Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Ленинградского областного суда от 29.04.2013 N 7-219/2013
Выводы суда об отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации и прекращении данного дела в связи с вынесением указанного постановления за предусмотренными сроками необоснованны, так как при длящемся административном правонарушении срок вынесения постановления начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения и не был пропущен, следовательно, обжалуемое решение суда подлежит отмене.


Решение Ленинградского областного суда от 29.04.2013 N 7-219/2013
Выводы суда об отмене постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации и прекращении данного дела в связи с вынесением указанного постановления за предусмотренными сроками необоснованны, так как при длящемся административном правонарушении срок вынесения постановления начинает исчисляться со дня обнаружения правонарушения и не был пропущен, следовательно, обжалуемое решение суда подлежит отмене.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 7-219/2013
Судья Боровской В.А.
Судья Ленинградского областного суда Морозкова Е.Е.
с участием секретаря П.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника ОНД Тихвинского района - заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> на решение судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1>,
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> от 25.12.2012 N 952 глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2013 года постановление заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> от 25.12.2012 N 952 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области <ФИО1> отменено, производство по делу прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В жалобе заместитель начальника ОНД Тихвинского района - заместитель главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> просит решение судьи отменить и признать законным вынесенное постановление N 952 от 25.12.2012 в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1>. В жалобе указано, что в протоколе об административном правонарушении четко указано место и время совершения административного правонарушения - 13 декабря 2012 года. Акт проверки от 16.03.2007, 31.07.2007, предписания от 06.03.2007, 31.07.2007 к проверке, которая проводилась 13 - 14 декабря 2012 года, отношения не имеет. Факт неисполнения требований пожарной безопасности в 2007 году не освобождает главу администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> от административной ответственности в 2012 году при выявлении нарушений требований пожарной безопасности при проведении настоящей проверки в 2012 году. В ходе проведения внеплановой проверки в 2012 году цели, задачи и предмет проверки выполнены, требования Федерального закона N 294-ФЗ не нарушены. Положения Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, соблюдены. Непривлечение должностного лица администрации муниципального образования к административной ответственности при проведении предыдущей плановой проверки не является основанием для освобождения этого должностного лица от административной ответственности за нарушения требований пожарной безопасности, выявленные при проведении настоящей внеплановой проверки.
В судебное заседание глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области <ФИО1>, начальник ОНД Тихвинского района - главный государственный инспектор Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО4> не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В письменном заявлении, поступившем в суд 26.04.2013, глава администрации Цвылевского сельского поселения <ФИО1> просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно постановлению заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> от 25.12.2012 N 952 13 декабря 2012 года в 11 часов 00 минут при проведении внеплановой проверки по адресу: <адрес> установлено, что <ФИО1>, глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение нарушил требования пожарной безопасности: Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", НПБ 110-03, НПБ 104-03, а именно: помещения административного здания, расположенного по адресу: <адрес>
1. не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации. Основание: Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ст. 20, ст. 38, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4 ч. 4, НПБ 110-03 п. 4 п. 14 таб. 1 п. 9 таб. 3 п. 38;
2. не оборудованы автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Основание: Федеральный закон "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ ст. 20, ст. 38, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4 ч. 4, НПБ 104-03 п. 5.1 табл. 2, п. 15.
В обоснование отмены названного выше постановления должностного лица от 25.12.2012 и прекращения производства по делу по основаниям истечения срока давности привлечения к административной ответственности суд в решении указал, что названные в обжалуемом постановлении нарушения требований пожарной безопасности были выявлены еще при проведении проверок 16 марта и 31 июля 2007 года. Однако, ранее глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> к административной ответственности не привлекался. Таким образом, в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ на момент вынесения должностным лицом постановления N 952 от 25.12.2012 срок давности привлечения к административной ответственности за выявленное в 2007 году административное правонарушение, истек.
Решение судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2013 года подлежит отмене по основаниям п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о пожарной безопасности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ оговорено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
В материалах дела, действительно, имеются акты проверок от 16.03.2007 N 16 и от 31.07.2007 N 98/250. В первом из них в качестве одного из нарушений отражено, что помещения здания "культурно-спортивного комплекса" не оборудованы средствами противопожарной защиты (пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией). Согласно предписанию от 16.03.2007 N 16 главе администрации муниципального образования предписано устранить указанные нарушения в здании администрации в срок до 30.03.2008.
Аналогичные требования содержались и в предписании от 31.07.2007 N 98/250 со сроком исполнения до 28.03.2008.
По результатам проведенной 6 апреля 2012 года плановой проверки постановлением заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору от 21.09.2012 N 159 глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с тем, что помещения административного здания, расположенного по адресу <адрес>, в том числе: не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Решением судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 18 октября 2012 года названное постановление уполномоченного должностного лица о привлечении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено вследствие отсутствия события, состава административного правонарушения, отсутствия доказательств.
Постановление же отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области N 261/272 от 16.04.2012 о привлечении к административной ответственности по аналогичным основаниям администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение, вынесенное по результатам проведенной органами государственного пожарного надзора 06.04.2012 проверки, решением Арбитражного суда гор. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2012 года оставлено без изменений.
По результатам проверки 06.04.2012 администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение было вынесено предписание N 32/1/22 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в котором предписано исправить в срок до 1.10.2012, в том числе, следующие нарушения: помещения административного здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и не оборудованы автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Распоряжением заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области - заместителем главного государственного инспектора Ленинградской области по пожарному надзору <ФИО5> от 16.11.2012 N 375 предписано провести внеплановую выездную проверку администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области с целью проверки выполнения предписания от 06.04.2012 N 32/1/22 по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Задачей настоящей проверки являлась проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности на объектах данного юридического лица и принятия мер по результатам проверки. К проведению проверки приступить с 21 ноября 2012 года, проверку проводить не более 20 дней.
По результатам проверки 14 декабря 2012 года составлен акт N 375, в котором отражены выявленные 13.12.2012 нарушения обязательных требований пожарной безопасности. В частности, установлено, что помещения административного здания, расположенного по адресу: <адрес>, не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
По результатам проведенной проверки в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> 14.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 952, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в связи с тем, что помещения административного здания расположенного по адресу: <адрес>, не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и автоматической установкой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и постановлением заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> от 25.12.2012 N 952 глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, административное правонарушение, совершение которого вменено главе администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1>, выявлено 13 декабря 2012 года при проведении внеплановой выездной проверки уполномоченным органом в соответствии со сроками, установленными Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (утв. Приказом N 375 от 28.06.2012). Следовательно, в соответствии с правилами ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ надлежит исчислять именно с 13 декабря 2012 года, а не с 2007 года.
То обстоятельство, что установленные при проведении (в соответствии со сроками, предусмотренными названным выше Административным регламентом) внеплановой выездной проверки с 13.12.2012 по 14.12.2012 нарушения требований пожарной безопасности, которые выявлялись и при ранее проведенных уполномоченным органом проверках, а должностное лицо соответствующим решением судьи освобождалось от административной ответственности, не является правовым препятствием для привлечения виновного должностного лица к административной ответственности по результатам выездной внеплановой проверки, проведенной в соответствии с требованиями названного Административного регламента, с 13.12.2012 по 14.12.2012.
Утверждения суда о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности за совершение настоящего административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, при изложенных обстоятельствах не согласуются с требованиями ст. 4.5 КоАП РФ и основаны на неверном толковании данной федеральной нормы и сделаны без учета требований указанного выше Административного регламента, устанавливающего определенный порядок, сроки проведения плановых и внеплановых проверок административным органом.
Поэтому, выводы суда об отмене постановления от 25.12.2012 N 952 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> и о прекращении указанного дела об административном правонарушении в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, являются необоснованными. По изложенным в совокупности правовым основаниям обжалуемое решение судьи подлежит отмене.
В то же время постановление от 25.12.2012 N 952 заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> о привлечении к административной ответственности главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ подлежит отмене в связи с тем, что в нарушение ст. ст. 2.4, 29.10 КоАП РФ в названном постановлении (равно как и в протоколе об административном правонарушении) не указано в чем состоит вина указанного должностного лица, какие обязанности, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Уставом муниципального образования, Положением об администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области, глава администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> не выполнил как должностное лицо.
Так как на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно положениям ст. 4.5 КоАП РФ не истек, возможность установления и привлечения виновного лица к административной ответственности не исчерпана, то настоящее дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности Тихвинского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 26 февраля 2013 года об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> от 25.12.2005 N 952 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> и о прекращении производства по делу по основаниям п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отменить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Тихвинского района по пожарному надзору <ФИО3> от 25 декабря 2012 года N 952 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение Тихвинского муниципального района Ленинградской области <ФИО1>, отменить, дело об административном правонарушении. предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении главы администрации муниципального образования Цвылевское сельское поселение <ФИО1> направить на новое рассмотрение в отдел надзорной деятельности Тихвинского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области.
Судья
МОРОЗКОВА Е.Е.