Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 N 17АП-5236/2015-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2015 по делу N А60-176/2015
Требование: О признании незаконным предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2015 по делу N А60-176/2015
Требование: О признании незаконным предписания.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2015 г. по делу N А60-176/2015
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2015 года
Полный текст решения изготовлен 17 марта 2015 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.В. Окишевой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Первоуральского муниципального предприятию "Единый расчетный центр" (ИНН 6625030240, ОГРН 1036601485678)
к Отделу надзорной деятельности ГО Первоуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области
о признании незаконным предписания
при участии в судебном заседании
от заинтересованного лица: Плишкин А.В., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 715-15, Панченко А.С., представитель по доверенности от 12.01.2015 N 716-15.
Заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе, путем объявления о времени и месте судебного заседания в предварительном судебном заседании, в котором принимал участие представитель заявителя Ретегов С.В. по доверенности от 28.07.2014, а также публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Первоуральское муниципальное предприятие "Единый расчетный центр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности ГО Первоуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области от 13.11.2014 N 122/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности и проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, ссылаясь на необоснованность выводов отдела госпожнадзора о нарушении требований пожарной безопасности, а также на отсутствие вины в этих нарушениях и малозначительность нарушения.
В частности, заявитель ссылается на то, что действие
СНиП 21-01-97, нарушение которых вменено предприятию, не распространяется на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения, а применяются лишь в ходе реконструкции или ремонта здания, а вывод о применении в отделе здания горючих материалов не подтвержден какими-либо доказательствами, либо исследованиями на предмет отнесения строительных материалов к горючим или негорючим.
Заявитель указывает, что ранее, в ходе проверки в 2005 году данные нарушения не были выявлены, в связи с чем предприятие добросовестно полагало, что в его действиях отсутствуют нарушения норм пожарной безопасности, что свидетельствует о малозначительности нарушений.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Отделом надзорной деятельности ГО Первоуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области проведена плановая выездная проверка соблюдения Первоуральским муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетный центр" (ПМУП "ЕРЦ") требования законодательства об обеспечении пожарной безопасности.
Проверкой установлены нарушения требований об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации здания предприятия по адресу: г. Первоуральск, ул. Советская, 6 в (акт проверки от 13.11.2014 N 122), в связи с чем в отношении предприятия вынесено предписание от 13.11.2014 N 122/1/1 об устранении этих нарушений, а также возбуждено дело о совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1 и
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ). Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - ППР в РФ).
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу
части 2 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 3 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Кроме того, требования пожарной безопасности содержатся в строительных нормах и правилах, которые подлежат исполнению, поскольку их применение также обеспечивает соблюдение требований технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объекту технического регулирования.
Таким образом, требования пожарной безопасности могут содержаться как в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, так и в нормативных документах по пожарной безопасности, подлежат выполнению всеми лицами в зависимости от возложенных на них действующим законодательством задач и обязанностей.
Статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета по управлению муниципальным имуществом МО "Город Первоуральск" от 07.09.2004 N 517 в хозяйственном ведении ПМУП "Единый расчетный центр" находится и эксплуатируется административное здание площадью 969,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Первоуральск, ул. Советская, д 6/В.
Проверкой установлено, что предприятием допущены нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания, в том числе:
- в помещениях подвала имеются сквозные отверстия и зазоры в местах пресечения противопожарных преград (потолок) инженерными и технологическими коммуникациями; не обеспечен требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости;
- высота в свету эвакуационного выхода из лестничной клетки (1-й этаж, помещение N 8 по техническому паспорту) в тамбур (1-й этаж, помещение N 9 по техническому паспорту) менее 1,9 метра, предусмотренного
п. 6.16 СНиП 21-01-97;
- на лестничной клетке (1-й этаж, помещение N 8 по техническому паспорту) установлен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены на высоте менее 2,2 м, что не соответствует требованиям
п. 6.32 СНиП 21-01-97;
- ручные пожарные извещатели расположены на высоте более 1,5 метров (1-й этаж, помещения NN 2, 8, 2-й этаж, помещения NN 1, 6 по техническому паспорту);
- отделка пола в коридоре (1-й этаж, помещение N 27, N 12, 13, 14, 15 по техническому паспорту) выполнена из материала с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум); документы, подтверждающие соответствие отделочного материала требованиям пожарной безопасности, отсутствуют, что не соответствует
п. 6.25 СНиП 21-01-97;
- в помещении архива (1-й этаж, помещение N 19 по техническому паспорту) допускается применение штепсельной розетки, что не соответствует
п. 6.25 СНиП 21-01-97;
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97*, введенных в действие Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7, пункт 1.82 отсутствует, имеется в виду пункт 1.82 Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89*, утвержденных Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 16.05.1989 N 78. | |
- в помещении архива (1-й этаж, помещение N 19 по техническому паспорту) отсутствует противопожарная дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч., что требуется согласно
п. 1.82 СНиП 21-01-97;
- ширина в свету эвакуационного выхода из тамбура (1-й этаж, помещение N 14 по техническому паспорту) наружу менее 0,8 метра, чем нарушен
п. 6.16 СНиП 21-01-97;
- в коридорах (1-й этаж, помещения NN 12, 13, 14, 34, 40 по техническому паспорту) не произведен монтаж световой системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; отсутствует световой оповещатель "выход", что не соответствует требованиям
НПБ 104-03;
- на лестничной клетке (1-й этаж, помещение N 2 по техническому паспорту) установлен радиатор отопления, выступающий из плоскости стены на высоте менее 2.2 м, что является нарушением
п. 6.32 СНиП 21-01-97;
- в помещении электрощитовой (1-й этаж, помещение N 28 по техническому паспорту) установлена дверь, не являющаяся противопожарной с пределом огнестойкости не менее 0.6 ч., что нарушает
п. 1.82 СНиП 21-01-97;
- ширина в свету эвакуационного выхода из коридора (1-й этаж, помещение N 40 по техническому паспорту) на лестничную клетку менее 0,8 метра, что не соответствует требованиям
п. 6.16 СНиП 21-01-97;
- отделка пола в коридорах (1-й этаж, помещения NN 34, 35, 36, 40, 2-й этаж, помещение N 18 по техническому паспорту) выполнена из материала с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум); документы, подтверждающие соответствие отделочного материала требованиям пожарной безопасности, отсутствуют, что не соответствует
п. 6.25 СНиП 21-01-97;
- ширина в свету эвакуационного выхода из коридора в тамбур менее 0,8 метра, что не соответствует
п. 6.25 СНиП 21-01-97;
- двери, ведущие на лестничные клетки (2-й этаж, помещения NN 1, 6) из коридора, не оборудованы механизмами самозакрывания и уплотнениями в притворах, что не соответствует
п. 6.18 СНиП 21-01-97;
- руководитель предприятия не прошел обучение по программе пожарно-технического минимума, инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует
разделу XVIII Правил пожарной безопасности в Российской Федерации;
- провода соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проложены в каналах из горючего материала.
Строительные
нормы и правила "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97) устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (
пункт 1.1 СНиП 21-01-97), а разрешение на отступления от противопожарных требований строительных норм и правил по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России.
Строительные
нормы и правила, как следует из их содержания, предусматривают, в частности, пожарно-техническую классификацию строительных материалов, конструкций, помещений, зданий, элементов и частей зданий, средства и способы обеспечения безопасности людей, предотвращение распространения пожара, тушения пожара и спасательных работ (
разделы 5 -
8) и таким образом закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты - зданиям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях его жизненного цикла, в том числе эксплуатации.
Данный акт включен в систему технического регулирования, при которой применение Строительных
норм и правил обеспечивает соблюдение требований Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к объекту технического регулирования, устанавливая обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, и применяется в нормативном единстве с данным
Законом.
Таким образом, при эксплуатации здания ПМУП "ЕРЦ" обязано соблюдать требования данных Строительных
норма и правил, направленных на обеспечение пожарной безопасности.
Довод заявителя об отсутствии у предприятия обязанности при эксплуатации здания ЕРЦ соблюдать требования
СНиП 21-01-97, поскольку здание построено и введено в эксплуатацию до введение в действие указанного
СНиП, не подвергалось реконструкции и капитальному ремонту, не может быть признан обоснованным.
Согласно
пункту 1.7 СНиП 21-01-97 необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными
нормами определяется
пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с
пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие
СНиП 21-01-97, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной
нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие
СНиП 21-01-97 распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования
СНиП 21-01-97 по смыслу
пункта 4.3 данных правил и
пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие
СНиП 21-01-97 данные
правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в
СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие
СНиП 21-01-97 данные
Правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в
СНиП 21-01-97 требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом,
СНиП 21-01-97 является нормативным документом, устанавливающим технические требования к зданиям, обеспечивающие их пожарную безопасность, обязательность применения которых зависит от содержания конкретной нормы, а равно от момента постройки (капитального ремонта или реконструкции) здания.
Действительно, принадлежащее обществу здание ПМУП "ЕРЦ" введено в эксплуатацию в 1999 году, то есть до введения в действие
СНиП 21-01-97.
Между тем оспариваемым предписанием указано на несоответствие как противопожарного режима эксплуатации объекта в целом, не требующего реконструкции или капитального ремонта данного здания в целом (замена дверей на противопожарные, устранение использования в отделке горючих материалов и пр.), так и несоответствия здания конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, которые могут быть устранены путем реконструкции здания.
Указания в предписании на такие нарушения имеет своей целью доведение до сведения собственника информации о несоответствии здания соответствующим требованиям обеспечения пожарной безопасности, что может быть обеспечено мероприятиями, компенсирующими отступления от требований
СНиП 21-01-97, проведением реконструкции или капитального ремонта здания, либо прекращением его эксплуатации, допускающей угрозу жизни и здоровью людей.
Такое предписание является законным и обоснованным и подлежит исполнению в установленные в нем сроки.
Помимо этого, выводы об обоснованности выводов Отдела надзорной деятельности ГО Первоуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Свердловской области о наличии перечисленных выше нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации здания ПМУП "ЕРЦ" по адресу: г. Первоуральск, ул. Советская, д 6/В, были сделаны судом общей юрисдикции при рассмотрении дела об оспаривании предприятием постановления о привлечении ПМУП "ЕРЦ" к административной ответственности по
ч. 1 ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесенное по результатам этой же плановой проверки (решение Первоуральского городского суда Свердловской области от 22.01.2015).
Указанным решением суд, признавая факт совершения указанных нарушений, образующих объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1 и
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, принимая во внимание обстоятельства, при которых эти нарушения совершены, признал административные правонарушения малозначительными, ограничившись по факту их совершения устным замечанием.
В силу
ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, поэтому выводы о допущенных предприятиях нарушениях требований пожарной безопасности являются доказанными.
Доводы заявителя об отсутствии вины, о малозначительности правонарушений, принятые судом общей юрисдикции при рассмотрении дела о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, не имеют какого-либо отношения к оспариваемому предписанию, которым констатируется наличие нарушение и обязательность их устранения.
Таким образом, основания для признания предписания незаконным отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
С.П.ВОРОНИН