Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 N 16-2353/2024 данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 19.02.2024 по делу N 7р-17/2024 (УИД 19RS0003-01-2023-000936-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 19.02.2024 по делу N 7р-17/2024 (УИД 19RS0003-01-2023-000936-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2024 г. по делу N 7р-17/2024(7р-220/2023)
19RS0003-01-2023-000936-67
Председательствующий: судья Гусына А.В.
Судья Верховного Суда Республики Хакасия Аушева В.Ю.,
при секретаре Б.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Евстафьевой О.Г. на
решение судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023 г., которым оставлено без изменения постановление заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска, Бейского и Алтайского районов по пожарному надзору N 89 от 3 мая 2023 г. о привлечении администрации муниципального образования г. Саяногорск к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного
ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска, Бейского и Алтайского районов по пожарному надзору N 89 от 3 мая 2023 г. администрация муниципального образования г. Саяногорск привлечена к административной ответственности по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда, защитник Евстафьева О.Г. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит решение судьи и постановление по делу изменить, переквалифицировать действия администрации г. Саяногорска с
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ на
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде предупреждения. Не соглашается с выводами о том, что нарушение требований пожарной безопасности было допущено в период установления особого противопожарного режима.
В дополнениях к жалобе защитник Евстафьева О.Г. ссылается на незаконность проведенной административным органом проверки, поскольку фактически внеплановая выездная проверка проводилась без участия представителей администрация г. Саяногорска М., находящегося в отпуске с 12 по 26 апреля 2022 г. и Х. Полагает, что проведенная проверка не является исключительным случаем, указанным в
п. 5 ст. 73 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ и могла быть проведена только по согласованию с органами прокуратуры.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующим выводам.
Часть 2 ст. 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Согласно
п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу
ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления (
ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ).
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу
ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров
(ч. 1), в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары
(ч. 2).
Согласно
ст. 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения
(ч. 1), к наружному противопожарному водоснабжению относятся, в том числе водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации
(ч. 2).
Пунктом 70 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 N 1479, установлена обязанность, в том числе для органов местного самоуправления в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова обеспечить очистку территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (
п. 75 Правил противопожарного режима в РФ).
Согласно
ст. 30 Федерального закона N 69-ФЗ в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 281 от 12 апреля 2023 г. на территории Республики Хакасия установлен с 15 апреля по 15 мая 2023 г. особый противопожарный режим.
Населенные пункты, в числе которых рп. Черемушки, рп. Майна, д. Богословка муниципального образования г. Саяногорск, утвержденные Приложением 1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 15 декабря 2022 г. N 788, включены в перечень населенных пунктов, расположенных на территории Республики Хакасия, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 г.
Выводы судьи Саяногорского городского суда о нарушении администрацией г. Саяногорска в условиях особого противопожарного режима требований пожарной безопасности, что выразилось в отсутствии на территории рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка достаточного количества источников наружного противопожарного водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение любого здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе 200 метров и обеспечивающих забор воды в любое время года в нарушение требований
ст. ст. 6,
62,
68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности,
ст. ст. 19,
21 Федерального закона N 69-ФЗ,
п. 75 Правил противопожарного режима в РФ,
п. п. 10.4,
10.8 СП 8.13130; в отсутствии в полном объеме обустроенности вокруг населенных пунктов рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 м или иного противопожарного барьера в нарушение
ст. ст. 19,
21 Федерального закона N 69-ФЗ,
п. 70 Правил противопожарного режима в РФ; в невыполнении работ по очистке территории, прилегающей к лесу населенных пунктов рп. Майна, рп. Черемушки, д. Богословка, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров и работ по отделению от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером в нарушение требований
ст. ст. 19,
21 Федерального закона N 69-ФЗ,
п. 70 Правил противопожарного режима в РФ, подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.
К таким доказательствам судья городского суда обоснованно отнес, в том числе, акт внеплановой выездной проверки N 29 от 27 апреля 2023 г., проведенной на основании распоряжения зам. главного государственного инспектора Республики Хакасия по пожарному надзору от 13 апреля 2023 г. в отношении администрации муниципального образования г. Саяногорск в период с 17 апреля по 27 апреля 2023 г.
Фактические обстоятельства, отраженные в акте проверки, защитник администрации г. Саяногорска в ходе производства по делу не оспаривал.
Доводы, содержащиеся в жалобе защитника о неверной юридической оценке деяния по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ являются необоснованными.
Как следует из материалов дела постановлением Правительства Республики Хакасия N 281 от 12 апреля 2023 г. на территории Республики Хакасия установлен с 15 апреля по 15 мая 2023 особый противопожарный режим.
Согласно акту внеплановой выездной проверки N 29 от 27 апреля 2023 г., проведение проверки началось 17 апреля 2023 г., то есть на 3-ий день установленного в Республике Хакасия особого противопожарного режима.
С учетом изложенного, действия юридического лица обоснованно квалифицированы по
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вопреки доводам защитника, приведенным в дополнениях к жалобе, законность проведенной в отношении администрации г. Саяногорска внеплановой выездной проверки сомнений не вызывает ввиду следующего.
Согласно
ч. 5 ст. 73 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с
пунктами 3 -
6 части 1,
частью 3 статьи 57 и
частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в
части 2 настоящей статьи, может быть поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц (
п. 3 ч. 1 ст. 57 Закона N 248-ФЗ).
Поскольку в данном случае проверка проводилась во исполнение протокола оперативного совещания Совета безопасности РФ от 14 февраля 2023 г., постановления Правительства РФ от 15 декабря 2022 г. N 788, согласования с органами прокуратуры не требовалось.
Доводы заявителя о нахождении законного представителя администрации МО г. Саяногорск в отпуске не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку о проведении проверки глава администрации был уведомлен 14 апреля 2023 г. в 9 часов, о чем и указал в акте проведения проверки (л.д. 29-30).
Следовательно, процедура проведения проверки соблюдена.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о невозможности соблюдения администрацией г. Саяногорска требований законодательства в области пожарной безопасности.
Административное наказание юридическому лицу назначено с учетом положений
ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции
ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Суд первой инстанции оснований для изменения наказания, назначенного должностным лицом административного органа и для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, обоснованно не усмотрел.
Вопреки доводам жалобы оснований для замены назначенного административным органом наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей на предупреждение не имеется в виду следующего.
В соответствии с
ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со
статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно
ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей
раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных
частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных
частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Допущенное администрацией МО г. Саяногорска нарушение правил пожарной безопасности привело к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам растительного мира, окружающей среде.
Таким образом, обстоятельства, предусмотренные
ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, наличие которых является обязательным для применения положения
ст. 4.1.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае отсутствуют.
Оснований для отмены, изменения решения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 30.2 -
30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023 года по настоящему делу в отношении администрации муниципального образования г. Саяногорск оставить без изменения, жалобу защитника Евстафьевой О.Г. - без удовлетворения.
Судья
В.Ю.АУШЕВА