Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 N 17АП-6812/2012-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2012 по делу N А60-16103/2012
Требование: Об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области о привлечении к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2012 по делу N А60-16103/2012
Требование: Об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области о привлечении к административной ответственности.
Решение: Требование удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2012 г. по делу N А60-16103/2012
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 25 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Ю. Щербаковой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации Ирбитского муниципального образования
к заместителю главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору, заместитель начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН 6641000250)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя - П.В. Мильков, представитель, доверенность от 05.05.2012; Т.О. Завьялова, представитель, доверенность от 05.05.2012.
от заинтересованного лица - А.Г. Сутягин, представитель, доверенность от 26.08.2011; Д.А. Никонов, представитель, доверенность от 20.01.2012.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Администрация Ирбитского муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области N 3 от 05.03.2012 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 160000 рублей.
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями по заявленным требованиям.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд
установил:
05.03.2012 заместителем главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области, в присутствии законного представителя юридического лица Завьяловой Т.О., на основании протокола об административном правонарушении N 3 от 15.02.2012, вынесено постановление о назначении административного наказания N 3 о привлечении Администрации Ирбитского муниципального образования к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 160000 рублей.
Заявитель, не согласившись с постановлением N 3 от 05.03.2012, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшим дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки выявлено, что Администрацией Ирбитского муниципального образования не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); на территориях с. Знаменское, с. Ницинское, д. Гуни, с. Крутихинское, д. Чащина, д. Якшина, д. Косари (расположенных вне нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны) Ирбитского муниципального образования не созданы подразделения добровольной пожарной охраны, в целях обеспечения первичных мер пожарной безопасности (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 9 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); в планах развития территории не предусмотрены мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городском округе не должно превышать 10 минут (чем нарушается ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; ст. 63 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; ст. 8 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ; п. 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03; Свод правил 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны"); не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, в части проведения ремонта неисправных источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов на водопроводных сетях и пожарных водоемов), эксплуатирующихся на территории Ирбитского муниципального образования (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 3 п. 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); в населенных пунктах Ирбитского муниципального образования, без источников наружного противопожарного водоснабжения, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в количествах и объемах, обеспечивающих пожаротушение населенного пункта в течение нормативного времени (чем нарушается ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 2 ст. 63, ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 т. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 2.11 п. 2.12 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"; не выполнены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в общественных зданиях (культурно-зрелищные учреждения, лечебные, учебные заведения, детские дошкольные учреждения), находящихся в муниципальной собственности Ирбитского муниципального образования (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"); не обеспечено надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, в части устройства подъездов к естественным источникам наружного противопожарного водоснабжения с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров и возможностью забора воды в любое время года (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 2 ст. 63 ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 3, п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03; п. 2.11 п. 2.12 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"; на территории сельских населенных пунктов отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной охраны (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03); не все сельские населенные пункты Ирбитского муниципального образования оснащены пожарными мотопомпами (ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; п. 31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
В ходе судебного заседания установлено следующее.
Муниципальная целевая программа разработана, в настоящее время находится в стадии согласования и утверждения (Решение от 18.09.2008 N 2 с проектом муниципальной программы). До настоящего времени программа не утверждена по причине необходимости изыскания дополнительных финансовых средств на ее реализацию.
Подразделения добровольной пожарной охраны в указанных в оспариваемом Постановлении населенных пунктах созданы, поступили заявления от граждан на участие в подразделениях добровольной пожарной охраны, данные граждане прошли медицинский осмотр (Постановление от 18.08.2008 N 473 "Об утверждении реестра дружин добровольной пожарной охраны", Постановление "О добровольной пожарной охране" от 18.06.2010 N 239-ПГ (вместе с Положением и Реестром), заявления граждан о вступление в добровольную пожарную охрану, Постановления территориальных администраций за 2008 - 2011 годы). Заявитель в судебном заседании пояснил, что, для того чтобы подразделения добровольной пожарной охраны в указанных населенных пунктах начали функционировать, необходимо чтобы граждане прошли соответствующее обучение в пожарной части 60; такое обучение планируется на весну 2012 года, его проведение зависит в данном случае не только от Администрации, но и от соответствующих областных структур (необходимо разбить граждан на определенные группы, составить график обучения и т.д.).
Представитель заинтересованного лица, в свою очередь пояснил, что вышеназванные документы (Постановления, распоряжения, реестры, заявления) при проверке не представлялись. Однако суд отмечает, что данные документы представлены в судебное заседание в порядке ст. 65 АПК РФ и оснований для отказа в приобщении данных документов к материалам дела у суда не имеется.
Относительно того обстоятельства, что в планах развития территории не предусмотрены мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов, исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городском округе не должно превышать 10 минут, заявитель пояснил следующее. На территории Ирбитского муниципального образования функционируют 8 пожарных депо в составе МКУ Пожарно-спасательная служба (что заинтересованное лицо не оспаривает). Вместе с тем, вопросы дислокации учреждений, обеспечивающих организацию пожарной безопасности на территории Свердловской области в настоящее время не решен на уровне субъекта Федерации - Свердловской области (письмо Правительства Свердловской области от 29.06.2010). Доказательств того, что заявитель до разрешения данного вопроса на областном уровне может принять какие-то мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны - суду не представлены.
Заявитель также пояснил, что в 2011 году на обеспечение первичных мер пожарной безопасности (финансирование пожарных депо) было запланировано и израсходовано 5 млн. рублей, из них 1,690 млн. рублей - средства областного бюджета в виде субсидий. Однако содержание и финансирование данного Учреждения за счет средств местного бюджета является нарушением бюджетного законодательства, поскольку Ирбитское муниципальное образование - дотационная территория. В связи с отсутствием денежных средств содержание некоторых депо прекращено (Письма территориальных администраций в 2001 году). Поэтому эти расходы являются нецелевым использованием бюджетных средств, о чем было сделано замечание Счетной палаты Законодательного Собрания Свердловской области в ходе внешней проверки в 2011 году. На сегодняшний день решается вопрос о передаче созданных пожарных депо на областной уровень. Поэтому в планах развития территории не предусмотрены мероприятия по дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов.
Тот факт, что надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения в настоящее время не обеспечено, ремонт неисправных источников противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов на водопроводных сетях и пожарных водоемов) полностью не проведен, а в населенных пунктах Ирбитского муниципального образования, без источников наружного противопожарного водоснабжения, отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения в количествах и объемах, обеспечивающих пожаротушение населенного пункта в течение нормативного времени - заявителем не оспаривается.
Вместе с тем, заявителем представлены документы, подтверждающие, что производится постепенное плановое восстановление гидрантов (предприятия ЖКХ); в 2011 году отремонтировано 2 гидранта (письмо N 323 от 21.10.2011). В Ирбитском МО ведется плановая работа по созданию источников наружного водоснабжения. В связи с большими материальными затратами планируется и осуществляется работа по созданию одного источника в год (Решения Думы Ирбитского МО от 24.12.2008, от 23.12.2010, от 23.12.2009, от 21.12.2011).
Относительно невыполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в общественных зданиях (культурно-зрелищные учреждения, лечебные, учебные заведения, детские дошкольные учреждения), находящихся в муниципальной собственности Ирбитского муниципального образования. Стороны пояснили, что на дату вынесения постановления не были выполнены мероприятия в культурно-зрелищных учреждениях (клубах). Детские и дошкольные учреждения проходят проверку требований пожарной безопасности ежегодно; недостатки устраняются по их выявлении. Устранение недостатков по культурно-зрелищным учреждениям запланировано на 2012 год (письмо Главе Ирбитского МО N 109 от 15.05.2012). Лечебные учреждения с 01.01.2012 переданы на областной уровень, финансирование данных учреждений, в том числе на содержание, занимаемых ими зданий и помещений, осуществляется из областных финансовых средств.
Заявитель не оспаривает тот факт, что надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, в части устройства подъездов к естественным источникам наружного противопожарного водоснабжения с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров и возможностью забора воды в любое время года в настоящее время не обеспечено.
Вместе с тем, в 2011 году на выделенные из Резервного фонда Правительства Свердловской области средства (3 млн. рублей) выполнены работы по обустройству 17 подъездов к водоемам (Реестр пирсов от 09.08.2011); заявителем принимаются меры по обустройству остальных подъездов, запланированы соответствующие расходы.
Из оспариваемого постановления также следует, что на территории сельских населенных пунктов отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной охраны. Заявителем представлено Постановление от 19.03.2012 "Об обеспечении связи и оповещения населения о пожаре", Порядок обеспечения связи. В судебном заседании заявитель пояснил (аудиозапись), что установленная в одном из сел в качестве звуковой сигнализации рельса была украдена; поэтому больше такие "звуковые установки" не размещались. Порядок вызова пожарной охраны определен в памятках, которые размещены на магазинах, в различного рода учреждениях, в местах массового скопления людей, кроме того, везде имеются надписи "При пожаре звонить 01 и 112". Ежегодно распространяется около 3 000 памяток по пожарной безопасности. Звуковую сигнализацию планируется установить по графику в течение 2012 - 2016 годов.
Не все сельские населенные пункты Ирбитского муниципального образования оснащены пожарными мотопомпами. Вместе с тем, заявителем принимаются меры для обеспечения мотопомпами населенных пунктов (письмо Председателю Правительства СО от 23.05.2011). Средства местного бюджета на приобретение мотопомп в бюджете Ирбитского МО отсутствуют; в 2011 году из Резервного фонда Правительства Свердловской области на приобретение мотопомп было выделено 2 млн. рублей. На которые были приобретены 66 мотопомп, которые были распределены по населенным пунктам. В дальнейшем планируется приобрести мотопомпы и в остальные населенные пункты.
Как указано выше, согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд считает, что все возможные меры для соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности заявитель принимает.
Главное обстоятельство, из-за которого требования пожарной безопасности не выполнены в полной мере - отсутствие средств. Из Решений Думы Ирбитского МО от 24.12.2008, от 23.12.2010, от 23.12.2009, от 21.12.2011 - "О бюджете Ирбитского муниципального образования" видно, что на протяжении нескольких лет бюджет муниципального образования дефицитный; доходы бюджета не покрывают расходы, муниципальное образование является дотационным, причем размер дотации в 3 раза превышает доход бюджета.
При этом заявитель наряду с такими жизненно важными направлениями, как здравоохранение, социальная политика (пенсии, пособия), образование, обеспечение деятельности военкомата и т.п. ежегодно выделяет средства на обеспечение пожарной безопасности и полностью их расходует, принимает все меры для обеспечения населенных пунктов необходимыми средствами для предупреждения и ликвидации пожаров, занимается организационными мероприятиями, обустраивает в соответствии с требованиями пожарной безопасности территорию. Более того, заявитель, не отрицая того факта, что на настоящее время требования пожарной безопасности в полной мере им не выполнены, принимает все меры для планомерного устранения выявленных нарушений.
Суд считает, что в данном случае, с учетом всех предпринимаемых Администрацией действий для выполнения норм и требований пожарной безопасности, вины заявителя в совершенном правонарушении не имеется, заинтересованным лицом вина в действиях Администрации (т.е. то, что Администрацией не были приняты все зависящие от нее меры по соблюдению требований законодательства - и если не были приняты меры - то какие?) не доказана.
Поскольку материалами дела не подтверждается состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в действиях заявителя (а именно, не доказана вина), требования Администрации Ирбитского муниципального образования следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Требования заявителя удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление заместителя главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору, заместителя начальника управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области N 3 от 05.03.2012 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 160000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КОЛОСОВА Л.В.