Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 N 16-2353/2024 (УИД 19RS0003-01-2023-000936-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2024 N 16-2353/2024 (УИД 19RS0003-01-2023-000936-67)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.


Содержание


ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2024 г. N 16-2353/2024
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя администрации муниципального образования г. Саяногорска Е. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска, Бейского и Алтайского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 03 мая 2023 г, решение судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023 г, решение судьи Верховного суда Республики Хакасия от 19 февраля 2024 г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования г. Саяногорска, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Саяногорска, Бейского и Алтайского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 03 мая 2023 г, администрация муниципального образования г. Саяногорска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023г, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Хакасия от 19 февраля 2024 г, постановление должностного лица от 03 мая 2023 г оставлено без изменения.
В жалобе заявитель просит об изменении постановления и решений, а также назначенного наказания.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует и установлено должностным лицом и судебными инстанции, что 27 апреля 2023 г в 16:00 час, администрацией муниципального образования г. Саяногорска допущены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: на территории рп Майна, рп.Черемушки, д. Богословка недостаточно источников противопожарного водоснабжения, обеспечивающих пожаротушение любого здания, сооружения или его части, находящегося в радиусе 200 метров и обеспечивающих забор воды в любое время года; вокруг названных населенных пунктов в полном объеме не обустроены противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 м или иной противопожарный барьер; территория прилегающих к лесу названных населенных пунктов, не очищена от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров, не отделена от леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Изложенное явилось основанием для привлечения администрации муниципального образования г. Саяногорска к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, распоряжением о проведении проверки, списком безводных участков территории Саяногорского пожарно-спасательного гарнизона, распоряжением о проведении внеплановых проверок и профилактических мероприятий в течение пожароопасного сезона, иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в действиях администрации муниципального образования г. Саяногорск состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия администрации МО г. Саянолгорска квалифицированы по части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
В силу ст. 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 апреля 2023 г N 281 установлен особый противопожарный режим с 15 апреля по 15 мая 2023 г на территории Республики Хакасия.
Населенные пункты: рп.Черемушки, рп.Майна, д. Богословка муниципального образования г. Саяногорска, утвержденные Приложением N 1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 15.12.2022 г N 788, включены в перечень населенных пунктов, расположенных на территории Республики /Хакасия, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 г.
В связи с изложенным доводы жалобы о переквалификации действий администрации с ч. 2 на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также об отнесении указанных территорий к территории Бейского района, подлежат отклонению.
Доводы о применении положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ по настоящему делу и утрате действия постановления Правительства Республики Хакасия от 12.04.2023 г N 281, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Нарушение администрацией МО требований ст. 19, 21, 38 Федерального закона от 21.12.1994 г N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ст. 6, 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 г N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 70, 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, установлены должностным лицом и судебными инстанциями на основании представленных в материалы дела доказательств, в том числе акта проверки и сомнений не вызывают.
Порядок и процедура проведения внеплановой проверки соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц, в минимальном размере.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения положения ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку совокупность обстоятельств, позволяющих произвести замену административного штрафа на предупреждение по делу не установлена.
Доводы заявителя о бюджете муниципального образования г. Саяногорск на 2023 г и на плановый период 2024 и 2025г, также не являются основанием для изменения вида и размера назначенного наказания, поскольку вопреки доводам жалобы не подтверждают тяжелого финансового положения лица, равно как и не являются основанием для снижения ниже низшего назначенного размера административного штрафа.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Саяногрска, Бейского и Алтайского района по пожарному надзору ГУ МЧР России по Республике Хакасия от 03 мая 2023г, решение судьи Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 21 июня 2023г, решение судьи Верховного суда Республики Хакасия от 19 февраля 2024г, вынесенные в отношении администрации муниципального образования г. Саяногорска, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя администрации муниципального образования г. Саяногорска Е. - без удовлетворения.
Судья
С.Н.МИХЕЕВА