Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Проверки пожарной инспекции
(Гридина Н.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10)
Информация о публикации
Гридина Н. Проверки пожарной инспекции // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. N 10. С. 25 - 33.
Статья: Проверки пожарной инспекции
(Гридина Н.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10)
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 10
ПРОВЕРКИ ПОЖАРНОЙ ИНСПЕКЦИИ
Проверки соблюдения законодательства в сфере противопожарной безопасности в бюджетных организациях проводит Государственный пожарный надзор. Как часто могут проходить такие проверки? Какими нормативными документами следует руководствоваться, чтобы обеспечить пожарную безопасность в учреждениях культуры? Кто несет ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) рассматривает организационные вопросы обеспечения пожарной безопасности на предприятии как основу всей деятельности любого предприятия независимо от формы его собственности. Учреждения культуры обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
- разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению;
- создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
- предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче-смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;
- обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
- предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности в учреждениях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
- содействовать деятельности добровольных пожарных.
Пожарная безопасность организаций регламентируется
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)
<1>, а также стандартами, строительными правилами (СНиП) и так называемыми нормами пожарной безопасности (НПБ):
-
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", приняты и введены в действие
Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 N 18-7;
-
НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утверждены Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315;
-
НПБ 253-98 "Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость", утверждены Приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 N 39;
-
НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утверждены Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.
--------------------------------
<1>
Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
Детальные обследования в отношении конкретной организации проводятся не чаще одного раз в два года, контрольные - не ранее чем через полгода после окончания детальной. В случае неполного исполнения предписания инспектора организация переводится на усиленный режим контроля, предусматривающий проведение внеплановых целевых проверок. Кроме того, контрольные мероприятия могут проводиться и по заявлениям юридических и физических лиц, и на основании публикаций в СМИ, и при наличии вещественно доказанных нарушений организацией требований пожарной безопасности. Анонимные заявления при этом не являются основанием для осуществления проверок. О проведении детального или контрольного обследования инспектор заблаговременно извещает руководителя организации. Продолжительность самого мероприятия, при соблюдении его непрерывности, не может превышать одного месяца. Проверка может быть и продлена руководителем подразделения противопожарной службы на основании рапорта осуществляющего ее инспектора, но не более чем на один месяц. Инспектор имеет право требовать представления ему подлинников документов, относящихся к предмету проверки и характеризующих состояние пожарной безопасности данной организации, и производить документально зарегистрированный отбор проб и образцов в минимально необходимом количестве. В то же время ему запрещено требовать представления документов, не относящихся к предмету проверки, препятствовать руководителям учреждений участвовать в проведении контрольного мероприятия, знакомиться с его результатами и выражать свое мнение о проверке. Инспектор не вправе распространять полученную им в результате проведения проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну. При обнаружении в ходе детального обследования нарушений требований пожарной безопасности инспектор ГПС составляет предписание (в двух экземплярах), в котором указывает обязательные для исполнения мероприятия. Предписание регистрируется в журнале учета предписаний соответствующего органа управления (подразделения) ГПС. Если руководитель отказывается подписать предписание, то инспектор делает соответствующую отметку, оно будет направлено руководителю по почте. Инспектор ГПН в случае совершения им при проведении контрольного мероприятия противоправных действий, в том числе превышения должностных полномочий, несет ответственность в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами РФ.
Согласно правилам и противопожарным нормам в учреждении должны быть документы:
- общеобъектная инструкция;
- приказ руководителя учреждения о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность на объекте в целом, с обязательным требованием о согласовании с ним всех проводимых на объекте работ и подчинении ему по линии пожарной безопасности всех штатных и нештатных сотрудников. Ответственное за пожарную безопасность лицо автоматически является ответственным за работоспособность технических средств (пожарной) безопасности и организацию деятельности учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций;
- приказ руководителя учреждения о назначении конкретных лиц, ответственных за пожарную безопасность в конкретных помещениях;
- инструкция по действию при получении сигнала "Пожар" для дежурного на пульте мониторинга противопожарного состояния объекта;
- комплект поэтажных планов и всех инженерных коммуникаций;
- план пожаротушения объекта, согласованный с территориальным органом Государственного пожарного надзора;
- комплект проектно-сдаточной документации по системам технических средств пожарной безопасности;
- договор на проведение регламентных и ремонтных работ по системам технических средств пожарной безопасности.
Помимо этого, необходимы:
- наличие во всех должностных инструкциях, договорах подряда и аренды отдельного пункта об ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности;
- письменная регистрация факта прохождения противопожарного инструктажа всеми лицами, осуществляющими какую-либо деятельность на территории объекта.
Особое внимание при проверке уделяется количеству первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и т.д.), исправности электрооборудования (проводки, розетки и т.д.), наличию автоматической установки противопожарной защиты и пожарной сигнализации. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, пожарные рукава и т.д.) должны содержаться в соответствии с паспортными данными. При этом на каждом огнетушителе должна быть соответствующая этикетка или бирка. Пожарные рукава следует укомплектовать соединительными головками, пожарным стволом и соединить с пожарным водопроводом. Количество и тип необходимых огнетушителей определяются согласно правилам пожарной безопасности. Критерием служит площадь здания и материалов, которые могут загореться.
Перечень помещений и оборудования, на которых должны быть автоматические установки пожаротушения (АУТП) и пожарной сигнализации (АУПС), дан в НПБ 110-03. Подключение сигнализации и противопожарной установки, как правило, требует больших затрат. Но инспекторы проверяют наличие их очень тщательно. Противопожарные установки, огнетушители, электрооборудование (проводки, розетки и т.п.) должны быть исправными, огнетушители - проверенными.
Основными нарушениями требований пожарной безопасности, приводящими к возникновению пожаров, осложняющими их тушение, являются:
- нерабочее состояние или отсутствие на объектах систем пожарной автоматики;
- некомплект или отсутствие первичных средств пожаротушения, неукомплектованность, нерабочее состояние внутреннего, наружного противопожарного водопроводов;
- нарушение требований правил пожарной безопасности, правил устройства электроустановок при эксплуатации электрооборудования (не проводится замер сопротивления силовой и осветительной сетей, электропроводная продукция, розетки, выключатели прокладываются по сгораемому основанию, в качестве аппаратов защиты используются некалиброванные плавкие вставки, жилы электропроводов соединяются скруткой и т.д.);
- курение в неустановленных местах, проведение огневых работ без оформления соответствующего наряда-допуска;
- пользование электробытовыми приборами без подставок из негорящих материалов;
- отсутствие надлежащей охраны объектов, несанкционированный доступ посторонних лиц;
- загромождение проездов.
Ответственность за нарушения в сфере
противопожарной безопасности
Персональная ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на руководителя организации (
ст. 38 Закона N 69-ФЗ), а также на лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за пожарную безопасность, должностных лиц в пределах их компетенции. За нарушения правил пожарной безопасности должностные лица подвергаются дисциплинарной, материальной, административной, уголовной и иной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
На детско-юношеские школы распространяются действия
Приказа Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности" (вместе с
Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, утвержденными Гособразованием СССР 10.05.1989), регулирующего деятельность руководителя образовательного учреждения по организации противопожарных мероприятий. Так, например, руководитель должен обеспечить разработку плана эвакуации и порядка оповещения людей, устанавливающих обязанности и действия работников учреждения на случай возникновения пожара, и утвердить их, а также утвердить список должностных лиц, на которых возлагается проведение этих мероприятий. План эвакуации и его порядок должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий. Практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие. Не допускаются к работе лица, не прошедшие противопожарный инструктаж, а также показавшие неудовлетворительные знания.
Правила пожарной безопасности для спортивных сооружений (ППБ-0-148-87) утверждены МВД СССР 25.12.1987, Госкомспортом СССР 11.01.1988.
Ответственность за обеспечение пожарной безопасности объектов, а также контроль за соблюдением противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях (если это особо не оговорено в договоре на аренду) несут и осуществляют руководители этих объектов.
Руководители арендующих организаций несут ответственность за соблюдение установленного противопожарного режима в арендуемых зданиях и помещениях, а также за выполнение противопожарных мероприятий, указанных в договоре на аренду.
В период проведения тренировок, репетиций и занятий физкультурой ответственность за соблюдение членами команд, групп, коллективов противопожарного режима несут тренеры, преподаватели, руководители коллективов.
Ответственность за соблюдение противопожарного режима при проведении спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий и использовании устанавливаемого оборудования возлагается на организации, проводящие эти мероприятия.
Руководители объектов обязаны:
1. Установить на территории, в зданиях и помещениях строгий противопожарный режим (оборудовать места для курения, установить строжайшее соблюдение порядка проведения огневых работ и правил пользования электронагревательными приборами, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания их работы и т.п.) и периодически контролировать его соблюдение всеми сотрудниками и обслуживающим персоналом.
Совместно с руководителями арендующих организаций определить порядок содержания в пожаробезопасном состоянии оборудования, помещений и участков территорий, закрепленных за ними. Требовать от руководителей арендующих организаций устранения нарушений режимного характера, а также выполнения противопожарных мероприятий, оговоренных в договоре на аренду.
Назначить приказом лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности по каждому сооружению, зданию, участку территории, сектору, помещению, а также за эксплуатацию и исправное техническое состояние систем противодымной защиты, противопожарного водоснабжения, установок пожарной автоматики и систем оповещения о пожаре.
2. Организовать:
- разработку планов эвакуации людей, инструкций и памяток о мерах пожарной безопасности, своевременную их корректировку при проведении массовых мероприятий, изменении планировки зданий, увеличении вместимости трибун, изменении назначения отдельных помещений и др., а также периодическую (не реже одного раза в год) практическую отработку этих планов;
- противопожарную подготовку (противопожарный инструктаж) инженерно-технических работников, тренеров, спортсменов технических видов спорта, рабочих и служащих.
3. Обеспечить:
- сооружения, здания, помещения и территорию объекта наглядной агитацией, знаками безопасности согласно действующим нормативным документам, а также необходимыми средствами пожаротушения;
- содержание в исправном состоянии систем пожарной автоматики и средств пожаротушения, систем оповещения, эвакуационного аварийного освещения, знаков безопасности, средств связи с сигнализацией, наглядной агитации.
Кроме того, ознакомить организаторов международных соревнований и культурно-зрелищных мероприятий с установленным противопожарным режимом на объекте.
4. Не допускать:
- загромождения противопожарных разрывов между строениями;
- увеличения вместимости трибун, а также изменения назначения отдельных помещений;
- к работе лиц (в том числе временной), не прошедших противопожарного инструктажа;
- использования первичных средств пожаротушения для целей, не связанных с тушением пожара;
- проведения репетиций с использованием осветительной, звукозаписывающей, воспроизводящей и другой аппаратуры и оборудования при отсутствии технических паспортов или актов об их техническом и противопожарном состоянии.
Административная ответственность
Административная ответственность может реализоваться как правами надзорных органов, так и в судебном порядке в соответствии со статьями
КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, грозят наложением административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб., на юридических лиц - от 20 000 до 30 000 руб. (
п. п. 1,
2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц - от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб. (
п. 3 ст. 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с
п. 6 ст. 20.4 КоАП РФ несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, грозит наложением административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 5000 до 10 000 руб.
За неисполнение предписаний инспекторов предусмотрен штраф (
п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) для граждан в размере от 300 до 500 руб., для должностных лиц - от 1000 до 2000 руб., для юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. А также для должностных лиц
КоАП РФ установлена дисквалификация на срок до трех лет.
Уголовная ответственность
За нарушение правил пожарной безопасности, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью человека, виновное лицо несет ответственность: минимальную - штраф до 80 000 руб., максимальную - до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности (
п. 1 ст. 219 УК РФ). Если же нарушения правил пожарной безопасности повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы на срок до пяти или семи лет соответственно (
п. п. 2,
3 ст. 219 УК РФ).
Н.Гридина
Эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Подписано в печать
28.09.2009