Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2021 по делу N А60-14963/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.05.2021 по делу N А60-14963/2021
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2021 г. по делу N А60-14963/2021
Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2021 года
Полный текст решения изготовлен 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Осинцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-14963/2021
по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 104660442689, далее - Управление МЧС, административный орган)
к обществу с ограниченной ответственностью "А-Секьюрити" (ИНН 6670355465, ОГРН 1156658070326, далее - общество "А-Секьюрити")
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления МЧС - Исаев И.О. (доверенность от 18.02.2021 N 258-15-11);
общества "А-Секьюрити" - Шихалеев А.А. (директор, протокол от 06.11.2020 N 3).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Управление МЧС обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества "А-Секьюрити" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением суда от 11.04.2021 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 19.05.2021.
В ходе судебного заседания заинтересованным лицом приобщен к материалам дела отзыв.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
общество "А-Секьюрити" имеет лицензию МЧС России от 18.02.2016 N 66-Б/00677, сроком действия - бессрочно, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Данная лицензия дает право на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно:
- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов.
- монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации людей при пожаре.
Управление МЧС в период с 25.02.2021 по 11.03.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении отдела записи актов гражданского состояния Железнодорожного района города Екатеринбурга Свердловской области, расположенного по адресу: 620027 г. Екатеринбург, ул. Братьев Быковых, 7, по выполнению обязательных требований пожарной безопасности.
В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
1. Истек срок эксплуатации системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара. Оборудование: речевой оповещатель - срок службы до списания - 8 лет; извещатель ДИП-212 - срок эксплуатации 10 лет; ручной извещатель ИПР - ЗСУ - срок службы 10 лет, данная система не соответствует действующим в Российской Федерации нормам и правилам, достигла предельного состояния, согласно данным паспортов заводов изготовителей на установленное оборудование систем противопожарной защиты, срок службы составляет не более 10 лет - п. 54 ППР в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479); п. 1 ст. 46 ФЗ N 184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; п. 5.1.7 ГОСТ Р 54101-2010.
2. Установка автоматической пожарной сигнализации в подсобном помещении, расположенном на 2-ом этаже (помещение N 8 из экспликации помещений технического паспорта) находится в неисправном состоянии (ДИП-212 демонтирован) - п. 54 ППР в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479).
3. Эвакуационные выходы не в полном объеме оборудованы световыми табло "Эвакуационный выход" (эвакуационный выход в уровне второго этажа) - п. 36, 54 ППР в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479).
4. В помещении зала торжеств, расположенного на 2-ом этаже (помещение N 1 из экспликации помещений технического паспорта) изменено объемно-планировочное решение (общий объем зала разделен перегородкой на два помещения), в связи с чем в отделенном помещении отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации - ППР в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479); п. 1 ст. 46 ФЗ N 184 от 27.12.2002 "О техническом регулировании"; п. 4, табл. 3 НПБ 110-03.
5. Отсутствует техническая документация на установки и системы противопожарной защиты (проектно-сметная документация (акт обследования); паспорта на технические средства имеющейся установки; акт приемки установки в эксплуатацию) - п. 54 ППР в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479).
Обязательства по предоставлению услуг по техническому обслуживанию, сервису системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управление эвакуации людей при пожаре осуществляет стороннее юридическое лицо - общество "А-Секьюрити" на основании договора от 29.01.2021 N 405/21 на обслуживание инженерно-технических средств охраны.
Административным органом сделан вывод о том, что общество "А-Секьюрити" при техническом обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания не выполнило лицензионные требования, предъявляемые к техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности", вследствие чего, допустило нарушение лицензионных требований изложенных в подп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 (Далее - Положение), которые в соответствии с п. 7 Положения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований.
Управлением МЧС составлен протокол от 30.03.2021 N 355 об административном правонарушении по факту предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол об административном правонарушении направлен в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом сделан вывод о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.
На основании ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Лицензия в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Лицензируемым видом деятельности в силу ст. 3 данного Закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225
В соответствии с подп. "д" п. 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении указанной лицензируемой деятельности является: выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В силу п. 7 Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований являются нарушения требований, предусмотренных подп. "а" и "д" п. 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности. Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Судом установлено, что общество "А-Секьюрити" имеет лицензию МЧС России от 18.02.2016 N 66-Б/00677, сроком действия - бессрочно, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Обязательства по предоставлению услуг по техническому обслуживанию, сервису системы пожарной сигнализации и системы оповещения и управление эвакуации людей при пожаре в отношении отдела записи актов гражданского состояния Железнодорожного района города Екатеринбурга Свердловской области, расположенного по адресу: 620027 г. Екатеринбург, ул. Братьев Быковых, 7 осуществляет общество "А-Секьюрити" на основании договора от 29.01.2021 N 405/21 на обслуживание инженерно-технических средств охраны.
В ходе проверки административным органов выявлены нарушения в работе системы пожарной безопасности в отношении отдела записи актов гражданского состояния Железнодорожного района города Екатеринбурга Свердловской области:
1. Истек срок эксплуатации системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара. Оборудование: речевой оповещатель - срок службы до списания - 8 лет; извещатель ДИП-212 - срок эксплуатации 10 лет; ручной извещатель ИПР - ЗСУ - срок службы 10 лет, данная система не соответствует действующим в Российской Федерации нормам и правилам, достигла предельного состояния, согласно данным паспортов заводов изготовителей на установленное оборудование систем противопожарной защиты, срок службы составляет не более 10 лет.
2. Установка автоматической пожарной сигнализации в подсобном помещении, расположенном на 2-ом этаже (помещение N 8 из экспликации помещений технического паспорта) находится в неисправном состоянии (ДИП-212 демонтирован).
3. Эвакуационные выходы не в полном объеме оборудованы световыми табло "Эвакуационный выход" (эвакуационный выход в уровне второго этажа).
4. В помещении зала торжеств, расположенного на 2-ом этаже (помещение N 1 из экспликации помещений технического паспорта) изменено объемно-планировочное решение (общий объем зала разделен перегородкой на два помещения), в связи с чем в отделенном помещении отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации.
5. Отсутствует техническая документация на установки и системы противопожарной защиты (проектно-сметная документация (акт обследования); паспорта на технические средства имеющейся установки; акт приемки установки в эксплуатацию).
На основании установленных в ходе проверки обстоятельств Управлением МЧС сделан обоснованный вывод о том, что обществом "А-Секьюрити" осуществляется лицензионная деятельность по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с нарушением требований лицензии на право осуществления производства работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 18.02.2016 N 66-Б/00677.
Событие административного правонарушения административным органом доказано и подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заинтересованного лица выразилась в том, что, имея возможность для соблюдения требований законодательства о лицензировании, за нарушение которых установлена административная ответственность, заинтересованное лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Установленное нарушение свидетельствует о вине заинтересованного лица в совершении административного правонарушения.
Выявленные в ходе проверки нарушения совершены в результате ненадлежащего отношения заинтересованного лица к установленной законом обязанности по осуществлению деятельности с соблюдением требований законов и иных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности, что свидетельствует о его вине.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется. Порядок производства по делу об административном правонарушении соблюден. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения предприятия к административной ответственности на момент вынесения настоящего решения не истек.
Согласно ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Положения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к каким-либо составам правонарушений Кодекс не содержит.
Малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом установленных обстоятельств дела.
Заинтересованное лицо указывает на то, что автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей на случай пожара на объекте ОЗАГС Железнодорожного района по адресу г. Екатеринбург, ул. Братьев Быковых, д. 7 принята на техническое обслуживание 29.01.2021 г. в работоспособном состоянии и на данный момент поддерживается в работоспособном состоянии.
На момент проверки в помещении N 8 на 2 этаже датчик ИП-212 находился на тестовом стенде на выявлении ложных сработок в сервисном отделе общества "А-Секьюрити". В данном помещении оставался еще один ИП-212 для обнаружения задымления в случае пожара и пульт переведен на сработай пожара по одному датчику, 29.03.2021 в данном помещении восстановлен датчик ИП-212 (акт выполненных работ от 29.03.2021).
На втором этаже у эвакуационного выхода заменили люминесцентную, светоотражающую табличку "Выход" на световое табло "Выход" 12В.
На основании определения о вызове лиц от 18.03.2021 п. 4 в помещении N 1 установлена перегородка, длина которой 2 метра. Данное заграждение не препятствует датчикам ИП-212 обнаруживать задымление.
Об отсутствии технической, проектно-сметной документации и паспортов сообщено заказчику, что отражено в акте на обслуживание от 29.03.2021.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о малозначительности административного правонарушения с учетом совершения правонарушения впервые и отсутствия намерений в его совершении, роли заинтересованного лица в совершении вменяемого правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, отсутствии вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, административным органом в материалы дела не представлено.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что вменяемое правонарушение может быть признано малозначительным в связи с чем требования Управления МЧС не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью "А-Секьюрити" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
С.Е.КАЛАШНИК