Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2021 по делу N А60-18642/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2021 по делу N А60-18642/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2021 г. по делу N А60-18642/2021
Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А. Тихомировой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-18642/2021 по заявлению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (ИНН 7707034952, ОГРН 1027739591010) к обществу с ограниченной ответственностью "Пламя НТ" (ИНН 6623132775, ОГРН 1196658074909) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица: директор Калачев И.Н., предъявлен приказ о приеме на работу от 01.01.2021, паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Отделение надзорной деятельности и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пламя НТ" (далее - заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Определением суда от 22.04.2021 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, назначено судебное разбирательство.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве, ссылается на недоказанность вины. Отзыв приобщен к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
На основании распоряжения N 92 от 01.03.2021 г. начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области Пряничникова С.О., с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области, в период с 11.03.2021 г. по 05.04.2021 г. в зданиях и помещениях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 41 по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Калинина, д. 2А проведена плановая выездная проверка.
По результатам проверки административный орган пришел к выводу о том, что общество с ограниченной ответственностью "Пламя НТ", при обслуживании пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 41, грубо нарушило лицензионные требования и условия, изложенные в подпункте "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 (далее - Положение о лицензировании) и требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о пожарной безопасности".
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: 1) на объекте допущен перевод средств обеспечения пожарной безопасности (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 4 этаже здания) с автоматического пуска на ручной, в нарушение п. 55 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479; 2) в здании класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 на 4 этаже система пожарной сигнализации при подаче светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", п. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
По данному факту административным органом возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
15.04.2021 г. составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО "Пламя НТ" по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При разрешении настоящего спора суд руководствуется следующим.
На основании ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных пп. "б" и (или) "д" п. 4 вышеназванного Положения о лицензировании, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 5 Правил лицензирования).
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемой деятельности относится выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям.
В соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Пламя НТ" (исполнитель) на основании договора N 4 от 11.01.2021 года на техническое обслуживание пожарной сигнализации заключенного с МБОУ СОШ N 41 (заказчик) принимает на себя выполнение работ по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 41 по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Калинина, д. 2А.
Общество с ограниченной ответственностью "ПЛАМЯ НТ" имеет лицензию N 66-Б/01520 от 31.03.2020 г. с бессрочным сроком действия, выданную Главным управлением МЧС России по Свердловской области на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пуско-наладочных работ, монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, - монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах, - выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Согласно п. 1.2 договора техническое обслуживание проводится с целью поддержания систем сигнализации в работоспособном состоянии в течение всего срока действия договора, (срок действия договора до 11.01.2022), что достигается мероприятиями по осуществлению ежемесячного контроля технического состояния и правильности функционирования системы сигнализации в целом, периодической проверки соответствия требованиям технической (эксплуатационной) документации.
В соответствии с п. 1.3 договора техническое обслуживание систем сигнализации не выключает в себя частичный монтаж-демонтаж систем сигнализации, замену и ремонт оборудования, вышедшего из строя по вине заказчика или по независящим от заказчика и исполнителя причинам.
Согласно п. 1.4 договора в случае, если необходима замена отдельных составляющих частей систем сигнализации, регламентированных технической документацией на их по сроку эксплуатации, частичный монтаж-демонтаж систем сигнализации, замена, ремонт оборудования, вышедшего из строя, то все работы и материалы предварительно оплачиваются заказчиком дополнительно, на основании дефектной ведомости. Работы по ремонту выполняются по отдельным договорам.
На основании п. 1.5. договора с момента вступления договора в законную силу по инициативе заказчика совместно с исполнителем проводится обследование и контрольная проверка работоспособности сигнализации, с составлением акта первичного обследования системы, согласно ГОСТ Р 54101-2020, который является неотъемлемой частью договора и основанием для своевременного устранения заказчиком выявленных неисправностей и нарушений действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.
Как выше изложено, в качестве нарушений обществу вменяется то, что в здании класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 на 4 этаже система пожарной сигнализации при подаче светового и звукового сигнала о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство не дублирует сигнал на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта.
Согласно требованиям норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" (п. 3) тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
Пунктом 4 НПБ 110-03 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.) и категорий В4 и Д по пожарной опасности.
Методику определения категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности производственного и складского назначения, устанавливают согласно СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности".
Как пояснил представитель общества в судебном заседании, при восстановлении системы Сигнализации на 4 этаже школы, согласно договору от 09.10.2020 г. N 50 на выполнение субподрядных работ, было произведено отключение отдельных линий (зон) защиты, что не противоречит вышеуказанным нормативным требованиям при проведении ремонтных работ, (п. п. 55 и 458 ППР в РФ), поэтому дублирующий сигнал о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны, не мог проходить.
По окончании восстановительных работ в здании школы, была проведена интеграция системы Сигнализации 4-го этажа в систему Сигнализации 1,2 и 3 этажей школы, что подтверждается актом выполненных работ в МБОУ СОШ N 41 от 07.04.2021 г.
По результатам подачи на приемно-контрольное устройство школы светового и звукового сигнала о возникновении пожара с 1, 2, 3 этажей и 4 этажа школы, дублирующий сигнал на пульт подразделения пожарной охраны поступил, через систему исполнителя общества "ОКО-Охрана", что подтверждается актами проверки работоспособности от 07.04.2021 г. в 22:36:07 ч. и 23:12:58 ч.
Обществу вменено также то, что на объекте допущен перевод средств обеспечения пожарной безопасности (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на 4 этаже здания) с автоматического пуска на ручной.
В соответствии п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации перевод средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты запрещается, за исключением случаев, установленных пунктом 458 настоящих Правил, а также работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.
Согласно п. 458 Правил противопожарного режима в Российской Федерации ППР автоматические системы и установки противопожарной защиты на период проведения мероприятий с применением специальных сценических эффектов, профессиональных пиротехнических изделий и огневых эффектов, а также регламентных работ по монтажу (демонтажу) соответствующего оборудования и изделий могут быть переведены с автоматического пуска на ручной.
Исходя из вышеизложенного, при проведении регламентных работ по монтажу (демонтажу) соответствующего оборудования и изделий, работ по техническому обслуживанию или ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, не запрещается перевод этих средств с автоматического пуска на ручной, а также отключение отдельных линий (зон) защиты.
При проведении проверки надзорным органом не учтен договор от 09.10.2020 г. N 50 на выполнение субподрядных работ между ООО "Пламя НТ" и ООО "СК Монолит-М", как раз по ремонту и пусконаладке системы автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании МБОУ СОШ N 41, а также, не принят во внимание договор от 11.01.2021 г. N 4 на техническое обслуживание пожарной сигнализации и систем оповещения людей о пожаре с приложением к нему акта N 3 первичного обследования системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объекте, в котором были даны рекомендации руководству школы на необходимость ремонта систем сигнализации, в результате которых и был заключен договор с фирмой ООО "СК Монолит-М".
Договор от 09.10.2020 г. N 50 на выполнение субподрядных работ между ООО "Пламя НТ" и ООО "СК Монолит-М" был заключен, в связи с выходом из строя части оборудования системы сигнализации в здании школы, в результате подтопления атмосферными осадками и демонтажа при ремонте оборудования существующей системы сигнализации.
Работы по ремонту и наладке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре подтверждаются актами выполненных работ от 07.02.2021 г. и 07.04.2021 г.
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что фактические обстоятельства дела, прямо влияющее на наличие вины заинтересованного лица административным органом не установлены.
Учитывая период начала проведения работ по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа N 41, у общества "ПЛАМЯ НТ" не имелось объективной возможности обеспечить соблюдение правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, так как для устранения выявленных нарушений необходимы время и соответствующее финансирование со стороны заказчика.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, вина заинтересованного лица во вменяемом правонарушении административным органом не доказана, в связи с чем состав административного правонарушения материалами дела не подтвержден.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения общества "Пламя НТ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется, в связи с чем требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА