Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Ленинградского областного суда от 13.12.2011 N 7-912/2011
Поскольку собственники имущества должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, а у собственника имелась возможность для соблюдения таких требований, но им не были приняты необходимые и своевременные меры к их соблюдению, это свидетельствует о виновности в административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.


Решение Ленинградского областного суда от 13.12.2011 N 7-912/2011
Поскольку собственники имущества должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору, а у собственника имелась возможность для соблюдения таких требований, но им не были приняты необходимые и своевременные меры к их соблюдению, это свидетельствует о виновности в административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2011 г. N 7-912/2011
Судья Смирнова В.А.
Судья Ленинградского областного суда Андреева Т.Б., при секретаре Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации <...> <адрес> (юридический адрес: 187025, <адрес>) на постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору N <...> от <...> и решение Тосненского городского суда <адрес> от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору N <...> от <...>, оставленным без изменения решением судьи Тосненского городского суда <адрес> от <...>, администрация <...> <адрес> (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей по факту несоблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах: <адрес>, д. Белоголово, д. Ерзуново, д. Надино.
Администрация, посчитав незаконными и необоснованными принятые по делу акты, обратилась с настоящей жалобой, в которой ссылается на то, что большая часть выявленных нарушений устранена; создание противопожарного водоснабжения поселения в срок до <...> невозможно, поскольку необходимо решение органов местного самоуправления муниципального района для организации противопожарных водоемов на территориях населенных пунктов; полагает, что наказание в виде штрафа чрезмерно сурово, назначено без учета тяжелого финансового положения Администрации; просит назначить административное наказание в виде предупреждения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя <ФИО2>, поддержавшую указанные в жалобе мотивы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <...> N <...> (далее - ППБ 01-03).
Как видно из материалов дела, <...> около 15 час. в ходе проведения заместителем главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору внеплановой проверки соблюдения Администрацией Шапкинского сельского поселения <адрес> требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения указанных требований:
1. в <адрес> у ПВ озеро "Лисино" и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03, п. 90);
2. пожарный водоем (далее - ПВ) озеро "Лисино" не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды с любое время года (ППБ 01-03, п. 94);
3. у ПВ пруд <...> база отдыха и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03, п. 90);
4. у ПВ пруд <адрес> 2а, 3а и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03, п. 90);
5. ПВ пруд <адрес> 2а, 3а не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03, п. 94);
6. отсутствует нормативное наружное противопожарное водоснабжение (ППБ 01-03 п. 3, СНиП <...>-84* п. 2.11, п. 9.29, 9.30);
7. в <адрес>: на территории населенного пункта отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03, п. 114);
8. территория населенного пункта не имеет наружного освещения в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, места размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения (ППБ 01-03, п. 27);
9. у ПВ озеро "Долгое" и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03, п. 90);
10. ПВ озеро "Долгое" не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03, п. 94);
11. в <адрес>: на территории населенного пункта отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03, п. 114);
12. у ПВ озеро Белоголовское и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03, п. 90);
13. ПВ озеро Белоголовское не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03, п. 94);
14. отсутствует нормативное наружное противопожарное водоснабжение (ППБ 01-03 п. 3, СНиП <...>-84* п. 2.11, п. 9.29, 9.30);
15. в <адрес>: на территории населенного пункта отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03,п. 114);
16. при въезде в деревню с правой стороны перекрыт проезд к зданиям, сооружениям (<адрес>) (установлен шлагбаум, закрыт на навесной замок) (ППБ 01-03, п. 23);
17. у <адрес> <адрес> перекрыт проезд к зданиям, сооружениям <адрес>, 25, 31 (установлен шлагбаум, закрыт на навесной замок) (ППБ 01-03, п. 23);
18. у ПВ и по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) (ППБ 01-03, п. 90);
19. ПВ не оборудован подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03, п. 94);
20. отсутствует нормативное наружное противопожарное водоснабжение (ППБ 01-03 п. 3, СНиП <...>-84* п. 2.11, п. 9.29, 9.30).
По результатам внеплановой проверки ОГПН был составлен протокол об административном нарушении требований пожарной безопасности N <...>, а также вынесено постановление от <...> N <...>, которым Администрация подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Вопреки доводам жалобы, должностное лицо ОГПН в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ полно и всесторонне исследовав все представленные в материалы дела доказательства, пришло к правильному выводу о том, что в действиях Администрации содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судья районного суда обоснованно согласился с указанным выводом, не установив нарушений материального и процессуального права при составлении протокола об административном правонарушении, привлечении юридического лица к административной ответственности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от <...> N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно статье 38 этого Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу пунктов 10, 11 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, в частности, реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях.
Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях.
Поскольку населенные пункты, в которых осуществлялась проверка соблюдения требований пожарной безопасности, находятся в ведении Шапкинского сельского поселения <адрес>, привлечение Администрации указанного сельского поселения за неисполнение данных требований является правильной.
Должностное лицо ОГПН и суд обоснованно исходили из доказанности вины Администрации в выявленном правонарушении.
Содержащиеся в представленных в материалы дела документах сведения не были опровергнуты заявителем в ходе производства по делу. У Администрации имелась возможность для соблюдения Правил, однако ею не были приняты для этого необходимые и своевременные меры, что в силу статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о ее виновности во вменяемом правонарушении. Доказательств освобождения Администрации от соблюдения тех требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение пожарной безопасности, защиты жизни, здоровья и имущества граждан, не представлено.
Обстоятельства совершения административного правонарушения и вина заявителя в его совершении подтверждены материалами дела.
Доводы подателя жалобы об устранении части выявленных нарушений не могут свидетельствовать о незаконности привлечения Администрации к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку принятие лицом, привлекаемым к административной ответственности, мер по устранению выявленных нарушений само по себе не влечет освобождения от таковой ответственности.
Подателем жалобы не представлено доказательств невозможности устранения допущенных нарушений противопожарной безопасности, а потому ссылки в жалобе на указанные обстоятельства основанием для освобождения от административной ответственности являться не могут.
Административное наказание наложено в пределах санкции, установленной законом, и с учетом конкретных обстоятельств дела, в связи с чем, оснований для изменения назначенного административного наказания, применения иного вида административного наказания не имеется.
Поскольку нарушений норм материального или процессуального права не установлено, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица ОГПН и судебного решения нет.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору N <...> от <...> и решение Тосненского городского суда <адрес> от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу администрации <...> <адрес> - без удовлетворения.