Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 N 17АП-3279/2024-АК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2024 по делу N А60-61321/2023
Требование: Об отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2024 по делу N А60-61321/2023
Требование: Об отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2024 г. по делу N А60-61321/2023
Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2024 года
Полный текст решения изготовлен 27 февраля 2024 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Камаевой, рассмотрел в предварительном судебном заседании дело N А60-61321/2023 по заявлению Администрации Невьянского городского округа (ИНН 6621002530, ОГРН 1026601327939)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в лице ОНД и ПР Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинского, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил УНД и ПР ГУ МЧС России по Свердловской области, Главному государственному инспектору Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоеву А.В.
о признании незаконным предписания от 03.11.2023 N 134/1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Брич М.В., представитель по доверенности от 09.01.2024, паспорт, диплом;
от заинтересованного лица - Барахоев А.В., предъявлено удостоверение.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Администрация Невьянского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Главному государственному инспектору Невьянского городского округа, городского округа Верх-Нейвинский, Кировградского городского округа, городского округа Верхний Тагил по пожарному надзору Барахоеву А.В. о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности N 134/1 от 03.11.2023.
Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд
установил:
В период с 23 октября 2023 г. по 03 ноября 2023 года на основании Распоряжения N 134 от 16.10.2023 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации Невьянского городского округа с целью контроля исполнения ранее выданного предписания N 28/1 от 25.04.2023 года со сроком устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности, отраженных в п. п. 2, 4, 5, 8, 10, 11, 14, 16, 22, 23, 25, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 38, 39, 41, 42, 44, 47, 48, 49, 51, 54, 57, 60, 63, 64, 66, 67, 68, 70, 74, 75, 77, 79, 82, 84, 85, 86, 91, 95, 97, 100, 102, 103, допущенных в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021 года, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023 года, расположенных на территории Невьянского городского округа.
Целью и предметом проверки по распоряжению N 134 от 16.10.2023 года является контроль за выполнением администрацией Невьянского городского округа предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 25.04.2023 N 28/1. (Предписание N 28/1 не обжаловано).
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479, специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, а именно нарушения, связанные с необеспечением населенных пунктов системами оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, невыполнение мероприятий по защите населенных пунктов от лесных и иных ландшафтных пожаров.
По результатам проведенных мероприятий по контролю был выдан акт проверки N 134 от 03.11.2023 года; предписание N 134/1 от 03.11.2023 года.
Полагая, что указанное предписания является незаконным, Администрация Невьянского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.
Согласно
ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно
преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
На основании
п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Пункт 1, 3, 6, 15, 17, 23, 25, 38 предписания содержат сведения о населенных пунктах, расположенных в границах городского округа, находящихся за пределами нормативного времени прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова.
В соответствии со
ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" "Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах"
1. Дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
2. Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
3. Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Свод правил СП 11.13130.2009 "Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения" (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 81)
п. 3.1 Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов.
п. 3.2.1 Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны предоставляются для населенных пунктов - органами исполнительной власти (Администрацией) населенных пунктов.
В ходе проведения проверки в адрес Администрации Невьянского городского округа направлено требование о предоставлении документов и сведений имеющих значение в соответствии с п. 13 Распоряжения, которые подтверждают исполнение ранее выданного предписания N 28/1 от 25.04.2023 года (в части нарушений, срок исполнения по которым установлен 01.10.2023 года). Информации о принятии необходимых мер в части устранения нарушений по дислокации подразделений пожарной охраны в адрес ОНД и ПР не направлено. Сведений о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городского округа не имеется.
Статьей 4 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О пожарной безопасности" "Виды и основные задачи пожарной охраны" Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
Ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О пожарной безопасности" установлены требования по финансовой и материально-технической обеспеченности служб пожарной охраны - Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим
ФЗ является расходным обязательством муниципального образования.
Ст. 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О пожарной безопасности" Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Доводы Администрации Невьянского городского округа об обеспечении пожарной охраны посредством добровольной пожарной охраны на территории населенных пунктов, учредителем которым она не является, подменяет исполнение полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Действительно на основании
ст. 2 Федерального закона от 06.05.2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" Добровольная пожарная охрана социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Пункты 2, 4, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 29, 30, 33, 34, 35 Предписания в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территорию населенного пункта подверженного угрозе лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров, вокруг территории населенного пункта не созданы (не обновлены) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Статьей 69 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесными насаждениями установлено:
п. 2 Противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.
Населенные пункты, расположенные на территории Невьянского городского округа являются подверженными угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021 года, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023 года.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 года N 1885,
п. 70 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" был дополнен абзацем следующего содержания: В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов подверженных угрозе лесных и иных ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Данные требования по обеспечению пожарной безопасности относятся в целом к населенному пункту, подверженному угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров, а не к отдельной территории, примыкающей к лесу, в связи с чем позиция Администрации Невьянского городского округа о возложении обязанности на правообладателей земельных участков не верна.
Хотелось бы отметить, что в ходе проведения проверки в адрес Администрации Невьянского городского округа направлено требование о предоставлении документов и сведений имеющих значение в соответствии с п. 13 Распоряжения, которые подтверждают исполнение ранее выданного предписания N 28/1 от 25.04.2023 года (в части нарушений, срок исполнения по которым установлен 01.10.2023 года). Сведений о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городского округа не имеется.
Таким образом, в
Правилах противопожарного режима предусмотрены некоторые виды приведения в надлежащее состояние прилегающих к лесу территорий, одним из которых является создание минерализованной полосы шириной не менее 10 метров. Выбор мероприятий по защите населенных пунктов от природных пожаров, в части устройства иного противопожарного барьера выбирается лицом, на которое возложена эта обязанность. Позиция Администрации Невьянского городского округа о невозможности выполнения минерализованной полосы в связи с неровной местностью; наличием скалистого грунта не учитывает создание иных противопожарных барьеров в соответствии с действующим законодательством является неверной.
Статьей 37 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 (ред. от 29.07.2017) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" Противопожарные преграды в зависимости от способа предотвращения распространения опасных факторов пожара подразделяются на типы, в частности:
п. 4 противопожарные разрывы;
п. 7 противопожарные минерализованные полосы;
п. 8 зона, свободная от пожарной нагрузки.
Одновременно с этим из материалов следует, что рекомендациями ГКУ СО Невьянское лесничество является создание минерализованных полос или иных противопожарных барьеров в границах территории населенных пунктов.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в акте проверки N 134; предписании об устранении нарушений обязательных требований от 03.11.2023 года непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, находящихся в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и иных ландшафтных пожаров (перечень утвержден Постановлением Правительства Свердловской области N 142-ПП от 18.03.2021 года, с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Свердловской области N 164-ПП от 09.03.2023 года), в связи с чем нарушения указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара при наступлении пожароопасного периода.
Согласно
ст. 1 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. "О пожарной безопасности" нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей. Угроза жизни и здоровью людей может возникнуть в случае возникновения пожара, так как в этом случае, на людей, могут оказать воздействие опасные факторы пожара. Под опасными факторами пожара, в соответствии со
статьей 2 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", понимаются факторы пожара, воздействие которых может привести к травме, отравлению или гибели человека и (или) к материальному ущербу. В соответствии с
пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 123-ФЗ к опасным факторам пожара, воздействующим на людей и имущество, относятся: пламя и искры; тепловой поток; повышенная температура окружающей среды; повышенная концентрация токсичных продуктов горения и термического разложения; пониженная концентрация кислорода; снижение видимости в дыму.
Так 12.07.2023 года на территорию населенного пункта с. Шайдуриха Невьянского городского округа распространился природный ландшафтный пожар, в результате которого уничтожено 45 строений, повреждено 4 строения, погиб один человек, травмировано два человека. В ходе проведения проверки назначена судебная пожарно-техническая экспертиза, одним из вопросов которой поставлен: Способствовало ли распространению природного пожара на населенный пункт с. Шайдуриха Невьянского городского округа Свердловской области отсутствие минерализованных полос и противопожарных разрывов (расстояний) от застройки до лесных массивов (насаждений), которые отражены в акте выездной проверки N 28 от 25.04.2023 года.
Поскольку оспариваемое предписание содержит законные требования, исполнимо и содержит конкретные указания, суд признает предписание законным и соответствующим нормам права, регулирующим спорные правоотношения, соответственно, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
В удовлетворении требований суд отказывает в полном объеме.
Руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
И.В.ХАЧЕВ