Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 N 17АП-10830/2012-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2012 по делу N А60-20811/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.08.2012 по делу N А60-20811/2012
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N А60-20811/2012
Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2012 года
Полный текст решения изготовлен 27 августа 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.А. Хомяковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И. Будалиной рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО "Олипс" (ИНН 6658106984)
к Отделу надзорной деятельности Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, - прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Никитин А.В. - представитель, доверенность 27-10 от 05.07.2010 г.
от заинтересованного лица - Ушаков А.С. - представитель, доверенность N 7 от 06.04.2012 г.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не часть 3.
На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Ходатайств не поступило.
ЗАО "Олипс" (далее - общество, заявитель) просит признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности Чкаловского района муниципального образования "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 20.04.2012 г. N 329 по делу об административно правонарушении.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования заявителя не признает, ссылается на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Третье лицо отзыв суду не представило.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
По результатам проведенной проверки установлено, что в помещениях, арендуемых ЗАО "Олипс" по договору аренды N 10-266 от 19.07.2012 г., заключенному с собственником помещения - ЗАО "Торговый дом "Дирижабль", по адресу: г. Екатеринбург, ул. Шварца, 17 нарушены требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 г., и СНиП 21-01-97*.
По факту выявленного нарушения в отношении заявителя заместителем прокурором Чкаловского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.03.2012 г.
По результатам рассмотрения материалов административного производства заинтересованным лицом в присутствии представителя общества по специальной доверенности вынесено постановление по делу об административно правонарушении от 20.04.2012 г. N 329, в соответствии с которым ЗАО "Олипс" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения, учитывая факт принятия мер по устранению правонарушения.
Полагая, что данное постановление является незаконным и необоснованным заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие вины общества, поскольку указанное помещение по договору субаренды занимает субарендатор, который и должен нести ответственность за вменяемое правонарушение. При этом факт выявленных нарушений заявителем не оспаривается. После привлечения к административной ответственности ЗАО "Олипс" направил арендодателю (ЗАО "Торговый дом "Дирижабль") и субарендатору (ООО "Мак Пик Лидер" уведомления о выявленных нарушениях Правил пожарной безопасности в Российской Федерации с просьбой принять меры по устранению данных нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу требований ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества, государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. ст. 34, 37 Федерального Закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" граждане и предприятия обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, иметь и содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждены приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 года, (зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный N 4838).
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу требований п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Поскольку факты нарушений вышеуказанных требований пожарной безопасности подтверждаются материалами дела, а также не оспариваются заявителем, суд считает событие правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, установленным.
Довод заявителя о том, что за вменяемое правонарушение должен нести ответственность субарендатор, судом не принимается, поскольку на общество, как на арендатора, договором аренды (п. 2.2.4) также возложена обязанность по соблюдению Правил пожарной безопасности на объекте.
В силу требований п. 10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что действие указанного закона распространяется на все без исключения субъекты правовых отношений на территории Российской Федерации, поскольку возникновение пожарной ситуации несет угрозу не только ценностей, но и здоровья, а в некоторых случаях и жизни людей.
Таким образом, лицом, ответственными за нарушение Правил пожарной безопасности, могут быть как арендодатели, так и арендаторы и субарендаторы.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Невозможность устранения выявленных нарушений документально не подтверждена.
Вина общества административным органом установлена. Материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех необходимых мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности, а также доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства. Суду не представлено доказательств того, что общество проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него.
Кроме того, принятие мер по устранению выявленного нарушения не требовали значительных материальных затрат и длительного периода времени, в связи с чем были устранены обществом после их выявления, что также свидетельствует о наличии вины.
При данных обстоятельствах, суд считает, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлен.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности (совершенное правонарушение может привести к гибели людей), а также множественность правонарушений не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.
Суд считает, что административный орган правомерно ограничился в отношении общества минимальной мерой наказания - предупреждением, учитывая факт принятия мер по устранению правонарушения.
При таких обстоятельствах, оценивая их в совокупности, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Олипс" (ИНН 6658106984) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.А.ХОМЯКОВА