Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Проверки пожарной инспекции
(Гридина Н.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)
Информация о публикации
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2
Статья: Проверки пожарной инспекции
(Гридина Н.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2)
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 2
ПРОВЕРКИ ПОЖАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ
Проверки соблюдения законодательства в сфере противопожарной безопасности в бюджетных организациях проводит Государственный пожарный надзор. Как часто могут проходить такие проверки? Какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность в учреждениях культуры? Кто несет ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) рассматривает организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности на предприятии как основу всей деятельности любого предприятия независимо от формы его собственности. Учреждения культуры обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
- представлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в учреждениях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных.
Пожарная безопасность организаций регламентируется
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)
<1>, учреждениям культуры в них посвящен
разд. 6. Также есть еще стандарты, строительные правила (СНиП) и так называемые нормы пожарной безопасности (НПБ):
-
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие
Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
-
НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
-
НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утверждены Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39;
-
НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утверждены Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.
--------------------------------
<1>
Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
Детальные обследования в отношении конкретной организации проводятся не чаще одного раз в два года, контрольные - не ранее чем через полгода после окончания детальных. В случае неполного исполнения предписания инспектора организация переводится на усиленный режим контроля, предусматривающий проведение внеплановых целевых проверок. Кроме того, контрольные мероприятия могут проводиться и по заявлениям юридических и физических лиц, и на основании публикаций в СМИ, и при наличии вещественно доказанных нарушений организацией требований пожарной безопасности. Анонимные заявления при этом не являются основанием для осуществления проверок. О проведении детального или контрольного обследования инспектор заблаговременно извещает руководителя организации. Продолжительность самого мероприятия при соблюдении его непрерывности не может превышать одного месяца. Проверка может быть продлена руководителем подразделения противопожарной службы на основании рапорта осуществляющего ее инспектора, но не более чем на один месяц. Инспектор имеет право требовать представления ему подлинников документов, относящихся к предмету проверки и характеризующих состояние пожарной безопасности данной организации, и производить документально зарегистрированный отбор проб и образцов в минимально необходимом количестве. В то же время инспектору запрещено требовать представления документов, не относящихся к предмету проверки, препятствовать руководителям учреждений участвовать в проведении контрольного мероприятия, знакомиться с его результатами и выражать свое мнение о проверке. Инспектор не вправе распространять полученную им в результате проведения проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну. При обнаружении в ходе детального обследования нарушений требований пожарной безопасности инспектор ГПС составляет предписание (в 2-х экземплярах), в котором указывает обязательные для исполнения мероприятия. Предписание регистрируется в журнале учета предписаний соответствующего органа управления (подразделения) ГПС. Если руководитель отказывается подписать предписание, то инспектор делает соответствующую отметку, оно будет направлено руководителю по почте. Инспектор ГПС в случае совершения им при проведении контрольного мероприятия противоправных действий, в том числе превышения должностных полномочий, несет ответственность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами РФ.
Согласно правилам и противопожарным нормам в учреждении должны быть следующие документы:
- общеобъектная инструкция;
- приказ руководителя учреждения о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность на объекте в целом, с обязательным требованием о согласовании с ним всех проводимых на объекте работ и подчинении ему по линии пожарной безопасности всех штатных и нештатных сотрудников. Ответственное за пожарную безопасность лицо автоматически является ответственным за работоспособность технических средств (пожарной) безопасности и организацию деятельности учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций;
- приказ руководителя учреждения о назначении конкретных лиц, ответственных за пожарную безопасность в конкретных помещениях;
- инструкция по действию при получении сигнала "Пожар" для дежурного на пульте мониторинга противопожарного состояния объекта;
- комплект поэтажных планов и всех инженерных коммуникаций;
- план пожаротушения объекта, согласованный с территориальным органом Государственного пожарного надзора;
- комплект проектно-сдаточной документации по системам технических средств пожарной безопасности;
- договор на проведение регламентных и ремонтных работ по системам технических средств пожарной безопасности.
Помимо этого, необходимо наличие:
- во всех должностных инструкциях, договорах подряда и аренды отдельного пункта об ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности;
- письменной регистрации факта прохождения противопожарного инструктажа всеми лицами, осуществляющими какую-либо деятельность на территории объекта.
Согласно
Правилам пожарной безопасности для учреждений культуры, введенным в действие
Приказом Минкультуры России от 01.11.1994 N 736, для каждого пожароопасного участка должны быть разработаны инструкции по пожарной безопасности. Также руководитель учреждения культуры должен издать организационный приказ и расписать в нем мероприятия по пожарной безопасности, назначить ответственного за пожарную безопасность, определить места для курения, организовать осмотр помещений после рабочего дня и регулярный противопожарный инструктаж сотрудников и т.д.
В музеях и картинных галереях должен быть разработан план эвакуации экспонатов и других ценностей, а в цирках и зоопарках - план эвакуации животных. Практические тренировки по разработанной инструкции нужно проводить не реже одного раза в полугодие. Результаты тренировок заносятся в журнал противопожарного инструктажа.
В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных учреждений все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу. Допускается не закреплять кресла (стулья) в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи. В зрительных залах, используемых для танцевальных вечеров, с количеством мест не более 200 крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряды между собой. Деревянные конструкции сценической коробки (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, сценическое и выставочное оформление, а также драпировки в зрительных и экспозиционных залах, фойе, буфетах должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя учреждения должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия. В пределах сценической коробки театрально-зрелищных учреждений могут одновременно находиться декорации и сценическое оборудование не более чем для двух спектаклей. Хранение декораций, бутафории, деревянных станков, откосов, инвентаря и другого имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах под зрительными залами не разрешается. При оформлении постановок вокруг планшета сцены должен быть обеспечен свободный круговой проход шириной не менее 1 м. По окончании спектакля все декорации и бутафорию нужно разобрать и убрать со сцены в специальные склады (кладовые, сараи, сейфы и т.п.). На сцене не разрешаются курение, применение открытого огня (факелов, свечей, канделябров и т.п.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов. На планшете сцены должна быть нанесена красная линия, указывающая границу спуска противопожарного занавеса. Декорации и другие предметы оформления сцены не должны выступать за эту линию. По окончании спектакля (репетиции) противопожарный занавес обязан опускаться. Противопожарный занавес должен плотно примыкать к планшету сцены с помощью песочного затвора (эластичной подушки). Подъемно-пропускной механизм следует отрегулировать так, чтобы скорость опускания была не менее 0,2 м/с. Клапаны дымовых люков на зимний период должны утепляться и проверяться на безотказность в работе не реже одного раза в десять дней. Хранение и использование пиротехнических изделий должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями специальных правил. Изготовление их кустарным способом, а также хранение в зрелищных учреждениях, в помещениях и на трибунах стадионов, в парках культуры и отдыха, других местах с массовым пребыванием людей не разрешаются. При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках ответственным постановщиком (главным режиссером, художественным руководителем) должны быть разработаны и осуществлены по согласованию с органами государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров.
Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и т.д.), исправности электрооборудования (проводки, розетки и т.д.), наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава и т.д.) должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками, пожарным стволом и соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно правилам пожарной безопасности. Критерием служит площадь здания и материалов, которые могут загореться. Перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУТП) и пожарной сигнализации (АУПС), дан в
НПБ 110-03. Подключение сигнализации и противопожарной установки в большинстве случаев требует больших затрат. Но инспекторы проверяют наличие их очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.п.) должны быть исправными, огнетушители - проверенными.
Основными нарушениями требований пожарной безопасности, приводящими к возникновению пожаров, осложняющими их тушение, являются:
- нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;
- некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов;
- нарушение требований правил пожарной безопасности, правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.);
- курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска;
- пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов;
- отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц;
- загромождение проездов.
Ответственность за нарушения в сфере
противопожарной безопасности
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (
ст. 38 Закона N 69-ФЗ). Кроме того, ответственность за обеспечение пожарной безопасности также возлагается на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, должностных лиц в пределах их компетенции. За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Административная ответственность
Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями
КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридические лица - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб., на юридические лица - от 20 000 до 30 000 руб. (
п. п. 1,
2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований стандартов, норм и Правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридические лица - от 30 000 до 40 000 руб. (
п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с
п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 500 до 1000 руб., на юридические лица - от 5000 до 10 000 руб.
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (
п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. А также для должностных лиц
КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.
Уголовная ответственность
За нарушение Правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (
п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения Правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (
п. п. 2,
3 ст. 219 УК РФ).
Н.Гридина
Эксперт журнала
"Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
27.01.2009