Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 N 17АП-17201/2021-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2021 по делу N А60-41108/2021
Требование: Об отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.10.2021 по делу N А60-41108/2021
Требование: Об отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено в части.
Содержание
Между тем, суд считает, что ссылка административного органа в предписании на утративший силу СНиП не свидетельствует о незаконности данного пункта предписания, поскольку данные требования содержатся в СП 4.13130, согласно которому противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 октября 2021 г. по делу N А60-41108/2021
Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 27 октября 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Фоминой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Гильдт рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению Администрации Малышевского городского округа (ИНН 6603004133, ОГРН 1026600630385) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский о признании незаконным и отмене предписания N 22/1/1 от 25.05.2021,
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Администрация Малышевского городского округа (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский о признании незаконным и отмене предписания N 22/1/1 от 25.05.2021.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 19.08.2021 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 20.09.2021.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.09.2021 судебное заседание отложено на 20.10.2021 в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле.
27.09.2021 от заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
08.10.2021 от заинтересованного лица поступил отзыв.
19.10.2021 от заинтересованного лица поступили материалы проверки.
20.10.2021 в судебное заседание заявитель и заинтересованное лицо не явились, извещены надлежащим образом.
В порядке
ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд определил провести судебное заседание в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом.
В отсутствие возражений стороны суд в порядке
ст. 159 АПК РФ определил приобщить к материалам дела отзыв, материалы проверки.
Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, Отделом надзорной и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УВД И ПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Администрации Малышевского городского округа.
По результатам проверки составлен акт проверки от 25.05.2021 N 22 и вынесено в отношении Администрации Малышевского городского округа предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 25.05.2021 N 22/1/1. Срок исполнения предписания до 01.04.2022.
Заявитель не согласился с вынесенным предписанием, в связи с чем обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания, вынесенного Отделом надзорной и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УВД И ПР ГУ МЧС России по Свердловской области N 22/1/1 от 25.05.2021.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с
ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении спора о признании недействительным предписания государственного (муниципального) органа в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие оспариваемого акта нормативным требованиям, нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося за судебной защитой.
Статьей 1 Закона о пожарной безопасности установлено, что целях настоящего Федерального
закона применяются, в том числе следующие понятия:
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно
статье 6 Закона N 69-ФЗ органами государственного пожарного надзора являются, в том числе, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на территориях субъектов Российской Федерации, либо органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со
статьей 16.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о государственном пожарном надзоре), установлено, что органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции, в том числе организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты.
В силу
статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ, а также
подпункта "е" пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано заинтересованным лицом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; под первичными мерами пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со
ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со
ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
В соответствии со
ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 8 Закона Свердловской области от 15.07.2005 N 82-ОЗ "Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области" органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов путем:
1) создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
2) создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
3) оснащения территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
4) организации и принятия мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
5) принятия мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
6) включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
7) оказания содействия органам государственной власти Свердловской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
8) установления особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом обеспечивают первичные меры пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов путем:
1) создания условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
2) включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
3) оказания содействия органам государственной власти Свердловской области в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
4) установления особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В соответствии со
ст. 6 Устава Малышевского городского округа к вопросам местного значения городского округа отнесено: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным
кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Из содержания пунктов 1, 12 (поселок городского типа Малышева, поселок Изумруд) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа на проведение государственного пожарного надзора о нарушении заявителем
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации",
ч. 3,
ч. 4,
пп. 2 ч. 1 ст. 6,
ст. 62,
пп. 1,
пп. 2,
пп. 3 ст. 63,
ст. 68 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
п. 4.1,
п. 5.1 таблица 1,
п. 8.4,
п. 8.6,
п. 9.11 СП 8.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности" (утвержденные приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178).
В силу положений
пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",
части 4 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со
статьей 63 Закона N 123-ФЗ.
Статьями 3,
19,
20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложены обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно
статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В силу
пункта 75 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 Закона N 69-ФЗ.
Согласно
статьи 68 Технического регламента на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) противопожарные резервуары.
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1. Ф1.2. Ф2. Ф3. Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, зданиях и сооружениях класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду, на складах грубых кормов объемом до 1000 кубических метров, складах минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров, в зданиях радиотелевизионных передающих станций, зданиях холодильников и хранилищ овощей и фруктов допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы (
п. 4 ст. 68 Закона).
Допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2. Ф1.3. Ф1.4. Ф2.3. Ф2.4. Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части пунктов 1, 12, заявитель указывает, что в рамках заключенного Концессионного соглашения от 25 ноября 2019 года (далее - Соглашение), между Малышевским городским округом (далее - Концедент) и Обществом с ограниченной ответственностью "АВТ ПЛЮС" (далее - Концессионер), Концессионеру переданы на праве владения и использования, объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие Концеденту. В соответствии с п. 41 раздела 6 Соглашения, Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения и иного имущества.
Между тем, данное Концессионное соглашение заявителем в материалы дела не представлено.
Однако суд указывает, что нормами действующего законодательства конкретное лицо, в обязанности которому вменяется обустройство наружного противопожарного водоснабжения объекта, не закреплено, в связи с чем при решении вопроса о возложении в соответствующем предписании на лицо обязанности по обеспечению объектов противопожарной защиты источниками противопожарного водоснабжения уполномоченному органу необходимо руководствоваться положениями соответствующих нормативных актов, предусматривающими вид и порядок создания (установки) источника противопожарного водоснабжения, и данными анализа вида, класса функциональной пожарной опасности объекта защиты, расположения его в привязке к местности.
Приведенные выше нормы, а равно положения
пунктов 1,
2,
3 статьи 63 Закона N 123-ФЗ в совокупности относят обеспечение надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения к первичным мерам противопожарной безопасности, реализация которых является полномочием (обязанностью) органа местного самоуправления.
С учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждения факта нарушения материалами дела, оснований полагать, что переданные обществу с ограниченной ответственностью "АВТ ПЛЮС" сети водоснабжения являются системами и средствами противопожарной защиты имущества предприятия как объекта защиты, не имеется, равно как не имеется оснований полагать, что вышеприведенные публично-правовые обязанности Администрации в сфере противопожарной безопасности в установленном порядке переданы обществу с ограниченной ответственностью "АВТ ПЛЮС".
Таким образом, передача по концессионному соглашению объектом водоснабжения, никоим образом не изменяет и не отменяет установленной законом обязанности Администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, к которым создание для целей пожаротушения источников наружного противопожарного водоснабжения.
Из содержания пунктов 2, 13 (поселок городского типа Малышева, поселок Изумруд) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Согласно
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части пунктов 2, 13 заявитель указывает, что согласно Постановлению N 270-ПГ от 04.05.2016 "О передаче муниципального имущества в пользование на праве оперативного управления Муниципальному казенному учреждению Малышевского городского округа "Административно-хозяйственная служба" за МКУ МГО "АХС" на праве оперативного управления закреплено 35 пожарных гидрантов (в казне муниципальной собственности всего - 35 гидрантов, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности N 318).
В соответствии с п. 2.5 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от 30.03.2017 г., на МКУ МГО "АХС" возложена обязанность на эффективное использование имущества, его сохранение, капитальный и текущий ремонт.
Согласно
статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. Следовательно, законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
Как указывалось выше, в соответствии с
частью 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 30.03.2017 г. между отделом по управлению имуществом и МКУ МГО "АХС" заключен договор "О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления" с актом приема-передачи имущества.
Пожарные гидранты, являющиеся частью системы водоснабжения, пожарный водоем закреплены за МКУ МГО "АХС" на праве оперативного управления. Таким образом, заявитель не является лицом, ответственным за соблюдение требований правил пожарной безопасности, в связи с чем пп. 2 и 13 оспариваемого предписания незаконны.
Из содержания пунктов 3, 6, 8 (поселок городского типа Малышева, поселок Изумруд) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
ч. 3,
ч. 4,
ст. 4,
ч. 4 ст. 6,
ст. 69 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СНиП 2.07.01-89* Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений" Приложение 1* Обязательное
п. 5*, а именно:
- противопожарные расстояния от границ застройки до лесных насаждений в поселке Малышева (юго-западная, западная часть) не соответствует требуемому расстоянию не менее 50 метров.
- противопожарные расстояния от гран и 11, застройки до лесных насаждений в поселке Шамейский (юго-восточная часть) не соответствует требуемому расстоянию не менее 15 метров.
- противопожарные расстояния от границ застройки до лесных насаждений в поселке Чапаева (восточная часть) не соответствует требуемому расстоянию не менее 15 метров.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона N 123-ФЗ под противопожарным разрывом (противопожарным расстоянием) понимается нормированное расстояние между зданиями, строениями, устанавливаемое для предотвращения распространения пожара.
СНиП 2.07.01-89 (до введения
СП 4.13130) предусматривалось, что расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м. В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.
Таким образом, требования указанного пункта являются безусловными требованиями пожарной безопасности, которые должны исполняться администрацией.
Не согласившись с оспариваемым предписание в части пунктом 3, 6, 8, заявитель указывает, что ссылка на нормативный документ по пожарной безопасности, требований которых нарушены, а именно
СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений является не состоятельной, поскольку указанный
СНиП утратил силу в связи с изданием
Приказа Минстроя России от 29.04.2020 N 242/пр.
Между тем, суд считает, что ссылка административного органа в предписании на утративший силу
СНиП не свидетельствует о незаконности данного пункта предписания, поскольку данные требования содержатся в
СП 4.13130, согласно которому противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м. Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов с индивидуальной малоэтажной жилой застройкой, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных, садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до леса от садовых домов и хозяйственных построек на садовых земельных участках должны составлять не менее 15 м.
Таким образом, с ведением
СП 4.13130 расстояние увеличено с 15 метров до 30 метров, указание
СНиП 2.07.01-89 не ухудшает положение заявителя.
Кроме того, суд отмечает, что указанные пункты предписания содержат сведения о выявленном нарушении, нарушенные нормы права, формулировки пунктов предписания оставляют право выбора способа исполнения за заявителем.
Необходимо отметить, что в случае неясности относительно содержания предписания Администрация имеет право обратиться с запросами в уполномоченный орган о разъяснении отдельных положений предписания и порядка его исполнения, однако таким правом на данный момент не воспользовалась, за разъяснениями не обращалась.
Выбор способа устранения нарушений требований пожарной безопасности, как уже отмечено выше, является правом заявителя, он может избрать любой способ устранения нарушений.
Из содержания пунктов 4, 5, 9, 11 (поселок городского типа Малышева, поселок Шамейский, поселок Изумруд) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов прилегающей территории к лесу на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо не отделен лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с
п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с п. 1.1 договора на оказание услуг, заключенным между Администрацией Малышевского городского округа и ГКУ СО "Сухоложское лесничество" N 12С от 28.04.2021, предметом договора является прокладка (оборудование) минерализированных полос вокруг населенных пунктов Малышевского ГО - пгт. Малышева, п. Чапаева, п. Шамейский, п. Изумруд, п. Свердлова.
Согласно акту сдачи-приемки оказанных услуг от 18.05.2021, оказаны и приняты услуги по прокладке минерализированных полос вокруг населенных пунктов, в том числе, поселка городского типа Малышева, поселка Шамейский, поселка Изумруд.
В соответствии с
ч. 1,
4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Таким образом, на момент окончания проведения проверки, составления акта проверки и вынесения предписания N 22/1/1 от 25.05.2021 нарушений
п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" не имелось, в связи с чем пункты оспариваемого предписания N 4, 5, 9, 11 незаконны.
Из содержания пункта 7 (поселок Чапаева) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации), а именно на территории поселка Чапаева при наличии в радиусе 200 метров искусственного водоисточника (пруд) к нему не устроен подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, а не Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390. | |
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме") органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с
п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Нарушения требований пожарной безопасности в системе обеспечения проездов (подъездов) для пожарной техники к месту возможного пожара снижают оперативное реагирование подразделений пожарной охраны, препятствуют своевременному проникновению личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений, приводят к увеличению ущерба от пожара, а также к травматизму и гибели людей при пожаре.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...названного пункта Правил N 390..." имеется в виду "...названного пункта Правил N 1479...". | |
Нарушение заявителем названного
пункта Правил N 390 подтверждено материалами дела и Администрацией не опровергнут.
Довод заявителя о том, что в поселке Чапаева отсутствует техническая возможность обустроить подъезд ввиду особенности местности судом признается несостоятельным и отклоняется, поскольку требования пожарной безопасности установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров, несоблюдение данного требования предписания приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. При этом требование, предъявляемое в данном пункте оспариваемого предписании, обеспечивает возможность тушения пожара в экстренных условиях.
Из содержания пункта 10, 14 (поселок Чапаева, поселок Изумруд) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
п. 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно на территории общего пользования устроена свалка горючих отходов.
В соответствии с
п. 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Заявитель указывает, что распоряжением главы Малышевского городского округа N 67-РА от 02.06.2021 создана комиссия по обследованию территории Малышевского городского округа.
04.06.2021 актом обследования территории Малышевского городского округа установлено, что в северо-восточной части п. Чапаева, на расстоянии 75 м от дома N 2 выявлена несанкционированная свалка отходов, объемом 10 м3. 04.06.2021 актом обследования территории Малышевского городского округа установлено, что п. Изумруд по ул. Изумрудной выявлена несанкционированная свалка, объемом 50 м3.
Заявитель указывает, что директору ГКУ "Сухоложского лесничества Свердловской области" направлено письмо с рекомендациями по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
11.06.2021 между администрацией Малышевского городского округа и ИП Малышевым А.Р., заключен муниципальный контракт N 39 по услугам ликвидации несанкционированных свалок на территории МГО.
На 22.06.2021 несанкционированные свалки в п. Изумруд устранены (фотоматериалы прилагаются).
Материалами дела подтверждается наличие свалки горючих отходов, заявителем предпринимались меры по устранению данного нарушения. На момент вынесения предписания указанные нарушения имелись. Устранение свалки горючих отходов 22.06.2021 не влечет незаконности указанных пунктов предписания. Заявитель имеет право обратиться в административный орган с уведомлением об исполнении пунктов предписания в заявительном порядке.
Из содержания пункта 15 (общие мероприятия) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно на территории Малышевского городского округа направления движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначаются указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с
п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020" года N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Нормативная обязанность по установлению указателей со светоотражающей поверхностью либо световых указателей обусловлена требованиями пожарной безопасностью.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо "...названного пункта Правил N 390..." имеется в виду "...названного пункта Правил N 1479...". | |
Нарушение заявителем названного
пункта Правил N 390 подтверждено материалами дела и Администрацией не опровергнут.
Из содержания пункта 16 (общие мероприятия) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ч. 1 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно на территории Малышевского городского округа не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах. Не созданы добровольные пожарные формирования. Не приняты меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Как следует из материалов дела, в муниципальном образовании Малышевский городской округ не осуществляется реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципального образования, в части планирования средств на обеспечение первичных мер пожарной, согласно методик, установленных Правительством Свердловской области,
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ч. 1 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
В силу
ст. 19 Закона N 69-ФЗ,
п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Документы, подтверждающие исполнение вышеуказанных требований на момент проведении плановой проверки в ОНДиПР Асбестовского ГО, Малышевского ГО, ГО Рефтинский УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области представлены не были, заявителем не указаны доводы относительно незаконности данного пункта предписания, в связи с чем пункт 16 предписания законен.
Из содержания пункта 17 (общие мероприятия) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ч. 1 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно в муниципальном образовании Малышевский городской округ не осуществляется реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципального образования, в части планирования: средств на обеспечение первичных мер.
В силу
ст. 19 Закона N 69-ФЗ,
п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Заявитель указывает, что 22.10.2020 между Администрацией Малышевского городского округа и Асбестовским городским отделением Общероссийской организацией "Всероссийское добровольное пожарное общество" заключен договор поставки первичных средств пожаротушения N 2313.
08.12.2020 Распоряжением главы Малышевского городского округа N 101-РГ закреплены адресные места средств пожаротушения и противопожарного инвентаря на территории п. Чапаева, п. Шамейский и п. Изумруд.
Между тем, исходя из договора поставки первичных средств пожаротушения N 2313 и Распоряжения главы Малышевского городского округа N 101-РГ, заявителем не представлено доказательств осуществления реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности муниципального образования, в части планирования: средств на обеспечение первичных мер относительно Малышевского городского округа.
Из материалов дела следует, что Малышевский городской округ не оснащен первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, иного в порядке
ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено, в связи с чем суд делает вывод, что пункт 17 предписания вынесен на законным основаниях.
Из содержания пункта 18 (общие мероприятия) оспариваемого предписания следует, что основанием для их вынесения послужили выводы уполномоченного органа о нарушении
ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
ч. 1 п. 10 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно в муниципальном образовании Малышевский городской округ не включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории городского округа.
В силу
ст. 19 Закона N 69-ФЗ,
п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
Судом установлено, что Постановлением главы Малышевского городского округа N 151/1-ПГ от 29.03.2021 внесены изменения в постановления главы МГО от 23.09.2014 N 706/1-ПГ "Об утверждении муниципальной программы "Безопасность жизнедеятельности населения Малышевского городского округа на 2015 - 2024 годы" куда включены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности согласно 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления и 69-ФЗ "О пожарной безопасности.
Таким образом, на момент окончания проведения проверки и вынесения предписания N 22/1/1 от 25.05.2021 нарушений в соответствии с п. 18 не имелось, в связи с чем пункт оспариваемого предписания N 18 незаконный.
В связи с изложенным, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить частично: надлежит признать недействительными п. 2, 4, 5, 9, 11, 13, 18 предписания N 22/1/1 от 25.05.2021.
В порядке
статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определил исправить опечатку, допущенную в резолютивной части решения, исключив словосочетание "...недействительными пункты...".
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Отделения надзорной и профилактической работы Асбестовского городского округа, Малышевского городского округа, городского округа Рефтинский УВД И ПР ГУ МЧС России по Свердловской области Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 22/1/1 от 25.05.2021 в части пунктов 2, 4, 5, 9, 11, 13, 18.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
И.В.ФОМИНА