Главная // Пожарная безопасность // Статья
СПРАВКА
Название документа
Статья: Пожарная безопасность на предприятии
(Королев С.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 12)
Информация о публикации
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 12


Статья: Пожарная безопасность на предприятии
(Королев С.А.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 12)


Содержание


"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2007, N 12
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ
В последнее время организации все больше внимания уделяют пожарной безопасности. Это вполне объяснимо - как известно, предупредить болезнь легче, чем лечить.
Обычно общение с контролерами не вызывает у налогоплательщиков положительных эмоций, поэтому в данной статье мы рассмотрим вопросы о том, в каких случаях можно избежать проверки, что в первую очередь интересует проверяющих, какими полномочиями они обладают и многие другие.
Права и обязанности сторон
В мероприятиях по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами мер пожарной безопасности участвуют две стороны - проверяющая и проверяемая. Рассмотрим их подробнее. Пожарные инспекторы (проверяющая сторона) обладают довольно широкими полномочиями. Согласно пп. 2 п. 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, пожарные инспекторы имеют право беспрепятственно обследовать и проверять территории, здания, сооружения, помещения организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением правил пожарной безопасности и пресечения их нарушений. Более того, они могут требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, относящихся к предмету проверки.
В свою очередь, должностные лица или представители проверяемой организации перед проверкой вправе потребовать у контролеров предъявить служебное удостоверение и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем пожарного управления или его заместителем, в котором должны содержаться соответствующие реквизиты (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ <1>).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Обратите внимание: согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ тех проверяющих, которые не указаны в распоряжении, можно смело не пропускать на территорию хозяйствующих субъектов, равно как не следует впускать любых контролеров, если какой-либо документ из перечисленных выше не был ими предъявлен.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 69-ФЗ <2> на руководителей предприятий возлагаются обязанности:
- соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнения предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны;
- разработки и осуществления мер обеспечения пожарной безопасности;
- проведения противопожарной пропаганды, а также обучения своих работников мерам пожарной безопасности;
- включения в коллективный договор (соглашение) вопросов пожарной безопасности;
- содержания в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, предотвращения их использования не по назначению;
- оказания содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения;
- обеспечения должностным лицам пожарной охраны при выполнении ими служебных обязанностей доступа на территорию, в здания, сооружения и иные объекты предприятий;
- представления по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведений и документов о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;
- незамедлительного извещения пожарной охраны о возникших пожарах, неисправностях систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Следует отметить, что руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Кроме того, нужно завести журнал проверок, в котором фиксировать каждое посещение контролеров, а также их данные (Ф.И.О., должность, подпись). В журнале указываются дата, время проведения, правовые основания, цели, задачи и предмет проверки, сведения о выявленных нарушениях, составленных протоколах, административных правонарушениях и выданных предписаниях (п. 5 ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ). Журнал проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью организации. В случае отсутствия журнала в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.
Виды проверок и порядок их проведения
Пожарные инспекторы могут посетить организацию в рамках как плановой, так и внеплановой проверки. Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года. Причинами же внеплановых проверок соблюдения установленных норм пожарной безопасности могут послужить, в частности, обращения граждан с жалобой, что организация нарушает их права и законные интересы в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением установленных правил пожарной безопасности. При этом если жалоба (обращение) не позволяет установить лицо, обратившееся в Госпожарнадзор, то есть попросту является анонимкой, то она не может служить основанием для внеплановой проверки норм пожарной безопасности (п. 5 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ).
Вызвать внеплановую проверку может также иная информация, полученная от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и предпринимателей.
Кроме того, на практике довольно часто причиной внеплановых проверок может послужить пожар. При этом вероятность посещения проверяющих возрастает у тех фирм, которые осуществляют ту же предпринимательскую деятельность, что и погорелец, например у организаций, реализующих строительные материалы.
Ну и конечно, не стоит забывать о внеплановых посещениях инспекторов с целью проверить исполнение предписания об исправлении нарушений правил пожарной безопасности по результатам плановых проверок.
Продолжительность проверки организации не должна превышать один месяц (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ). Однако в исключительных случаях на основании мотивированного запроса проверяющего руководитель Госпожарнадзора или его заместитель может продлить данный срок, но не более чем на один месяц, например в связи с проведением дополнительных мероприятий в рамках проверки.
По результатам проверки пожарным инспектором составляется акт в двух экземплярах (п. 52 Приказа МЧС России N 132 <3>). В нем контролер дает краткую характеристику состояния пожарной безопасности проверяемого объекта, а также отражает результаты проверки. К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований и экспертиз. В случае привлечения организации к ответственности за нарушение обязательных требований пожарной безопасности к акту приобщаются также объяснения ответственных работников.
--------------------------------
<3> Приказ МЧС России от 17.03.2003 N 132 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации".
Один экземпляр акта с копиями приложений пожарный инспектор в 10-дневный срок со дня окончания проверки вручает руководителю организации, ее представителю под расписку либо направляет по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если по результатам проверки норм пожарной безопасности в организации установлено административное правонарушение, то контролер оформляет протокол в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и выдает предписание об устранении выявленных нарушений, составленное в двух экземплярах. В данном документе указывается, какие нарушения пожарной безопасности в организации следует устранить и в какой срок <4>. При этом надо учитывать, что по истечении указанного срока пожарные придут проконтролировать исполнение их предписания (п. 50 Приказа МЧС России N 132). Однако в данном случае внеплановую проверку можно предотвратить. Для этого до установленного в предписании срока необходимо устранить все нарушения и представить подтверждающие документы в контролирующий орган.
--------------------------------
<4> Срок выполнения предписания (устранения выявленных нарушений) устанавливается проверяющим с учетом степени потенциальной опасности выявленных правонарушений для жизни, здоровья людей, а также имущества третьих лиц.
В случае если вы с нарушениями, замечаниями по пожарной безопасности или с наложенными взысканиями не согласны, постановление инспекторов можно обжаловать в 10-дневный срок начальнику пожарной службы (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).
Основная задача контролеров заключается в проверке соблюдения организацией Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) <5> (далее - ППБ). Как показывает практика, при проверке хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения ППБ контролеры, как правило, обращают внимание лишь на основные, наиболее распространенные нарушения.
--------------------------------
<5> Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.
Первое, что потребует у проверяемого субъекта пожарный инспектор, - это приказ, утвержденный руководителем организации, и инструкцию о пожарной безопасности в фирме. Приказ руководителя помимо установления ответственных за пожарную безопасность сотрудников должен определять порядок осмотра помещения в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа сотрудников фирмы (п. 15 ППБ).
В инструкциях о мерах пожарной безопасности, в частности, должны быть определены (Приложение N 1 к Приказу МЧС России от 18.06.2003 N 313):
1) порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, проведения пожароопасных работ;
3) порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) места для курения.
К сведению: ст. 6 Федерального закона N 87-ФЗ <6> запрещено курение на рабочих местах и установлена обязанность работодателей оборудовать специально отведенные места для курения. Вместе с тем требования, которым они должны соответствовать, ни ППБ, ни один другой нормативный документ не предусматривают. По мнению автора, во избежание претензий со стороны пожарных инспекторов работодателям при оборудовании специальных мест для курения необходимо руководствоваться здравым смыслом, то есть не располагать их рядом с легковоспламеняющимися материалами и установить металлические урны;
5) порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака".
Обратите внимание: в соответствии с п. 7 ППБ все сотрудники организации должны допускаться к работе только после противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение предупреждению и тушению возможных пожаров.
В каждом помещении на видных местах следует вывесить таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны, чтобы при возникновении опасности любой сотрудник фирмы мог с ней связаться (п. 13 ППБ). Двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания за исключением дверей, открывание которых не нормируется документами по пожарной безопасности (п. 52 ППБ). Согласно п. 33 ППБ около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Кроме того, в зданиях и сооружениях, где одновременно на этаже находится более 10 человек, должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система оповещения людей о пожаре, соответствующая Нормам пожарной безопасности <7>, неустановка которой может послужить основанием для привлечения организации к административной ответственности (Постановление ФАС ЗСО от 19.03.2007 N Ф04-1430/2007(32406-А46-43)).
--------------------------------
<7> Нормы пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утв. Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) дополнительно к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по безопасной и быстрой эвакуации, на основании которой как минимум раз в полгода следует проводить практические тренировки по эвакуации всех работников - учебные тревоги. При этом планы (схемы) эвакуации должны совпадать с планом здания (сооружения).
Далее контролеры перейдут к проверке обеспечения помещений фирмы огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения (п. 108 ППБ). Количество, типы и виды средств тушения в зависимости от площади и видов помещений определены в Приложении N 3 к ППБ.
Не следует забывать и о своевременном обслуживании и проверке противопожарных систем и установок (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений, которые в соответствии с п. 34 ППБ должны постоянно содержаться в рабочем состоянии.
Для того чтобы разобраться, в каких случаях следует устанавливать автоматическую пожарную сигнализацию, в каких - автоматическую систему пожаротушения, необходимо обратиться к Нормам пожарной безопасности (НПБ 110-03) <8>. Например, если торговый зал располагается в цокольном или подвальном помещении и имеет площадь более 200 кв. м, то в соответствии с вышеупомянутыми Нормами в зале необходимо установить автоматическую систему пожаротушения, если менее 200 кв. м - автоматическую пожарную сигнализацию.
--------------------------------
<8> Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315.
Также следует учитывать, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой очищаться от снега и льда (п. 23 ППБ). В противном случае фирма может быть привлечена к административной ответственности. Так, судьи поддержали контролеров в привлечении организации к административной ответственности за установку без согласования с органами пожарного надзора шлагбаума, который перекрыл проезд к зданиям и сооружениям, установленный для пожарных машин (Постановление ФАС ЗСО от 05.09.2006 N Ф04-5502/2006(25831-А75-7)).
С.А.Королев
Эксперт журнала
"Актуальные вопросы
бухгалтерского учета
и налогообложения"
Подписано в печать
31.05.2007