Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 N 17АП-13777/2011-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2011 по делу N А60-36155/2011
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2011 по делу N А60-36155/2011
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2011 г. по делу N А60-36155/2011
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2011 года
Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Л. Сергеевой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой Е.Ю., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 43
к Отдел государственного пожарного надзора Кировского района г. Екатеринбурга
о признании ненормативного акта недействительным
при участии в судебном заседании
от заявителя: Проскурина О.П. - директор школы, паспорт <...>,
от заинтересованного лица: Максимов К.П. - представитель по доверенности N 1674 от 16.11.11.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела отзыв и материалы проверки. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к делу.
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление N 422 от 14.09.2011 г. о привлечении Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 43 к административной ответственности, предусмотренной
ч. ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Как следует из материалов дела, 31 августа 2011 г. старшим инспектором отдела надзорной деятельности Кировского района МО "город Екатеринбург" ГУ МЧС России по Свердловской области Максимовым К.П., на основании распоряжения заместителя начальника ОНД Кировского района г. Екатеринбурга N 381 от 27.07.2011 г. проведена плановая проверка в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения средняя образовательная школа N 43 (далее - МДОУ СОШ N 43) на предмет соблюдения учреждением требований пожарной безопасности на территории, в здании и помещениях МДОУ СОШ N 43 по адресу: г. Екатеринбург ул. Академическая, 21.
В ходе проверки проверяющим органом были выявлены следующие нарушения:
- На обводной линии водопровода холодной воды установлена задвижка без электропривода (внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает требуемый расход воды на внутреннее пожаротушение). ППБ 01-03
п. 3. СНиП 2.04.01-85* п. 11.7*;
ФЗ-123 от 22.07.2008 г
- Покрытие пола в коридоре на 1-ом этаже выполнено облицовочными материалами с отсутствующей информацией о показателях пожарной опасности материалов (паркет). ППБ 01-03
п. 3.
п. 53; СНиП 21-01-97* п. 6.25*:
ФЗ-123 от 22.07.2008 г.
- В части здания на 2-ом этаже второй эвакуационный выход не обеспечивает безопасную эвакуацию. ППБ 01-03
п. 3. СНиП 2.08.02-89* п. 1.100;
ФЗ-123 от 22.07.2008 г.
- Двери лестничных клеток выполнены без уплотнения в притворе. ППБ 01-03
п. 3,
п. 40.
п. 53. СНиП 21-01-97* п. 6.18*; СП 1.13130.2009
п. 4.2.7
- Осуществляется хранение горючих материалов в подвальных помещениях, не имеющих приямков для дымоудаления. ППБ 01-03
п. 513.
По результатам проверки управлением в отношении образовательного учреждения составлен акт проверки от 31.08.2011 г., протокол об административном правонарушении от 02.09.2011 г. N 422, на основании которого вынесено постановление от 14.09.2009 N 422 о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности, предусмотренной
ч. 3,
4 ст. 20.4 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 150000 руб.
Считая постановление управления от 14.09.2011 г. N 422 о привлечении к административной ответственности незаконным, образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проанализировав материалы дела в совокупности с представленными документами суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 1 Закона N 69-ФЗ пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу
ст. 37,
ч. 1 ст. 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны, в частности, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами, установлены в
Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
Наряду с данными
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (
п. 3 ППБ 01-03).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны, в частности, обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Факт нарушения заявителем требований пожарной безопасности подтверждают: акт проверки от 31.08.2011 года, протокол об административном правонарушении от 02.09.2011 года N 422.
Таким образом, суд считает событие правонарушения доказанным.
По общему правилу
ч. 1.
2 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные
частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как было установлено в заседании суда и следует из пояснений директора школы, покрытие пола (паркет) на 1 этаже образовательного учреждения и наружная открытая металлическая лестница, которые признаны проверяющим органом не соответствующими требованиям пожарной безопасности, существовали в школе долгое время. Проверки образовательного учреждения на предмет соблюдения пожарной безопасности проводились Управлением к началу каждого учебного года.
Таким образом, суд считает, что данные правонарушения являются длящимися, поскольку пол и наружная лестница существовали длительное время и должны были быть обнаружены Управлением ранее при проведении предыдущих обследований. Однако, из представленных заявителем материалов прошлых проверок, не видно, что данные правонарушения фиксировались проверяющими в соответствующих документах.
Кроме того, заявитель пояснил, что замена пола требует значительных финансовых затрат и поскольку школа является бюджетным учреждением, финансируемым из муниципального бюджета, в адрес Администрации Кировского района г. Екатеринбурга заявителем направлены письма с требованием профинансировать данную меру пожарной безопасности.
Согласно
пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 года N 2 при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Учитывая, что совершенное заинтересованным лицом правонарушение является длящимся, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Судом установлено, что о правонарушении заинтересованному лицу было известно еще при проведении предыдущего обследования (06.07.11 г.), в связи с чем, суд считает, что Управление привлекло заявителе к административной ответственности по
ч. 3,
4 ст. 20.4 КоАП за пределами срока давности.
В
пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 года N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные
статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (
ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (
ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд считает, что заинтересованным лицом нарушен срок привлечения Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 43 к административной ответственности, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит отмене.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не статья 201. | |
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить постановление N 422 от 14.09.2011 г. о привлечении Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 43 к административной ответственности, предусмотренной
ч. ч 3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
СЕРГЕЕВА М.Л.