуществляться и без согласования с органами прокуратуры (
пп. "б" п. 3 Постановления N 336).
Согласно
п. 31 Положения должностными лицами государственного пожарного надзора проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия следующих видов:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- выездная проверка;
- документарная проверка;
- выборочный контроль.
Для справки. Согласно
ч. 1 ст. 72 Закона N 248-ФЗ документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа.
В ходе внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия (
п. 34 Положения):
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
Для справки. На основании
ч. 1 ст. 69 Закона N 248-ФЗ под выборочным контролем понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое по месту хранения, применения (эксплуатации) и (или) реализации продукции (товаров), представляющее собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству. Об осуществлении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.
Согласно
п. 35 Положения предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований к продукции, установленных техническими регламентами. В ходе мероприятия могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия (
п. 36 Положения):
- осмотр;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование;
- испытание;
- экспертиза.
Кратко о правилах противопожарной безопасности
Ведя разговор о пожарных проверках, следует сказать несколько слов о правилах противопожарной безопасности. Они чрезвычайно многочисленны, содержатся в значительном числе нормативных документов. Кажется, что все их соблюсти непросто. Но учреждениям следует изучить те нормы, которые касаются их непосредственно, и последовательно проверить, насколько они соблюдаются. Лучше это сделать до прихода проверяющих лиц.
Конечно, в первую очередь необходимо руководствоваться положениями
Закона N 69-ФЗ
<6>. В
статье 38 данного Закона перечислены лица, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. К ним, в частности, относятся:
- собственники имущества;
- руководители федеральных органов исполнительной власти;
- руководители органов местного самоуправления;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций
<7>;
- должностные лица в пределах их компетенции.
--------------------------------
<6> Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
<7> Права и обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности перечислены в
ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ.
В регионах также принимаются свои локальные акты, определяющие требования к пожарной безопасности.
Но в первую очередь инспекторы МЧС обратят внимание на соблюдение
правил противопожарной безопасности, прописанных в Постановлении Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479. Его важно внимательно изучить.
Также особое внимание следует уделить соблюдению различных сводов правил (СП), в частности:
Номер СП | Название СП | Приказ МЧС России |
| "СП 232.1311500.2015. Свод правил. Пожарная охрана предприятий. Общие требования" | |
| "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации" | от 25.03.2009 N 179 |
| "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" | |
| "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения" | от 25.03.2009 N 181 |
| "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" | от 25.03.2009 N 173 |
| "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" | |
| "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования" | |
| "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты" | |
| "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" | |
| "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" | |
| "СП 514.1311500.2022. Свод правил. Временные здания и сооружения для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей. Требования пожарной безопасности" | от 04.04.2022 N 307 |
| "СП 7.13130.2013. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности" | |
Можно сказать, эти документы входят в число основных. Именно ими должны руководствоваться организации при соблюдении правил пожарной безопасности. Но есть и различные методические рекомендации, административные регламенты, другие документы, включая отраслевые правила, соблюдение которых может вызвать трудности. Ведь их нужно не только знать ("незнание не освобождает от ответственности"), но и уметь применять. В рамках одного материала все их перечислить невозможно. В этой связи в организации важно иметь специалиста в области противопожарной безопасности, осведомленного обо всех всевозможных требованиях.
Ответственность за несоблюдение правил пожарной безопасности
Основной вид нарушений в рассматриваемой сфере, за которые возможно применение мер административной ответственности, - нарушение требований пожарной безопасности (
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ
<8>). Иначе говоря, даже единственное нарушение, которое будет расценено проверяющими как нарушение требований пожарной безопасности, приведет к соответствующему наказанию.
--------------------------------
<8> Данная
норма не относится к невыполнению требований противопожарной безопасности в лесах и на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, что является предметом соответственно
ст. 8.32 и
11.16 КоАП РФ.
Приведем величины штрафов для должностных лиц и организаций (отдельные штрафы установлены для граждан, при этом выделены индивидуальные предприниматели).
Некоторые нарушения в данной области считаются особо опасными, поэтому в
ч. 6,
6.1 и
7 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении них установлены особые рамки штрафов (в таблице указаны в рублях).
Характер нарушения | Должностные лица | Юридические лица |
Нарушение требований пожарной безопасности | 20 000 - 30 000 | 300 000 - 400 000 |
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима <*> | 30 000 - 60 000 | 400 000 - 800 000 |
Повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности | 30 000 - 60 000 | |
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека | 80 000 - 100 000 | |
Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека | - | 1 000 000 - 2 000 000 <***> |
--------------------------------
<*> Устанавливается решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях в случае повышения пожарной безопасности на основании
ст. 30 Закона N 69-ФЗ.
<**> Данный штраф может быть заменен административным приостановлением деятельности на срок до 30 суток.
<***> Данный штраф может быть заменен административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того,
ст. 219 УК РФ установлены еще более суровые меры ответственности за нарушение требований пожарной безопасности для лиц, на которых возложена обязанность по их соблюдению, если это нарушение повлекло по неосторожности:
Последствие нарушения | Наказание |
Тяжкий вред здоровью человека <*> | Штраф в сумме до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
Смерть человека | Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
Смерть двух или более лиц | Принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового |
--------------------------------
<*> В отношении квалификации тяжести вреда, причиненного здоровью человека, см.
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.08.2007 N 522.
М. Подкопаев
Эксперт журнала
"Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Подписано в печать
28.03.2023