Главная // Пожарная безопасность // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Новогодние расходы: суд против чиновников
(Егоркина О.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2013, N 12)
Информация о публикации
Егоркина О. Новогодние расходы: суд против чиновников // Налоговый учет для бухгалтера. 2013. N 12. С. 16 - 22.
Статья: Новогодние расходы: суд против чиновников
(Егоркина О.)
("Налоговый учет для бухгалтера", 2013, N 12)
"Налоговый учет для бухгалтера", 2013, N 12
НОВОГОДНИЕ РАСХОДЫ: СУД ПРОТИВ ЧИНОВНИКОВ
Впереди новогодние праздники, которые не обходятся без корпоративных мероприятий. Любая, даже небольшая организация хочет устроить корпоративное мероприятие. А поскольку траты неизбежны, старается сэкономить на налогах, маскируя их под представительские расходы. Рассмотрим порядок налогового учета затрат на празднование самого любимого праздника в году с позиции чиновников и арбитражных судов, а также затронем вопрос о том, какая ответственность и за какие нарушения грозит организации во время корпоратива.
Чиновники утверждают, что расходы, связанные с подготовкой и проведением банкетов (украшения для зала, приглашение Деда Мороза со Снегурочкой и т.д.), не могут быть учтены при исчислении налога на прибыль организаций (
Письмо Минфина России от 20.12.2005 N 03-03-04/1/430). Аргументируют они это тем, что данные затраты экономически не оправданы, т.к. не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (
Письмо Минфина России от 11.09.2006 N 03-03-04/2/206).
Тем не менее организации пытаются различными методами отстоять новогодние траты.
Сплочение сотрудников для эффективной совместной работы
Как правило, цель праздничного мероприятия - сплочение сотрудников для эффективной совместной работы, для повышения производительности труда. Кстати, в одном из споров арбитры были в целом не против праздничных затрат, обществу не хватило лишь документального подтверждения.
Судебная практика. Суд кассационной инстанции признал спорные затраты обоснованными и направленными на повышение производительности труда. Такая оценка была дана исходя из цели проведенного мероприятия, а именно - его направленности на сплочение сотрудников для эффективной совместной работы в рамках одной компании, создания атмосферы доверия и взаимной поддержки.
Тем не менее в
Постановлении ФАС Московского округа от 21.04.2011 N КА-А40/2152-11 прозвучало, что данный вывод не подтверждается документами. В деле отсутствовало приложение к договору с указанными параметрами, касающимися организации мероприятия. При этом представленный акт не содержал сведений о проведенном корпоративе, в нем было только сказано, что работы по договору выполнены в полном объеме и удовлетворяют требованиям заказчика.
Списываем праздник на представительские расходы
Зачастую организации пытаются замаскировать затраты на корпоративы под представительские расходы. Такой подход налоговикам не нравится. И неудивительно. Ведь в соответствии с
п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским относятся расходы налогоплательщика на официальный прием или обслуживание представителей других организаций. Это расходы на проведение официального приема, доставку данных лиц к месту проведения мероприятия, буфетное обслуживание во время переговоров, на оплату услуг переводчиков. При этом не являются представительскими расходами затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний.
Данный вывод подтвердил Минфин России в
Письме от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796.
Судебная практика. Затраты на проведение корпоративного мероприятия не могут быть признаны обоснованными и включены в состав представительских расходов, т.к. они не являются расходами на официальный прием или обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах. На это было указано в
Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2009 по делу N А56-17976/2008 (
Определение ВАС РФ от 30.11.2009 N ВАС-15476/09).
Несмотря на частые фиаско, налогоплательщики не оставляют надежды отстоять расходы на организацию праздников. Одним из таких направлений является приравнивание корпоративов к рекламе. По нашему мнению, отстоять подобную "рекламу" практически невозможно. Объясним почему.
Реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. На это указано в
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В свою очередь, под неопределенным кругом лиц понимаются те, кто не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (
Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Отметим, что арбитры также считают, что затраты на корпоративы далеки от понятия рекламных расходов.
Судебная практика. В
Постановлении ФАС Московского округа от 27.07.2011 N КА-А40/7350-11 (Определение ВАС РФ от 31.12.2011 N ВАС-14202/11) судьи пришли к выводу, что затраты, понесенные обществом на организацию корпоративного мероприятия, нельзя рассматривать в качестве рекламных. Дело в том, что они не отвечают требованиям
п. 4 ст. 264 НК РФ и понятию "реклама", установленному
Законом о рекламе, не преследуют цели воздействовать на потребителя для продвижения продукции, идей и начинаний.
Входной НДС с суммы расходов на торжественное мероприятие также нельзя принять к вычету. Ведь в данном случае товары (работы, услуги) предназначаются для осуществления операций, не признаваемых объектами налогообложения (
пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Чиновники отмечают, что в случае приобретения услуг по организации и проведению культурно-развлекательных мероприятий, включающих аренду зала, концертную программу, банкетно-фуршетное обслуживание, для проведения корпоративных мероприятий, персонификация участников которых не осуществляется, объекта по НДС и права на вычет налога также не возникает. Данный вывод содержится в Письмах Минфина России от 13.12.2012
N 03-07-07/133 и от 28.03.2011
N 03-07-07/11.
Чиновники считают, что у работников - участников корпоративных мероприятий возникает доход, облагаемый НДФЛ и страховыми взносами. Речь здесь идет о стоимости развлекательной программы, которая и является доходом сотрудников, полученным в натуральной форме.
Если же говорить об оплате организацией проезда сотрудников к месту проведения корпоративного мероприятия и проживания там, то они также относятся к доходам сотрудников. Поскольку участие в праздничном мероприятии не связано с производственной деятельностью работников и выполнением ими служебных поручений, указанные поездки не являются командировками (
Письмо Минфина России от 21.06.2013 N 03-04-06/23587).
Посчитаем, кто сколько съел
Корпоративы бывают разными, но на бокал шампанского и закуску рассчитывают практически все работники. Тем не менее и такой минимум может обернуться головной болью для работодателей. Ведь, по мнению чиновников, даже расходы на стоимость продуктов питания надлежит записать в доход работникам. При этом организации, проводящей корпоративное мероприятие, следует выполнить функции налогового агента по НДФЛ.
Так как же посчитать употребленные продукты каждым из работников? Финансисты лишь отмечают, что работодатель должен принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками. Вместе с тем если при потреблении работниками питания, приобретенного для корпоратива, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, то дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает. Данный вывод содержится в Письмах Минфина России от 14.08.2013
N 03-04-06/33039, от 03.04.2013
N 03-04-05/6-333, от 06.03.2013
N 03-04-06/6715 и от 30.01.2013
N 03-04-06/6-29.
Судебная практика. Судьи отметили, что для включения в доход каждого сотрудника сумм оплаты за участие в корпоративных мероприятиях необходимо определить сумму дохода, полученного каждым сотрудником. Однако в материалах дела отсутствуют подтверждение фактического участия каждого сотрудника в корпоративном мероприятии и возможность определения полученного дохода. Поэтому произведенное налоговым органом доначисление сумм НДФЛ признано не соответствующим законодательству (
Постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 N КА-А40/8528-09).
Аналогичным образом поступают и в отношении страховых взносов.
Судебная практика. В базу для исчисления страховых взносов включаются только такие выплаты в натуральной форме, которые произведены в пользу конкретного физического лица. В случае же проведения корпоративного праздника установить, какая часть стоимости потребленных продуктов приходится на конкретного работника, т.е. определить объект обложения страховыми взносами в отношении каждого из них, невозможно (
Постановление ФАС Центрального округа от 03.09.2012 по делу N А14-11328/2011).
Бывает, что на праздник приглашаются только избранные работники предприятия. В этом случае чиновники могут посчитать, что данное действо является поощрением сотрудников за добросовестный труд. Соответственно, сумма полученной работниками экономической выгоды (дохода) облагается НДФЛ и страховыми взносами (к примеру, стоимость билета на концерт).
Судебная практика. В данном случае праздничные мероприятия были организованы для всего коллектива, безотносительно к вкладу каждого сотрудника в работу. Поэтому факт участия не свидетельствует о выплате обществом работникам вознаграждения стимулирующего или компенсирующего характера. Такой вывод содержится в Постановлениях ФАС Центрального округа от 21.09.2012 по делу
N А14-13077/2011 (
Определение ВАС РФ от 26.11.2012 N ВАС-16165/12) и от 29.08.2012 по делу
N А14-7962/2011 (
Определение ВАС РФ от 07.12.2012 N ВАС-16167/12).
Сегодня никого не удивишь корпоративом в бане. Только не все знают, что такое празднование может обернуться налоговой проблемой для банных комплексов. Речь идет о налогоплательщиках, уплачивающих ЕНВД с деятельности по оказанию услуг бань.
К сведению. В соответствии с ОКУН к бытовым услугам относятся услуги бань, душевых и саун (код ОКУН
019100).
Из определения понятия "бытовые услуги", приведенного в
ст. 346.27 НК РФ, следует, что под "вмененку" подпадают только те услуги, которые оказываются физическим лицам на основе заключенных с ними договоров. В данном же случае соответствующий договор заключается с организацией, а физические лица получают услуги безвозмездно.
Контролеры считают, что на ЕНВД переводятся только те налогоплательщики, которые по договорам бытового подряда удовлетворяют личные (бытовые) потребности конкретных заказчиков этих услуг - физических лиц. Если же услуги оказываются через организации, то ни о какой "вмененке" речи быть не может. На это было указано в Письмах ФНС России от 07.11.2011
N ЕД-4-3/18522@ и Минфина России от 13.05.2010
N 03-11-06/3/72.
Однако радует позиция высших арбитров. В
п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 прозвучало, что оказание бытовых услуг непосредственно физическому лицу в целях удовлетворения его бытовых или других личных потребностей подпадает под "вмененку" вне зависимости от того, с кем был заключен договор на эти услуги. Ведь для целей применения ЕНВД не имеет значения, является ли физическое лицо стороной по договору на оказание бытовых услуг либо третьим лицом, а также оплачивает ли оно названные услуги. Определяющим критерием будет тот факт, что именно физическое лицо выступает непосредственным потребителем бытовой услуги.
Судебная практика. В
Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 по делу N А56-10700/2010 указано, что факт заказа (речь шла о корпоративе в бане) и оплаты услуг юридическими лицами не изменяет правовую природу этих услуг для целей налогообложения - фактическое оказание данных услуг физическим лицам как конечным потребителям.
Устанавливая елку, убедитесь, не будет ли она размещена на эвакуационных путях и выходах. Следует руководствоваться "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденным Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам влечет наложение административного штрафа (
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ):
- на граждан - от 3000 руб. до 4000 руб.;
- на должностных лиц - от 15 000 руб. до 20 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 руб. до 40 000 руб.;
- на юридических лиц - от 150 000 руб. до 200 000 руб.
Судебная практика. Одним из нарушений, установленных проверкой, за которое предусмотрена ответственность
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, являлась установка на путях эвакуации новогодней елки (
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2012 по делу N А05-2398/2012).
Если Снегурочка рекламирует пиво
В дни новогодних праздников на улицах можно встретить людей в костюмах мультипликационных героев, рекламирующих различную продукцию. Между тем организациям, торгующим алкогольной продукцией, следует знать, что такого рода реклама для них противопоказана. Дело в том, что при рекламе алкогольной продукции не должны использоваться образы людей и животных, в т.ч. выполненные с помощью мультипликации (анимации). На это указано в
п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе.
Данное нарушение влечет наложение административного штрафа (
ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ):
- на граждан - от 2000 руб. до 2500 руб.;
- на должностных лиц - от 4000 руб. до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 100 000 руб. до 500 000 руб.
Судебная практика. При проведении рекламной акции пива "Балтика" использовались образы девушек в костюме Снегурочки, т.е. человеческие образы. Общество осуществило набор промоутеров, предоставило им униформу и призы, обеспечило инструкциями по проведению акции. При указанных обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного
ст. 14.3 КоАП РФ (
Постановление ФАС Центрального округа от 23.05.2006 по делу N А36-216/2006).
К сведению. Количество записей в ЕГРЮЛ, в которых встречаются слова:
- "Елка" - 62;
-"Снегурочка" - 50;
- "Новый год" - 14;
- "Дед Мороз" - 9;
- "Санта-Клаус" - 4;
- "С Новым годом" - 2.
О.Егоркина
Бухгалтер-консультант
аудиторской компании "Визавис"
Подписано в печать
18.11.2013