Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2021 N 17АП-8582/2021-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2021 по делу N А60-18719/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.05.2021 по делу N А60-18719/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2021 г. по делу N А60-18719/2021
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Окуловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Мазур рассмотрел в судебном заседании дело N А60-18719/2021 по заявлению Главного управления МЧС России по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) к закрытому акционерному обществу "Предприятие "Чусовское Озеро" (ИНН 6672135384; ОГРН 1026605391658) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Рублева Е.Д. по доверенности N 2-15-11 от 11.01.2021, удостоверение, диплом и Жарков Н.Н. по доверенности N 221-15-11 от 18.02.2021
от заинтересованного лица: представитель по доверенности 66 АА 3522000 от 07.04.2016 Верпатова Е.М., диплом; Верпатов В.Н. - директор, протокол N 37 от 10.08.2020.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.
Заявитель просит приобщить к материалам дела дополнительные документы, а также привлечь закрытое акционерное общество "Предприятие "Чусовское Озеро" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ЗАО "Предприятие "Чусовское Озеро", имеет лицензию МЧС России N 25.11.2014 N 66-Б/00299 от 25.11.2014 года, сроком действия - бессрочно, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Данная лицензия дает право на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
08 февраля 2021 года произошел пожар в административном здании по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, 83. Здание оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией в зданиях и сооружениях, установкой противодымной защиты, автоматической установкой водяного пожаротушения. При проведении доследственной проверки по факту пожара установлено, что средства пожарной автоматики не выполнили свои функции при пожаре, что является нарушением установленных нормативно-технических документов, предусмотренных ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.2004.
В ходе административного расследования выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: выполнена совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке без выполнения сплошных продольных перегородки с пределом огнестойкости 0,25 ч. из негорючего материала в требований пункта 13.15.14 СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".
По результатам выявленных нарушений заявителем в отношении закрытого акционерного общества "Предприятие "Чусовское Озеро" составлен протокол об административном правонарушении от 15.04.2021 N 471. Выявленные нарушения квалифицированы по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) дела об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензии).
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Статьями 2, 3 Закона N 99-ФЗ определено, что лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Российской Федерации определен Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (далее - Положение о лицензировании N 1225).
Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности, в том числе, являются выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности (подп. "д" п. 4 настоящего Положения).
На основании пункта 7 Положения о лицензировании N 1225 к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Согласно протоколу об административном правонарушении, основанием для вывода о наличии в действиях ЗАО "Предприятие "Чусовское Озеро" признаков события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, послужили выявленные административным органом на объекте защиты - нарушения требований пожарной безопасности, связанные с производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Закрытое акционерное общество "Предприятие "Чусовское Озеро" при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию, допустило грубые нарушения лицензионных требований и условий, изложенных в подпункте "д" пункта 4, пункта 5 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 года N 1128, которые выразились в ненадлежащем оказании услуг по техническому обслуживанию системы пожарной сигнализации и системы оповещения на основании договора от 10.07.2017 г.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом в силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно быть извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом.
Согласно пунктам 24, 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении.
При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении N 471 от 15.04.2021 составлен в отсутствие представителя ЗАО "Предприятие "Чусовское озеро".
В качестве доказательства извещения заинтересованного лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом в материалы дела представлены распечатка с сайта Почты России по почтовому идентификатору N 6200785057784, в судебное заседание заявителем приобщена копия почтовой квитанции от 31.03.2021 и письмо, адресованное директору заинтересованного лица, при этом из данных документов невозможно установить факт получения ЗАО "Предприятие "Чусовское озеро" данного извещения на дату составления протокола об административном правонарушении, поскольку согласно отчету с официального сайта Почты России об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, оно было получено после составления протокола, а именно: 29.04.2021.
Какие-либо иные доказательства, подтверждающие факт направления уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении иным способом, а также доказательства, подтверждающие получение ЗАО "Предприятие "Чусовское озеро" уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на момент его составления, административным органом не представлены.
В данном случае административным органом допущено грубое процессуальное нарушение, влекущее существенное несоблюдение прав лица, привлекаемого к административной ответственности. На момент составления протокола (15.04.2021) у административного органа отсутствовала информация, о получении адресатом либо о возврате извещения (согласно отчету об отслеживании почтового отправления по состоянию на 09.04.2021 было указано, что почтовое отправление ожидает адресата в месте вручения), фактически отправление было вручено 29.04.2021, после составления протокола. Административный орган не воспользовался, хотя мог и должен было произвести извещение с использованием любых иных средств связи, позволяющих контролировать получение извещения лицом, привлекаемым к административной ответственности, данные об электронном адреса, факсе общества у заинтересованного лица имелись.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае административным органом в нарушение требований ст. 65, ч. 4 ст. 210 АПК РФ не доказано соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.
В ч. 2 ст. 206 АПК РФ указано, что по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного заявленные требования о привлечении ЗАО "Предприятие "Чусовское озеро" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
В.В.ОКУЛОВА