Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Карелия от 25.06.2015 N 21-202/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Верховного суда Республики Карелия от 25.06.2015 N 21-202/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2015 г. N 21-202/2015
Судья Сутягина Е.М. N 21-202/2015
РЕШЕНИЕ
25 июня 2015 г. г. Петрозаводск
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 27 января 2015 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада",
установил:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 27 января 2015 г. ОАО "МРСК Северо-Запада" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и данному предприятию назначено наказание в виде административного штрафа в размере (...) рублей.
По результатам рассмотрения жалобы ОАО "МРСК Северо-Запада" на данное постановление решением судьи Лахденпохского районного суда РК постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
С таким решением судьи не согласно ОАО "МРСК Северо-Запада", в жалобе защитник Сополева Е.В. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи.
В обоснование доводов жалобы ссылается на необоснованность применения в рассматриваемом случае Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, и принятия субъектами административной юрисдикции в качестве доказательства нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах акта осмотра мест рубки, составленного до завершения указанных работ. Считает, что, поскольку в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия были сообщены необходимые сведения о рубке в целях доведения этих сведений до ТУ Росимущества по РК, которое обязано организовать вывоз древесины с мест рубки и ее реализацию, вины ОАО "МРСК Северо-Запада" в совершении правонарушения не имеется. Так как работы по рубке исполняло ООО "(...)", принявшее по условиям заключенного договора подряда обязательства по расчистке просек линий электропередачи и утилизации порубочных остатков с соблюдением требований действующего законодательства, ОАО "МРСК Северо-Запада" субъектом вменяемого ему правонарушения не является, и ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах должна быть возложена на подрядчика, устранившего впоследствии выявленные нарушения.
Заслушав объяснения должностного лица административного органа (...), возражавшего по доводам жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу требований
ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим
Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе, правилами пожарной безопасности в лесах.
К видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (
п. 13 ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ).
В силу п. 16, подп."б" п. 17, п. 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что просеки, на которых находятся линии электропередачи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Исходя из подп."а" п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 17 апреля 2014 г. N 580 установлена дата начала пожароопасного сезона на территории (...) муниципального района - с 22 апреля 2014 г.
Из материалов дела следует, что в порядке п. 10 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, (...) ОАО "МРСК Северо-Запада" в адрес Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия было представлено уведомление о проведении сплошных рубок деревьев в охранных зонах линий электропередачи ((...)) в целях расширения просек.
В ходе проведения 18 августа 2014 г. должностными лицами (...) участкового лесничества ГКУ РК "(...)" патрулирования территории лесного фонда на лесном участке в квартале (...) были выявлены нарушения ОАО "МРСК Северо-Запада" Правил пожарной безопасности в лесах, что нашло отражение в акте осмотра N 35 от 18 августа 2014 г.
В связи с выявленными нарушениями постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 27 января 2015 г.
ОАО "МРСК Северо-Запада" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Согласно постановлению должностного лица 18 августа 2014 г. в квартале (...) ОАО "МРСК Северо-Запада", проводящим сплошные рубки лесных насаждений в охранных зонах линий электропередачи, нарушены требования п. 16, подп."б" п. 17, п. 19, п. 34 Правил пожарной безопасности в лесах, что выразилось в оставлении порубочных остатков от срубленных деревьев на местах рубки и отсутствии минерализованной полосы вокруг древесины, уложенной в штабеля.
Обстоятельства совершения правонарушения и виновность юридического лица в нарушении правил пожарной безопасности в лесах подтверждаются собранными по делу доказательствами в их совокупности, которые получили оценку в соответствии с требованиями
ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства объективной невозможности соблюдения предприятием норм законодательства, устанавливающих требования пожарной безопасности в лесах, в материалах дела отсутствуют, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие его виновность в совершении вменяемого правонарушения, не установлены.
Поскольку выводы должностного лица и судьи о наличии состава вменяемого административного правонарушения и виновности ОАО "МРСК Северо-Запада" в его совершении основаны на фактических обстоятельствах дела и собранных по делу доказательствах, указанное предприятие на законных основаниях было привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями
КоАП РФ, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Доводы жалобы относительно ошибочного определения в рассматриваемом случае субъекта вменяемого административного правонарушения несостоятельные, поскольку именно ОАО "МРСК Северо-Запада" в силу
ст. ст. 21,
25 Лесного кодекса РФ является юридическим лицом, использующим лес и обязанным содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Заключение договора подряда, предусматривающего обязанность третьего лица по непосредственному выполнению работ по рубке и утилизации порубочных остатков, не освобождает ОАО "МРСК Северо-Запада" от выполнения возложенных на него законодательством публично-правовых обязанностей (в силу требований
п. 1 ст. 715 Гражданского кодекса РФ заказчику предоставлено право во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность).
Таким образом, субъекты административной юрисдикции пришли к правильным выводам о том, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередачи несет сетевая организация, которой является ОАО "МРСК Северо-Запада".
Доводы жалобы о необоснованности применения при рассмотрении дела Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, также несостоятельные, так как этот нормативный правовой акт устанавливает обязанность сетевых организаций обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Доводы жалобы в части недопустимости акта осмотра мест рубки по мотиву его составления до завершения указанных работ во внимание приняты быть не могут. Данный акт составлен в рамках проведения уполномоченным должностным лицом мероприятий по контролю за исполнением требований лесного законодательства, и обязанность по содержанию просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах подлежит исполнению постоянно и независимо от времени завершения рубки, которая производилась в пожароопасный сезон.
Доводы жалобы со ссылкой на положения Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со
ст. ст. 43 -
46 Лесного кодекса РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 N 604, об отсутствии вины ОАО "МРСК Северо-Запада" в совершении правонарушения не свидетельствуют, так как согласно п. 3 этих Правил при использовании юридическими лицами лесов для соответствующих целей рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь требованиями
ст. ст. 30.7 -
30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 27 января 2015 г. и решение судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 29 апреля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Судья
Н.А.КОЛБАСОВА