Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Карелия от 19.05.2016 N 21-234/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Верховного суда Республики Карелия от 19.05.2016 N 21-234/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2016 г. N 21-234/2016
Судья Ощепков Д.А. N 21-234/2016
РЕШЕНИЕ
19.05.2016 г. Петрозаводск
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" Р. на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия - заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 18.01.2016, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 14.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы",
установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия - заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 18.01.2016 ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Решением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 14.04.2016 постановление по делу оставлено без изменения, жалоба Общества на постановление - без удовлетворения.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласен защитник Общества Р., в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что отсутствует событие административного правонарушения. Указывает, что работы по расширению просеки Л-233 выполнялись подрядной организацией, на которую п. 6.38 договора была возложена обязанность по уборке порубочных остатков. На указанных лесных участках уборка порубочных остатков произведена путем укладки в кучи на расстоянии 10 м от лесных насаждений, что является допустимым согласно подп. "б" п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах. На это обстоятельство не указано в протоколе об административном правонарушении. Событие административного правонарушения установлено на основании акта осмотра мест рубок N 83-Сд от 22.06.2015. Таким образом, протокол от 30.10.2015 составлен с нарушением предусмотренных законом сроков, с момента выявления правонарушения прошло более 4 месяцев. На момент составления протокола проверка лесного участка на наличие нарушений не проводилась. Проверка проведена с нарушением Федерального закона N 294-ФЗ, при привлечении Общества к административной ответственности должностное лицо вышло за пределы нарушений, вмененных Обществу согласно протоколу об административном правонарушении. Извещение об осмотре мест рубок было направлено только в адрес филиала Общества. Акт осмотра мест рубок не соответствует требованиям
ст. 27.8 КоАП РФ. Кроме того, до составления протокола от 30.10.2015 в отношении Общества за аналогичные правонарушения были составлены 8 протоколов об административном правонарушении (4 протокола от 05.08.2015 и 4 протокола от 25.08.2015). В отношении каждого из ранее составленных протоколов должно состоятся рассмотрение. Привлечение в настоящее время к административной ответственности недопустимо в силу
п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заслушав защитника Общества К., поддержавшую жалобу, представителя административного органа П., возражавшего по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В силу
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 50000 руб. до 200000 руб.
В силу
ч. 3 ст. 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе, правилами пожарной безопасности в лесах.
Согласно подп. "а" п. 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160, сетевые организации обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности в лесах.
В силу п. п. 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила) просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. При строительстве, реконструкции и эксплуатации ЛЭП, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Согласно подп. "б" п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 м для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 м от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 м, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 19.03.2015 N 412 установлена дата начала пожароопасного сезона на территории Республики Карелия - с 15.04.2015.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 22.06.2015 в ходе проведения осмотра мест рубок те обстоятельства, что оно в период пожароопасного сезона на территории ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" в квартале 25 выделах 24, 8, 11, 13, 15, 22, 23, 29, 30 Соддерского участкового лесничества при расширении трассы ЛЭП в нарушение п. п. 34, 35 Правил не произвело очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 1,047 га.
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра мест рубок, схемой-чертежом к акту осмотра, копиями приказов о начале и об окончании пожароопасного сезона, иными материалами дела.
Как следует из материалов дела, Общество, являющееся сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства и несущей ответственность за содержание просек в пожаробезопасном состоянии, в нарушение п. п. 34 и 35 Правил не обеспечило уборку вырубленной древесины на просеках, не выполнив требования подп. "б" п. 17 Правил.
Общество, будучи заблаговременно извещенным об осмотре мест рубок, представителя для участия в осмотре не направило. Возражений в отношении вмененного ему состава административного правонарушения при составлении протокола об административном правонарушении не представило.
Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения Правил, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, в действиях Общества правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Дело рассмотрено, и наказание назначено в соответствии с требованиями
КоАП РФ. Оснований полагать об излишней назначенного строгости наказания не усматривается.
Заключение Обществом договора с подрядной организацией, предусматривающего обязанность третьего лица по непосредственному выполнению работ по утилизации порубочных остатков, не освобождает Общество от выполнения возложенных на него Правилами публично-правовых обязанностей.
Довод о соблюдении Обществом требований подп. "б" п. 17 Правил при осуществлении рубок не находит подтверждения в материалах дела. Он также опровергается приведенными выше доказательствами, из которых следует, что после вырубки трассы очистка от порубочных остатков не произведена, древесина оставлена в виде хлыстов, чурок и сортиментов длиной до 1 м.
Доводы жалобы относительно повторного привлечения к административной ответственности по аналогичным событиям основаны на ошибочном толковании положений
КоАП РФ. Составление в отношении Общества иных протоколов об административных правонарушениях по аналогичным правонарушениям, совершенным в иных кварталах и выделах лесничества, основанием для прекращения производства по делу по
п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не являются, поскольку в рамках настоящего дела Обществу вменено иное событие административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, нарушений процессуальных требований
КоАП РФ, являющихся основаниями к отмене или изменению постановления должностного лица или решения судьи, из материалов дела не следует. К таковым не может быть отнесено нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении.
Исходя из содержания обжалуемого постановления, Общество привлечено к ответственности именно за то нарушение, которое вменено ему протоколом об административном правонарушении. Ссылка в постановлении на нарушение Обществом требований п. п. 34 и 35 Правил, являющихся общими нормами по отношению к указанному в протоколе требованию подп. "б" п. 17 Правил, не свидетельствует о выходе за пределы нарушений, вмененных Обществу протоколом об административном правонарушении.
Доводы жалобы о несоответствии акта осмотра требованиям
ст. 27.8 КоАП РФ являются несостоятельными. Участки лесного фонда, осмотренные лесным инспектором, не могут быть отнесены к принадлежащим юридическому лицу территориям. Они являются общедоступными и не принадлежат Обществу на каком-либо вещном праве.
Поскольку допущенное Обществом нарушение связано с деятельностью его филиала, направление извещений об осмотре мест рубок, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по месту нахождения филиала не противоречит требованиям
КоАП РФ.
Ссылка подателя жалобы на нарушение административным органом требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон) к порядку проведения проверок основана на ошибочном толковании законодательства.
Так, согласно
п. 17 ч. 4 ст. 1 Закона, особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
В силу
ч. 1 ст. 97 ЛК РФ федеральный государственный пожарный надзор в лесах осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Пункты 11, 12 и 16 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 устанавливают, что государственный надзор осуществляется как посредством проведения проверок в соответствии с
Законом, так и мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах. Мероприятия по контролю проводятся должностными лицами государственного надзора при патрулировании лесов в целях выявления и пресечения нарушений обязательных требований. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами.
Таким образом, в отношении порядка осуществления мероприятий по контролю (патрулированию) за соблюдением обязательных требований в лесах положения
Закона, устанавливающие порядок проведения проверок, не применяются, поскольку должностное лицо при этом руководствуется вышеприведенным Положением и соответствующим административным регламентом.
Пунктами 6, 35.1 - 35.3, 62.1, 62.2 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного пожарного надзора в лесах, утвержденного указом Главы Республики Карелия от 01.04.2011 N 28, установлено, что мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах осуществляются как в плановом порядке на основании утвержденного министерством соответствующего плана, так и во внеплановом порядке в связи с поступлением информации о нарушении требований пожарной безопасности в лесах - на основании письменного либо устного распоряжения должностных лиц министерства или лесничества. По результатам мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах оформляется акт установленной формы или иные акты, фиксирующие результаты мероприятия. Конечным результатом выполнения государственной функции является, в том числе, возбуждение дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, должностным лицом лесничества 22.06.2015 проведено плановое мероприятие по контролю (патрулированию) в лесах на основании утвержденного плана от 11.12.2014, с извещением Общества о времени и месте его проведения. В ходе патрулирования произведен осмотр мест рубок, осуществленных Обществом на основании уведомления о начале работ от 11.11.2014, которое было направлено Обществом в соответствии с п. 10 Правил, утвержденных приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223. По окончании мероприятия по контролю составлен письменный акт, в котором лесничим обстоятельно зафиксированы допущенные Обществом нарушения. Использование при этом формы акта осмотра мест рубок, утвержденной
приказом Рослесхоза от 01.08.2011 N 337, не противоречит требованиям административного регламента и иным вышеприведенным нормам.
Правонарушение выявлено должностным лицом (лесничим Соддерского участкового лесничества, государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках РК) в соответствии с полномочиями, предоставленными ему
ст. 96 ЛК РФ и постановлением Правительства Республики Карелия от 19.02.2013 N 54-П. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями
ст. 28.2,
п. 9 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ. Дело рассмотрено, и постановление вынесено должностным лицом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему
п. 2 ч. 2 ст. 23.24.1 КоАП РФ и Положением о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 N 206-П.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия - заместителя начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 18.01.2016, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 14.04.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
С.В.ЩЕПАЛОВ