Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 16.11.2021 N 12-129/2021, 21-535/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.

Решение Верховного суда Республики Бурятия от 16.11.2021 N 12-129/2021, 21-535/2021
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Удовлетворено в части.


Содержание


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2021 г. N 21-535
N 12-129/2021
N 04RS0010-01-2021-001230-30
Судья: Айсуева А.Ц.
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" на решение судьи Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 26 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ГБУ Республиканский ресурсный центр "Семья",
установил:
постановлением N 87 главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору Ш. от 11 июня 2021 года ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" (далее также - Центр) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Решением судьи Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 26 августа 2021 года постановление по делу об административном правонарушении изменено, размер штрафа снижен до 80 000 руб.
ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит постановление и судебное решение отменить, ссылаясь на допущенные административным органом процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении; на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" Д. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Главный государственный инспектор по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору Ш. в суд не явился, о рассмотрении дела извещен.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Закон о пожарной безопасности) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Как следует из материалов дела, ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером..., расположенный по адресу: <...>.
28 апреля 2021 года по обращению заместителя главы МО СП "Сотниковское" Иволгинского района Республики Бурятия Отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Главного Управления МЧС России по Республике Бурятия (далее - Отделение надзорной деятельности) проведена внеплановая проверка указанного земельного участка.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатель земельного участка, которым является Центр, не осуществил уборку сухой растительности на территории данного земельного участка.
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Отделением надзорной деятельности в адрес Центра выдано предписание N 33/1/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 10 мая 2021 года.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно пришел к выводу о виновности ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вышестоящий суд не усматривает оснований подвергать сомнению данный вывод, основанный на фактических обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2021 года; предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований пожарной безопасности от 28 апреля 2021 года, актом проверки N 33 от 28 апреля 2021 года; выпиской из ЕГРП в отношении земельного участка, иными доказательствами.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к верному выводу о том, что ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" в своей деятельности допустило нарушение пункта 67 Правил противопожарного режима.
То обстоятельство, что жилые помещения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 03:08:320107:1954, переданы по договорам найма в пользование граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для освобождения Центра от административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопреки доводам жалобы Центром не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Составление протокола об административном правонарушении с нарушением установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока на законность постановления по делу об административном правонарушении не влияет; согласно разъяснению, изложенному в абзаце 3 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, сроки составления протокола об административном правонарушении пресекательными не являются.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором по пожарному надзору района субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Положения приведенных норм свидетельствуют о том, что для определения полномочий должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), на составление протоколов об административных правонарушениях согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, необходимо выяснить, к компетенции какого органа отнесено рассмотрение соответствующего дела об административных правонарушениях, а затем выяснить, включены ли такие должностные лица в установленный этим органом перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
В части 1 статьи 23.34 КоАП РФ определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 данного Кодекса, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный пожарный надзор.
В силу статьи 6 Закона о пожарной безопасности к органам государственного пожарного надзора относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, а также иные структурные подразделения, указанные в данной статье.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по надзору и контролю в сфере обеспечения пожарной безопасности является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868).
Приказом МЧС России от 5 апреля 2012 года N 176 утвержден перечень должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Из этого перечня следует, что государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении Центра, составлен уполномоченным должностным лицом - государственным инспектором по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ РФ, соблюден, право юридического лица на защиту не нарушены.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вместе с тем вышестоящий суд приходит к выводу о том, что при назначении Центру административного наказания в виде административного штрафа должностным лицом и судьей районного суда не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотрены частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, указаны в части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении настоящего дела не были установлены отягчающие вину обстоятельства.
Напротив, установлено наличие смягчающих вину обстоятельств, которые выразились в добровольном исполнении Центром до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения.
Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Исходя из содержания названной нормы административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
В силу статьи 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены Центром в кратчайший срок. Сведений о том, что ранее Центр привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение, материалы дела не содержат. Кроме того, из обстоятельств дела не следует и материалы дела не содержат доказательств причинения вреда или возникновения прямой угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имущественного ущерба.
Данные обстоятельства свидетельствуют о возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.
С учетом изложенного постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда подлежат изменению в части назначенного наказания путем замены административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление N 87 главного государственного инспектора по Иволгинскому и Тарбагатайскому районам Республики Бурятия по пожарному надзору Ш. от 11 июня 2021 года, решение судьи Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 26 августа 2021 года в отношении ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, изменить.
Назначить ГБУ Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части указанные постановление и судебное решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
П.С.НАЗИМОВА