Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.02.2013 N 12-89/13
Действия юридического лица, выраженные в нарушении требований пожарной безопасности, квалифицированы по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку указанный субъект допустил повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного вмененной статьей, вид и срок наказания избраны судом в связи с наличием угрозы жизни и здоровью людей.


Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.02.2013 N 12-89/13
Действия юридического лица, выраженные в нарушении требований пожарной безопасности, квалифицированы по части 5 статьи 20.4 КоАП РФ, поскольку указанный субъект допустил повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного вмененной статьей, вид и срок наказания избраны судом в связи с наличием угрозы жизни и здоровью людей.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 1 февраля 2013 г. N 12-89/13
Судья Жданова Т.Е.
Дело N 5-6/13
Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Т., рассмотрев 01 февраля 2013 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2013 года в отношении
ОАО "Российские железные дороги", юридический адрес: <адрес> <...>
установил:
Постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 16 января 2013 г. ОАО "Российские железные дороги" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного приостановления деятельности в помещениях административно-производственного здания по адресу: <адрес>
Вина юридического лица установлена в том, что 03.12.2012 г. в 14.30 в административно-производственном здании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", расположенном по адресу: <адрес> допущены 62 нарушения требований пожарной безопасности: Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", СНиП 21-09-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", Норм пожарной безопасности 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП 2.09.04-87* "Административные и бытовые здания".
Определением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 28 января 20132 г. ОАО "РЖД" отказано в ходатайстве о доступе работников и эксплуатации электрической сети здания по вышеуказанному адресу.
Защитник ОАО "РЖД" Иванова Ю.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления, указывая, что телеграмма о вызове представителя ОАО "РЖД" для составления протокола об административном правонарушении, направленная законному представителю ОАО "РЖД" начальнику Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" С.В., не может считаться надлежащим уведомлением о дате и времени составления данного протокола, так как руководитель филиала не является законным представителем. Кроме того, ответственность за содержание здания узла связи лежит на Центральной дирекции инфраструктуры - филиале ОАО "РЖД", начальником которой является С.В., а Октябрьская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" не наделен правом на представление интересов ОАО "РЖД" в делах об административных правонарушениях, вытекающих из деятельности другого филиала ОАО "РЖД".
В постановлении не определены мероприятия, необходимые для обеспечения его исполнения, что привело к произвольному толкованию положений суда и опечатыванию входов в здание Узла связи, что влечет невозможность устранения нарушений в период административного приостановления деятельности, в результате чего нарушается право ОАО "РЖД" на досрочное прекращение исполнения административного наказания при устранении обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания.
Суд не учел, что в указанном здании располагаются бригады Центрального регионального центра связи ОАО "РЖД", обеспечивающие техническое обслуживание и эксплуатацию средств связи для организации перевозочного процесса. Указанные средства связи задействованы в организации связи между поездным диспетчером и дежурными по станции, диспетчером поездным и машинистами локомотивов, диспетчером поездным и энергодиспетчером. Через узел связи организованы каналы диспетчерской централизации от Единого диспетчерского центра управления Октябрьской железной дороги для управления движением поездов на участках Санкт-Петербург - Сосновый Бор, Санкт-Петербург - Ивангород, Санкт-Петербург - Псков. Кроме того, в здании находится телеграф, который обеспечивает оперативную передачу информации о техническом состоянии пути, ограничениях скорости движения поездов, с учетом выявленных неисправностей и поездной обстановки. Помимо описанного, судом неправильно квалифицированы действия Общества, так как здание Узла связи непосредственно связано с работой железнодорожного транспорта, а нарушения правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте квалифицируются по ст. 11.16 КоАП РФ.
Законный представитель ОАО "Российские железные дороги" Я., согласно пояснениям защитника Озерова М.В., о месте и времени рассмотрения жалобы извещен, в Санкт-Петербургский городской суд не явился.
В ходе рассмотрения жалобы защитник ОАО "РЖД" Озеров М.В. поддержал изложенные в ней доводы, дополнив, что здание Узла связи, в котором проводилась проверка, со 02.10.2012 г. находится на балансе Октябрьской дирекции инфраструктуры, которая является структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД". При проведении внеплановой проверки присутствовал главный инженер СПб Витебской дистанции гражданских сооружений, являющейся структурным подразделением Октябрьской дирекции инфраструктуры. При этом защитник пояснил, что ему неизвестно, уведомлял ли С.В. органы госпожнадзора о том, что здание Узла связи находится не на балансе Октябрьской железной дороги, а он ошибочно извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Также защитник пояснил, что в настоящее время здание Узла связи опечатано, в него закрыт доступ лиц, и выявленные нарушения не могут устраняться. При этом, для проведения данных работ необходим допуск в помещения соответствующих специалистов, а также работников ЭЧ-дистанции электроснабжения и ШЧ-дистанции сигнализации блокировки и связи для осуществления при производстве ремонтных работ сохранности приборов и механизмов. В указанном здании находится контрольно-измерительный пункт по поверке и ремонту оборудования сигнализации, централизации и блокировки, которое метрологически аттестовано и размещено стационарно, а невозможность его использования ведет к срыву замены неисправного оборудования, а также оборудования, срок использования которого строго регламентирован. С помощью находящихся в здании Узла связи приборов осуществляется безопасность движения пассажирских и грузовых поездов, в Узел связи поступают сигналы об исправности путей, светофоров, занятости путей.
Ранее, после вынесения постановления 01.06.2012 г. по аналогичным нарушениям, они не были устранены, так как на это требовались значительные материальные средства, и проведение работ было запланировано на 2013 г., и после вынесения обжалуемого постановления работы начали производиться.
По мнению защиты, действия ОАО "РЖД" неправильно квалифицированы как совершенные повторно, поскольку по постановлению от 16.12.2011 г., указанному в обжалуемом постановлении при определении признака повторности, истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, а постановление судьи от 01.06.2012 г. учтено лишь как отягчающее ответственность Общества обстоятельство.
Кроме того, Ленинским судом необоснованно отказано в допуске в помещение Узла связи специалистов для устранения нарушений, так как согласно представленному ОАО "РЖД" списку можно составить график работ.
Исследовав материалы дела, выслушав показания государственного инспектора Санкт-Петербурга по пожарному надзору О.С., главного инженера службы гражданских сооружений ОАО "РЖД" П.А., считаю постановление судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе рассмотрения дела не усматривается.
Так, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении был извещен начальник Октябрьской железной дороги - филиала "РЖД" С.В. При этом, согласно постановлению Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01.06.2012 г., ответственность вышеуказанного филиала ОАО "РЖД" за содержание здания по адресу: <адрес> в котором проводились проверочные мероприятия, не оспаривалась, а сведений о переводе здания на баланс другого филиала, лицом, получившим извещение о составлении протокола, в органы госпожнадзора представлено не было. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 18.09.2003 г. "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", утвержден Устав Общества, учредителем которого является Российская Федерация, и в соответствии с п. 26 которого функции законных представителей Общества в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляют, в том числе, руководители филиалов. При этом Устав не содержат ограничений указанных полномочий руководителей филиалов в зависимости от принадлежности предмета правонарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Ленинского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы все представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, и обоснованно установлена вина юридического лица в совершении вмененных нарушений требований пожарной безопасности, наличие которых не оспаривается юридическим лицом.
Действия ОАО "Российские железные дороги" правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ, как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, так как на момент совершения вмененного правонарушения предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, по постановлению от 16.12.2011 г. не истек, кроме того, постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 01.06.2012 г. ОАО "РЖД" было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вид и срок наказания избраны судом в связи с наличием угрозы жизни и здоровью людей, а также отягчающего ответственность юридического лица обстоятельства.
Доводы жалобы о неправильной квалификации действий ОАО "РЖД", которые должны квалифицироваться по ст. 11.16 КоАП РФ, являются несостоятельными, так как данный состав правонарушения предусматривает иные объективную сторону и субъект правонарушения.
Вместе с тем, в постановлении судьи о назначении данного вида наказания не определены мероприятия, необходимые для исполнения административного наказания в части возможности устранения допущенных нарушений, а также контроля за работой приборов, в связи с чем постановление подлежит соответствующему изменению.
Так, согласно показаниям главного инженера службы гражданских сооружений Октябрьской дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" П.А., находящиеся в здании Узла связи приборы работают в автоматическом режиме, однако с целью избежания катастрофических последствий необходим контроль за их исправностью. С этой целью необходим допуск электромехаников ШЧ и механиков связи в помещения Линейно-аппаратного зала (ЛАЗ), Транстелекома (связевой), расположенных на 3 этаже; в помещения АТС (телеграф), Аппаратной связевой на 4 этаже, где обеспечивается связь между диспетчерами и машинистами; Аппаратной связевой на 5 этаже, где обеспечивается связь между машинистами и дежурными по станции.
Как пояснил в ходе рассмотрения настоящей жалобы государственный инспектор Санкт-Петербурга по пожарному надзору О.С., в помещении Линейно-аппаратного зала на 3 этаже нарушений требований пожарной безопасности не выявлено, помещения АТС на 4 этаже и аппаратной связевой на 5 этаже не проверялись, так как были заперты, а в аппаратной связевой на 4 этаже нарушения связаны с необорудованием светильников колпаками.
Кроме того, полагает, что к работе по устранению выявленных нарушений могут быть допущены лишь квалифицированные работники, а в списке, представленном ОАО "РЖД" в Ленинский суд, документов о соответствующей квалификации специалистов представлено не было.
С учетом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> о признании Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 5 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного приостановления деятельности в помещении административно-производственного здания по адресу: <адрес> сроком на 90 (девяносто) суток оставить без изменения.
Дополнить данное постановление указанием о порядке его исполнения, путем опечатывания вышеуказанных помещений, с допуском в него лиц, занятых в устранении нарушений требований пожарной безопасности согласно списку специалистов, представленному ОАО "РЖД", в соответствии с графиком работ, согласованным со службой судебных приставов, а также электромехаников ШЧ и механиков связи, обслуживающих приборы в помещениях:
Линейно-аппаратного зала (3 этаж),
Транстелекома (связевой) 3 этаж,
АТС (телеграфа) - 4 этаж,
Аппаратной связевой - 4 этаж,
Аппаратной связевой - 5 этаж.
Судья
ШИРОКОВА Е.А.