Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Калининградского областного суда от 02.08.2012 по делу N 7"А"-315/2012
В удовлетворении исковых требований об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку лицом нарушены требования пожарной безопасности.


Решение Калининградского областного суда от 02.08.2012 по делу N 7"А"-315/2012
В удовлетворении исковых требований об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, 3 ст. 20.4 КоАП РФ, отказано, поскольку лицом нарушены требования пожарной безопасности.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2012 г. по делу N 7"А"-315/2012
Судья: Остапчук М.А.
Судья Калининградского областного суда
Зеленский А.М.
при секретаре Ш.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Е. на решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 14 мая 2012 г., которым постановление заместителя начальника Отдела надзорной деятельности Центрального района ГО "Город Калининград", УНД ГУ МЧС России по Калининградской области - заместителя главного государственного инспектора Центрального района ГО "Город Калининград" по пожарному надзору от 03 апреля 2012 года оставлено без изменения, жалоба Е. - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, суд
установил:
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003, введены в действие с 30.06.2003.
Постановлением о назначении административного наказания от 03 апреля 2012 года Е. привлечен к административной ответственности по ч. ч. 1, 3 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение "Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) от 30.06.2003 г. N 313, подвергнут административному наказанию в виде штрафа на сумму 6000 (шесть тысяч) рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Е. обратился в суд с жалобой, указав, что на него, как на председателя садового некоммерческого товарищества (далее СНТ) действующим законодательством не возложена обязанность проведения инструктажа с не работниками товарищества, так как, члены СНТ относятся к разряду населения, а не являются работниками данной организации; обязанность по установке пожарных щитов на территории СНТ, по обеспечению первичными средствами пожаротушения помещений, зданий и сооружений СНТ не может возлагаться на него, как председателя, в связи с отсутствием таковых; СНТ "Дивное" находится в черте города, в радиусе выезда пожарных машин, и никакие дополнительные технические средства пожаротушения приобретаться не должны; на территории СНТ не зарегистрировано ни одного гидранта и противопожарного водоема (водоисточника), используемого при пожаротушении, имеющиеся водоемы, созданные естественным путем, используются исключительно для полива садовых участков, для использования в качестве противопожарного водоема они не подходят, обязанность по установке указателей направления движения к противопожарным водоемам на территории СНТ не может возлагаться на него, в связи с отсутствием таковых. Кроме того, все мероприятия, связанные с естественными или искусственными водоисточниками, использующимися в противопожарных целях, находящимися в населенных пунктах, возлагаются на органы местного самоуправления, а не на председателя СНТ. Также просит обратиться внимание, что дата составления протокола об административном правонарушении неверно указана, как 03 марта 2012 года, тогда как следовало указать - 03 апреля 2012 года. Просит постановление о назначении административного наказания от 03 апреля 2012 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения
Судьей вынесено изложенное выше решение.
В жалобе на данное решение Е. просит его отменить, продолжает настаивать на изложенных выше доводах.
Проверив законность и обоснованность решения, суд находит его подлежащим изменению в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно ч. 3 указанной статьи нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Из постановления от 03 апреля 2012 года следует, что Е. нарушил "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ 01-3), утвержденные и введенные в действие приказом Министра по делам Гражданской обороны, Чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 30.06.2003 г. N 313, зарегистрированные в Минюсте РФ 27 июня 2003 года N 4838, а именно:
1. С членами общества не проведен противопожарный инструктаж под роспись в журнале инструктажа по пожарной безопасности (п. 7 ППБ 01-03);
2. На территории садоводческого общества не установлены пожарные щиты (п. 108 ППБ 01-03);
3. Для целей пожаротушения в садоводческом некоммерческом товариществе отсутствует переносная пожарная мотопомпа (п. 31 ППБ 01-3);
4. Отсутствуют указатели направления движения к противопожарному водоему (п. 90 ППБ 01-03), чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частями 1, 3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административном правонарушении.
Вина Е. в совершении административного правонарушения подтверждается протоколами от 03 апреля 2012 года.
То обстоятельство, что протокол N об административном правонарушении вследствие описки датирован 03 марта 2012 года, а не 03 апреля 2012 года не может служить основанием к отмене постановления органов государственного пожарного надзора. В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Таких нарушений по делу не допущено.
Из п. 108 ППБ 01-03 следует, что помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Таким образом, председатель СНТ "Дивное" Е. был обязан обеспечить средствами пожаротушения здания и сооружения, используемые обществом для осуществления своей деятельности в качестве юридического лица.
В соответствии с п. 31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.
Данный пункт Правил пожарной безопасности прямо предписывает руководителям СНТ иметь средства пожаротушения без дополнительных условий. Его иное трактование Е. основано на неправильной оценке нормы законодательства.
У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним, согласно п. 90 ППБ 01-03, должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Данное требование Е. как руководителем организации не выполнено. В поданной жалобе он не отрицает наличие на территории общества водоемов, ссылаясь на отсутствие у них противопожарного назначения. Однако эти доводы, исходя из буквального содержания п. 90 ППБ 01-03, не могут служить основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении, так как садоводческое товарищество обязано иметь на своей территории запасы воды для пожаротушения (п. 16 Постановления Правительства РФ N 390 от 25 апреля 2012 г.)
Таким образом, Е. нарушены требования пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению и первичным средствам пожаротушения, то есть им совершено правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нельзя согласиться содержащимися в жалобе доводами о том, что председатель садоводческого товарищества не обязан проводить противопожарный инструктаж с членами товарищества. Согласно п. 12, 13, 14 Постановления Правительства Калининградской области от 20 июня 2008 года N 390 "Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности на территории Калининградской области" обучение мерам пожарной безопасности членов садоводческих, гаражных обществ и водно-моторных клубов обеспечивается их руководителями. При этом запись об инструктаже производится в соответствующем журнале. То обстоятельство, что в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует ссылка на этот нормативный акт, не может служить основанием к отмене постановления при доказанности невыполнения Е. вышеперечисленных требований законодательства о пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 14 мая 2012 г. оставить без изменения, жалобу Е. - без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда
А.М.ЗЕЛЕНСКИЙ