Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 N 17АП-17633/2014-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2014 по делу N А60-24204/2014
Требование: О признании предписания недействительным.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.11.2014 по делу N А60-24204/2014
Требование: О признании предписания недействительным.
Решение: Требование удовлетворено в части.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
от 9 ноября 2014 г. по делу N А60-24204/2014
Резолютивная часть решения объявлена 29 октября 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.Б. Мартемьянова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Д.Л. Зюзьминой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" (ИНН: 6616003112, ОГРН: 1026601156130; далее - заявитель, учреждение)
к Отделению надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН: 6672176609, ОГРН: 1046604426890; далее - заинтересованное лицо, отделение)
о признании предписания от 07.03.2014 N 12/1/7 недействительным в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Симонов Б.Д., директор (приказ от 02.09.1991 N 23), Шестакова Е.А. (доверенность от 24.09.2014);
от заинтересованного лица - Лизогуб К.А. (доверенность от 10.12.2013 N 241-15); Арефьева Т.Ф. (доверенность от 10.12.2013 N 242-15).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены. Отводов судье, помощнику судьи не заявлено.
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к отделению о признании предписания от 07.03.2014 N 12/1/7 недействительным в части п. 5 - 7, 10 - 13, 17 - 20.
В ходе рассмотрения дела заявитель неоднократно уточнял свои требования в порядке, предусмотренном
ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при последнем уточнении просит признать предписание от 07.03.2014 N 12/1/7 недействительным в части п. 5 - 7, 10, 11, а также в части, касающейся установления сроков исполнения п. 8, 22 - 29, кроме того, просит установить срок исполнения данных пунктов (п. 8, 22 - 29 указанного предписания) - до 31.12.2014.
Названное уточнение принято судом.
Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в удовлетворении заявленных требований просит отказать, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, отделением на основании распоряжения от 04.02.2014 N 12 в период с 03.03.2014 по 07.03.2013 проведена плановая выездная проверка в отношении учреждения по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности в здании учреждения (школе) по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Кировградская, д. 22.
Результаты проверки оформлены актом от 07.03.2013 N 12, которым зафиксированы многочисленные нарушения требований правил пожарной безопасности, в частности, установлено, что
- инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям, установленным
разделом XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима);
- огнетушители размещены на высоте более 1,5 м (нарушение
п. 480 Правил противопожарного режима);
- из помещений раздевалки на первом этаже, кабинета "ИЗО", кабинета N 7, кабинета N 5 на втором этаже, кабинета "натюрмортный фонд" на 3 этаже двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания (нарушение
п. 34 Правил противопожарного режима);
- из группы помещений N 13, 17, 19 (технический паспорт) на третьем этаже отсутствуют вторые эвакуационные выходы (нарушение
п. 6.9* СНиП 21-01-97*);
- с первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход (нарушение
п. 6.9* СНиП 21-01-97*);
- в коридоре на втором этаже у кабинета композиции на пути эвакуации стоит пианино (нарушение
подп. "б" п. 36 Правил противопожарного режима);
- лестница 2-го типа (внутренняя открытая) не отделена от примыкающих коридоров противопожарными перегородками 1-го типа (нарушение
п. 7.25 СНиП 21-01-97,
п. 1.102 СНиП 2.08.02-89*);
- эвакуационный выход на первом этаже под лестничным маршем высотой в свету 1,45 м, шириной в свету 0,87 м (нарушение
п. 6.16 СНиП 21-01-97*);
- потолок в фойе на 1-м этаже отделан потолочной плиткой без сертификата пожарной безопасности (нарушение
п. 6.25* СНиП 21-01-97*,
п. 7 ст. 146 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- потолок в фойе на 3-м этаже у кабинета N 10 отделан деревянной рейкой (нарушение
п. 6.25* СНиП 21-01-97*);
- в здании школы на первом этаже располагается помещение магазина (нарушение
ст. 52,
88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 5.4.2.2 СП 4.13130.2009);
- мансардный этаж отделен от помещений третьего этажа перегородками из горючих материалов (нарушение
п. 1.14а СНиП 2.08.02-89*);
- пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре переведена с автоматического пуска на ручной (нарушением
п. 62 Правил противопожарного режима).
По результатам проверки отделением учреждению выдано предписание от 07.03.2014 N 12/1/7 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Полагая, что названное предписание отделения в части п. 5 - 7, 10, 11, а также в части, касающейся установления сроков исполнения п. 8, 22 - 29, является незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с
ч. 1 ст. 198,
ч. 4 ст. 200,
ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 2 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу
ст. 37 того же Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности; данную ответственность, в частности, несут руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
ст. 6 названного Федерального закона должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, оспариваемое предписание по устранению выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности выдано отделением в рамках предоставленных ему полномочий.
1. Учреждением оспариваются п. 5, 11 предписания.
В п. 5 предписания в качестве нарушения указано то, что из помещений раздевалки на первом этаже школы, кабинета "ИЗО", кабинета N 7, кабинета N 5 на втором этаже, кабинета "натюрмортный фонд" на 3 этаже двери эвакуационных выходов открываются не по направлению выхода из здания (нарушение
п. 34 Правил противопожарного режима).
Пункт 11 предписания касается нарушения учреждением
п. 6.16 СНиП 21-01-97*, а именно эвакуационный выход на первом этаже здания под лестничным маршем высотой в свету 1,45 м, шириной в свету 0,87 м.
В судебном заседании, состоявшемся 29.10.2014, представитель отделения Лизогуб К.А., действующий на основании доверенности от 10.12.2013 N 241-15, предусматривающей право признания иска, требования учреждения в названной части (п. 5, 11 предписания) признал.
Согласно
ч. 3 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом (
ч. 4 ст. 170 названного Кодекса).
Поскольку заинтересованное лицо требования заявителя в части, касающейся оспаривания п. 5, 11 предписания от 07.03.2014 N 12/1/7, признает; указанное признание принято судом, требования учреждения в названной части (п. 5, 11 предписания) подлежат удовлетворению.
2. Учреждение считает незаконным п. 6 предписания, в котором указано о нарушении заявителем
п. 6.9* СНиП 21-01-97*, выразившемся в том, что из группы помещений N 13, 17, 19 (технический паспорт) на третьем этаже здания отсутствуют вторые эвакуационные выходы.
По мнению заявителя, указанный пункт предписания подлежит отмене, поскольку помещения на третьем этаже здания, через которые осуществляется эвакуация, являются коридорами.
В силу
п. 6.9* СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут:
а) из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку;
б) из помещений любого этажа, кроме первого: непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в коридор, ведущий непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа; в холл (фойе), имеющий выход непосредственно в лестничную клетку или на лестницу 3-го типа;
в) в соседнее помещение (кроме помещения
класса Ф5 категории А или Б) на том же этаже, обеспеченное выходами, указанными в а и б, выход в помещение категории А или Б допускается считать эвакуационным, если он ведет из технического помещения без постоянных рабочих мест, предназначенного для обслуживания вышеуказанного помещения категории А или Б.
Согласно
п. 6.12*,
6.13*,
6.14 СНиП 21-01-97* не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения детских учреждений (к таким зданиям относится здание учреждения), предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек; этажи зданий детских учреждений должны иметь не менее двух эвакуационных выходов; число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.
Отделение указало на то, что из экспликации технического паспорта на здание школы усматривается, что из помещения N 13 (мастерская) имеется два выхода: один эвакуационный в коридор (помещение N 12 технического паспорта), а второй - в коридор (помещение N 15 технического паспорта), затем в бильярдную (помещение N 16 технического паспорта) и только потом на лестничную клетку. Из помещения N 19 имеется один выход, ведущий в комнату (помещение N 17 технического паспорта), затем в бильярдную (помещение N 16 технического паспорта) и только потом на лестничную клетку. Из помещений N 17 (комната) имеется выход в бильярдную (помещение N 16 технического паспорта), а из бильярдной имеется два выхода: один в лестничную клетку, другой - к группе помещений N 15 (коридор) и N 13 (мастерская) и только потом в коридор.
Исследовав материалы дела, суд соглашается с выводом отделения о том, что из группы помещений N 13, 17, 19 (технический паспорт) на третьем этаже здания отсутствуют вторые эвакуационные выходы.
При этом суд отклоняет соответствующие доводы учреждения, поскольку имеющиеся из данных помещений выходы не соответствуют требованиям
подп. "б" п. 6.9* СНиП 21-01-97*. Кроме того, доводы заявителя о том, что бильярдная в настоящее время используется как коридор, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого пункта предписания, а свидетельствуют о принятии заявителем мер по исполнению спорного пункта предписания.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований заявителя в данной части не имеется.
3. Учреждением оспаривается п. 7 предписания, в котором также указано о нарушении заявителем
п. 6.9* СНиП 21-01-97*, выразившемся в том, что с первого этажа отсутствует второй эвакуационный выход.
Заявитель считает, что на первом этаже имеется три эвакуационных выхода: во-первых, эвакуационный выход в парадную дверь; во-вторых, эвакуационный выход из правого крыла здания на улицу; в-третьих, эвакуационный выход из левого крыла здания через помещение сервисного центра.
Согласно
подп. "а" п. 6.9* СНиП 21-01-97* выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу: непосредственно; через коридор; через вестибюль (фойе); через лестничную клетку; через коридор и вестибюль (фойе); через коридор и лестничную клетку.
В соответствии с
п. 6.13*,
6.14 СНиП 21-01-97* этажи зданий детских учреждений (к таким зданиям относится здание учреждения) должны иметь не менее двух эвакуационных выходов; число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания.
Отделение указывает на то, что из экспликации технического паспорта на здание школы видно, что коридор на первом этаже здания имеет выход наружу через фойе (через входную дверь); левое крыло коридора имеет выход в магазин (помещение N 6 технического паспорта); правое крыло коридора имеет выход в кабинет (помещение N 23 технического паспорта) и только потом наружу.
Суд, исследовав материалы дела, соглашается с позицией отделения, так как два выхода, на которые указывает заявитель (правое и левое крыло коридора), не являются эвакуационными в силу
подп. "а" п. 6.9* СНиП 21-01-97*.
Оснований для удовлетворения требований заявителя в названной части также не имеется.
4. В п. 10 предписания указано о нарушении учреждением
п. 7.25 СНиП 21-01-97,
п. 1.102 СНиП 2.08.02-89*, выразившемся в том, что лестница 2-го типа (внутренняя открытая) не отделена от примыкающих коридоров противопожарными перегородками 1-го типа.
Заявитель считает данный пункт предписания незаконным, поскольку
СНиП 2.08.02-89* утратил силу с 01.01.2010; нормы
СНиП 21-01-97 на уже построенное здание не распространяются.
Согласно
п. 1.102 СНиП 2.08.02-89* одна из внутренних лестниц в зданиях I и II степеней огнестойкости высотой до девяти этажей может быть открытой на всю высоту здания при условии, если помещение, где она расположена, отделено от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками.
Довод учреждения относительно требований
СНиП 2.08.02-89* судом принимается, так как данный документ утратил силу с 01.01.2010 и отделением не указано, какими конкретно нормами в настоящее время предусмотрены аналогичные требования.
В силу
п. 7.25 СНиП 21-01-97 помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, должно отделяться от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Допускается не отделять противопожарными перегородками помещение, в котором расположена лестница 2-го типа: при устройстве автоматического пожаротушения во всем здании; в зданиях высотой не более 9 м с площадью этажа не более 300 кв. м.
Отделением указано на то, что школа не оборудована устройствами автоматического пожаротушения по всему зданию; этажность школы - три этажа и мансардный этаж, площадь застройки - 636 кв. м.
Следовательно, учреждением допущено нарушение
п. 7.25 СНиП 21-01-97.
Данный вывод отделения учреждением не опровергнут.
Довод учреждения о неприменении требований
СНиП 21-01-97 к зданию школы, построенному в 1956 г., судом отклоняется в силу следующего.
СНиП 21-01-97 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов (
п. 1.1 СНиП 21-01-97).
Согласно
ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" со дня вступления в силу данного Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального
закона.
5. Учреждение оспаривает предписание от 07.03.2014 N 12/1/7 в части, касающейся установления сроков исполнения п. 8, 22 - 29; просит установить срок исполнения данных пунктов (п. 8, 22 - 29 указанного предписания) - до 31.12.2014.
В оспариваемом предписании указано о нарушении заявителем
-
п. 33,
подп. "г" п. 36 Правил противопожарного режима, выразившемся в том, что из коридора N 12 (технический паспорт) на третьем этаже сняты двери, предусмотренные проектом (п. 8 предписания);
-
п. 62 Правил противопожарного режима, выразившемся в том, что пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре переведена с автоматического пуска на ручной (п. 22 предписания);
-
п. 3.11 НПБ 104-03,
ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 5.3 СП 3-13130.2009, выразившемся в том, что над кабинетом N 21 на третьем этаже закреплен световой указатель "Выход" (п. 23 предписания);
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Нормы пожарной безопасности, утвержденные Приказом Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации от 04.06.2001 N 31, имеют номер НПБ 88-2001, а не НБП 88-2001. | |
-
п. 12.41 прил. 13 НБП 88-2001, выразившемся в том, что в коридорах на первом этаже не установлены ручные извещатели (п. 25 предписания);
-
п. 12.41 прил. 13 НБП 88-2001, выразившемся в том, что в кабинете N 3 на втором этаже ручной извещатель установлен у окна (п. 26 предписания);
-
п. 12.41 прил. 13 НБП 88-2001, выразившемся в том, что в кабинете N 6 на втором этаже ручной извещатель установлен у окна (п. 27 предписания);
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Нормы пожарной безопасности, утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323, имеют номер НПБ 104-03, а не НБП 104-03. | |
-
п. 3.9 НБП 104-03, выразившемся в том, что кабель соединительной линии СОУЭ, ведущей к световому указателю "Выход" над эвакуационным выходом из школы, проложен открыто (п. 28 предписания);
-
п. 3.9 НБП 104-03, выразившемся в том, что кабель соединительной линии СОУЭ, ведущей к световому указателю "Выход" над эвакуационным входом в кабинете N 27 на третьем этаже, проложен открыто (п. 28 предписания).
По п. 8, 22 - 29 предписания срок исполнения указан - до 01.10.2014.
В обоснование требования в названной части заявитель указал на то, что мероприятия по исполнению требований п. 8, 22 - 29 предписания в настоящее время осуществляются; данное требование заявлено во избежание в последующем привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства и доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части, поскольку заявителем не представлено доказательств незаконности предписания от 07.03.2014 N 12/1/7 в части, касающейся установления сроков исполнения п. 8, 22 - 29 предписания.
При этом суд исходит из того, что у учреждения имелось достаточно времени для исполнения требований п. 8, 22 - 29 предписания (фактически семь месяцев, так как предписание получено 07.03.2014, срок устранения нарушений указан - до 01.10.2014); требования предписания, например, требования п. 24 предписания (отсутствие на первом этаже световых указателей "Выход") не требуют значительных финансовых затрат и являются необходимыми; данное требование заявлено (в судебном заседании, состоявшемся 29.10.2014) уже после истечения установленного срока (01.10.2014) в целях избежания в последующем привлечения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, требования учреждения подлежат удовлетворению в части, касающейся признания недействительными п. 5, 11 предписания от 07.03.2014 N 12/1/7; в удовлетворении остальной части заявленных требований следует отказать.
Согласно
ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
Поскольку требования учреждения частично удовлетворены, с отделения в пользу учреждения подлежит взысканию 2000 руб. государственной пошлины; излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с
подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать недействительным п. 5, 11 предписания Отделения надзорной деятельности Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН: 6672176609, ОГРН: 1046604426890) от 07.03.2014 N 12/1/7 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН: 6672176609, ОГРН: 1046604426890) в пользу муниципального автономного учреждения дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" (ИНН: 6616003112, ОГРН: 1026601156130) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
5. Возвратить муниципальному автономному учреждению дополнительного образования "Кировградская детская художественная школа" (ИНН: 6616003112, ОГРН: 1026601156130) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) руб., излишне перечисленную по платежному поручению от 05.06.2014 N 315 в составе суммы 4000 (четыре тысячи) руб.; оригинал платежного поручения остается в материалах дела.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.Б.МАРТЕМЬЯНОВ