Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Архангельского областного суда от 10.12.2015 N 7р-1036/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Производство по делу прекращено.


Решение Архангельского областного суда от 10.12.2015 N 7р-1036/2015
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Решение: Производство по делу прекращено.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 10 декабря 2015 г. N 7р-1036/2015
7р-1036/2015
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2015 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Пантелеев В.В., рассмотрев административное дело по жалобе П. на решение судьи Лешуконского районного суда Архангельской области от 05 октября 2015 года,
установил:
постановлением начальника управления государственного надзора, заместителя главного государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа N N от 09 июля 2015 года инженер по земельным отношениям I категории ОАО "<данные изъяты>" П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, с наложением административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, вынесенным должностным лицом, П. направил жалобу в Лешуконский районный суд Архангельской области.
Решением судьи Лешуконского районного суда Архангельской области от 05 октября 2015 года жалоба П. на указанное постановление оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения.
П. в жалобе в областной суд просит отменить решение ввиду отсутствия его вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Мотивирует жалобу тем, что в 2014 году направлял служебную записку ОАО "<данные изъяты>" с просьбой предусмотреть выделение денежных средств на приобретение необходимого оборудования и инвентаря для тушения лесных пожаров, однако денежные средства на указанные цели выделены не были.
В областном суде П. и защитник ФИО5 жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения П. и защитника и исследовав дополнительно представленные документы, нахожу решение подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что инженер по земельным отношениям I категории ОАО "<данные изъяты>" П. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.
Вмененное административное правонарушение выразилось в том, что при осмотре пункта сосредоточения пожарного инвентаря на соответствие приказу Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" выявлено несоответствие потребного количества средств предупреждения и пожаротушения лесных пожаров.
В доказательство несоответствия нормативов обеспеченности средствами предупреждения и пожаротушения лесных пожаров ОАО "<данные изъяты>" по договору аренды лесных участков представлен Акт проверки и прилагаемая к акту таблица I (л.д. 10-12).
Полагая, что П. виновен в совершении вмененного административного правонарушения и к административной ответственности привлечен правильно, судья районного суда допустил существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях, установленными статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Договор аренды лесного участка от 31.12.2013 г. N N заключен между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО "<данные изъяты>" (л.д. 54-67).
В соответствии с п. 3.4.7 договора ОАО "<данные изъяты>" приняло на себя как арендатора обязанность соблюдать на предоставленном в аренду лесном участке Правила пожарной безопасности, обеспечивать создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие).
Согласно ст. 53, ч. 1, п. 3 ч. 2, ч.ч.5, 7 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации меры противопожарного обустройства лесов включают в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, горюче-смазочных материалов требует значительных финансовых затрат.
Поэтому обязанность противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, возлагается на арендатора, каким в рассматриваемом деле является ОАО "<данные изъяты>", а не П.
П., как это следует из приказа о приеме на работу, работает в ОАО "<данные изъяты>" в должности инженера по земельным отношениям I категории.
Пунктом 2.16.1 должностной инструкции инженера по земельным отношениям I категории определено, что он отвечает за подготовку и обеспечение санитарной, пожарной безопасности в лесах на арендованных землях, но не за приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, за содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, горюче-смазочных материалов (л.д. 46-53).
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При этом в силу презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, установленной данной статьей, обязанность доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на административном органе.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
П. не допустил неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.
Из дополнительно истребованных и представленных областному суду сведений следует, что П. 13.10.2014 г. направил руководству ОАО "<данные изъяты>" служебную записку о вступлении в силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов" (л.д. 112-113).
В служебной записке привел нормативы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров и просил в оперативном порядке при формировании бюджета предусмотреть средства на приобретение нового оборудования и инвентаря для соблюдения требуемых норм средств предупреждения и тушения лесных пожаров. Однако денежные средства на данные цели выделены не были.
Поскольку П. своевременно информировал ОАО "<данные изъяты>" о нарушениях требований пожарной безопасности и необходимости финансирования для их устранения, но необходимые меры уполномоченным вышестоящим органом приняты не были, вина должностного лица в невыполнении требований пожарной безопасности отсутствует.
Не принято судьей во внимание и то, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 321 внесены изменения в приказ Минприроды России от 28.03.2014 N 161 "Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов".
Нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров изменены в сторону уменьшения.
Из справки, представленной ОАО "<данные изъяты>" в областной суд, следует, что обеспеченность средствами предупреждения и тушения лесных пожаров соответствует вновь установленным нормативам.
Таким образом, из совокупного анализа представленных по делу доказательств видно, что инженер по земельным отношениям 1 категории ОАО "<данные изъяты>" П. не допустил неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и его вина как должностного лица в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима отсутствует.
Отсутствие вины в совершении административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении не могло быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу П. удовлетворить.
Постановление начальника управления государственного надзора, заместителя главного государственного лесного инспектора, государственного охотничьего и пожарного инспектора в лесах Архангельской области и Ненецкого автономного округа N N от 09 июля 2015 года и решение судьи Лешуконского районного суда Архангельской области от 05 октября 2015 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении П. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
В.В.ПАНТЕЛЕЕВ