Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2021 по делу N А60-26027/2021
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2021 по делу N А60-26027/2021
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2021 г. по делу N А60-26027/2021
Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С. Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-26027/2021
по заявлению Администрации Артинского городского округа (ИНН 6636003657, ОГРН 1026602053048, далее - администрация)
к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - отделение МЧС)
о признании недействительным предписания от 30.04.2021 N 13/1/6.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Со стороны лиц, участвующих в деле поступили ходатайства о проведении судебного заседания в онлайн режиме. Судом данные ходатайства удовлетворены, судебное заседание проведено в онлайн режиме.
В судебном заседании принял участие представители:
администрации - Омелькова Л.И. (доверенность от 18.01.2021 N 9);
отделения МЧС - Туканов А.В. (доверенность от 18.02.2021 N 111-15-11).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания отделения МЧС от 30.04.2021 N 13/1/6.
Определением суда от 04.06.2021 предварительное судебное заседание назначено на 06.07.2021.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв с приложением материалов проверки.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Определением суда от 06.07.2021 судебное разбирательство назначено на 17.08.2021.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки по причине болезни.
С учетом ходатайства об отложении, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со
ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрации Артинского городского округа предлагается представить доказательства направления паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров в структурное подразделение МЧС, доказательства того, что техническое обслуживание гидрантов осуществлялось, правовую позицию относительно выявленного нарушения, выразившегося в том, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обозначены указателями.
Отделению МЧС предлагается представить возражения на доводы заявителя относительно нарушения процедуры проведения проверки (обследование территории проводилось, права лица, в отношении которого проведена проверка соблюдены).
Определением суда от 24.08.2021 судебное разбирательство отложено на 14.09.2021.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступил договор от 01.08.2021 N 1.
Определением суда от 24.08.2021 (протокольное) судебное разбирательство отложено на 14.09.2021.
Определением суда от 14.09.2021 (протокольное) судебное разбирательство отложено на 23.09.2021.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступило дополнение к отзыву.
Суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со
ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для представления лицами, участвующим в деле, акта совместной фиксации нарушений по п. 4, 5 предписания, документов в подтверждение своих доводов (в том числе паспорта по п. 7 предписания).
Определением суда от 29.09.2021 судебное разбирательство отложено на 21.10.2021.
До начала судебного заседания (20.10.2021, то есть за день до судебного заседания) со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступило дополнение к отзыву.
С учетом позднего представления документов и намерения заинтересованного лица участвовать в судебном заседании, которое к текущему судебному заседанию не удовлетворено по техническим причинам, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со
ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 21.10.2021 судебное разбирательство отложено на 17.11.2021.
С учетом намерения заявителя участвовать в судебном заседании, которое к текущему судебному заседанию не удовлетворено по техническим причинам, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со
ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 17.11.2021 судебное разбирательство отложено на 25.11.2021.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Отделением МЧС в период с 19.04.2021 по 30.04.2021 на основании распоряжения от 05.04.2021 N 13 проведена плановая проверка в отношении муниципального образования Артинский городской округ.
В ходе проверки отделением МЧС установлено, что администрацией, допущены следующие нарушения:
1. Находятся в неисправном состоянии источники наружного противопожарного водоснабжения, а именно:
пожарные гидранты - п. Арти ул. Первомайская, 2; п. Арти ул. Первомайская, 66; п. Арти ул. Первомайская, 74; п. Арти ул. Первомайская, 90; п. Арти ул. Первомайская, 98; п. Арти ул. Первомайская, 104; п. Арти ул. Паначева, 20; п. Арти ул. Паначева, 34; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 116; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 163; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 110; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 102; п. Арти ул. Карла Маркса, 208; п. Арти ул. Нефедова, 142; п. Арти ул. Нефедова, 156; п. Арти ул. Королева, 74; п. Арти ул. Королева, 64; п. Арти ул. Королева, 98; п. Арти ул. Ленина, 294; п. Арти ул. Ленина, 228; п. Арти ул. Ленина, 212; п. Арти ул. Волочнева, 12; п. Арти ул. Волочнева, 44; п. Арти ул. Невраева, 30; п. Арти ул. Садовая, 17; п. Арти ул. Садовая, 25; п. Арти ул. Садовая, 85; п. Арти ул. Бажова, 3; п. Арти ул. Бажова, 25; п. Арти ул. Королева, 74; п. Арти ул. Дерябина, 66; п. Арти ул. Заводская, 14; п. Арти ул. Заводская, 22; п. Арти ул. Грязнова, 11; п. Арти ул. Партизанская, 25; п. Арти ул. Партизанская, 31; п. Арти ул. Партизанская, 51; п. Арти ул. Партизанская, 49; п. Арти ул. Партизанская, 57; п. Арти ул. Суслина, 8; п. Арти ул. Суслина, 20; п. Арти ул. Суслина, 28; п. Арти ул. Суслина, 34; п. Арти ул. Восточная, 2; п. Арти ул. Восточная, 14; с. Березовка ул. Трактовая, 5; с. Березовка ул. 1 Мая, 12 "А"; с. Березовка ул. 1 Мая, 11; с. Березовка ул. 1 Мая, 1; с. Березовка, ул. Железнодорожников, 2,
пожарные водоемы - п. Арти ул. Ленина, 294; п. Арти ул. Ленина, 274 "А"; п. Арти ул. Ленина, 272 "А"; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 232; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 234 "А"; п. Арти ул. Заводская, 13 "А"; п. Арти, ул. Козлова, 106; п. Арти ул. Кирова, 35; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 16; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 58; п. Арти ул. Геофизическая, 14; с. Манчаж, ул. Школьная, 15; с. Старые Арти ул. Ленина, 5 "А"; с. Бараба ул. Юбилейная, 1; д. Евалак ул. Лесная; д. Волокушино ул. Пионерская; д. Омельково, ул. Заречная; д. Большие Карзи ул. 40 лет Победы; д. Малая Дегтярка, ул. Культуры; д. Малая Дегтярка КЗС; с. Березовка ул. Железнодорожников, 2 "Б"; с. Березовка ул. Грязнова, 7; с. Поташка "Черный ключ"; д. Артя Шигири ул. Ленина,
пирсы - п. Арти ул. Королева, 50; п. Арти ул. Королева, 127; п. Арти, ул. Королева, 190; п. Арти ул. Королева, 203; п. Арти ул. Розы Люксембург, 2; п. Арти ул. Пролетарская, 5; с. Пристань ул. Шевалдина, 2; с. Сажино, ул. Ленина, 60; д. Соколята ул. Победы, 2; с. Малая Тавра ул. Мира, 18; с. Малая Тавра ул. 8 Марта, 26; д. Багышково ул. Пионерская; д. Волокушино, ул. Заречная, 18; д. Большие Карзи ул. 40 лет победы; д. Омельково, ул. Уральская; д. Кургат ул. Ленина, 2; д. Черепаново ул. Ворошилова, 7; д. Бихметково ул. Партизанская, 18; д. Бакийково ул. Мира, 59, р. Уфа; с. Старые Арти ул. Ленина, 7; с. Старые Арти ул. Ленина, 257.
2. Водонапорные башни, а именно: с. Сухановка ул. Заречная; с. Манчаж, ул. Школьная, 16; с. Малые Карзи ул. Дружбы; с. Старые Арти ул. Заречная, 44; с. Старые Арти ул. Ленина, 242; с. Березовка "МТФ нижняя"; с. Березовка "МТФ верхняя"; д. Усть-Манчаж ул. Школьная, 4; д. Бихметково, ул. Партизанская, 37; д. Биткино не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года.
3. Не организовано техническое обслуживание пожарных гидрантов, а именно: п. Арти ул. Первомайская, 2; п. Арти ул. Первомайская, 66; п. Арти ул. Первомайская, 74; п. Арти ул. Первомайская, 90; п. Арти ул. Первомайская, 98; п. Арти ул. Первомайская, 104; п. Арти ул. Паначева, 20; п. Арти ул. Паначева, 34; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 116; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 163; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 110; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 102; п. Арти ул. Карла Маркса, 208; п. Арти ул. Нефедова, 142; п. Арти ул. Нефедова, 156; п. Арти ул. Королева, 74; п. Арти ул. Королева, 64; п. Арти ул. Королева, 98; п. Арти ул. Ленина, 294; п. Арти ул. Ленина, 228; п. Арти ул. Ленина, 212; п. Арти ул. Волочнева, 12; п. Арти ул. Волочнева, 44; п. Арти ул. Невраева, 30; п. Арти ул. Садовая, 17; п. Арти ул. Садовая, 25; п. Арти ул. Садовая, 85; п. Арти, ул. Бажова, 3; п. Арти ул. Бажова, 25; п. Арти ул. Королева, 74; п. Арти, ул. Дерябина, 66; п. Арти ул. Заводская, 14; п. Арти ул. Заводская, 22; п. Арти, ул. Грязнова, 11; п. Арти ул. Партизанская, 25; п. Арти ул. Партизанская, 31; п. Арти ул. Партизанская, 51; п. Арти ул. Партизанская, 49; п. Арти, ул. Партизанская, 57; п. Арти ул. Партизанская, 67; п. Арти ул. Партизанская, 69; п. Арти ул. Суслина, 8; п. Арти ул. Суслина, 20; п. Арти ул. Суслина, 28; п. Арти ул. Суслина, 34; п. Арти ул. Восточная, 2; п. Арти ул. Восточная, 14; с. Березовка ул. Трактовая, 5; с. Березовка ул. 1 Мая, 12 "А"; с. Березовка ул. 1 Мая, 11; с. Березовка ул. 1 Мая, 1; с. Березовка ул. Железнодорожников, 2.
4. Направление движения к источником противопожарного водоснабжения, а именно:
к пожарным гидрантам - п. Арти ул. Первомайская, 74; п. Арти ул. Первомайская, 104; п. Арти ул. Паначева, 20; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 116; п. Арти ул. Рабочей Молодежи, 102; п. Арти ул. Карла Маркса, 208; п. Арти ул. Нефедова, 156; п. Арти ул. Королева 64; п. Арти ул. Ленина, 294; п. Арти, ул. Ленина, 228; п. Арти ул. Ленина, 212; п. Арти ул. Волочнева, 44; п. Арти, ул. Невраева, 30; п. Арти ул. Садовая, 17; п. Арти ул. Садовая, 85; п. Арти, ул. Дерябина, 66; п. Арти ул. Заводская, 14; п. Арти ул. Заводская, 22; п. Арти, ул. Партизанская, 25; п. Арти ул. Партизанская, 31; п. Арти ул. Партизанская, 51; п. Арти ул. Партизанская, 49; п. Арти ул. Партизанская, 67; п. Арти ул. Суслина, 20; п. Арти ул. Суслина, 28; с. Березовка ул. Железнодорожников; с. Березовка ул. 1 Мая, 12 "А",
к пожарным водоемам - п. Арти ул. Нефедова, 33-41; п. Арти, ул. Геофизическая, 14; с. Сухановка ул. Ленина, 179; с. Азигулово ул. Зинура Ахметова, 2; с. Свердловское ул. Юбилейная, 23; с. Старые Арти ул. Ленина, 102; с. Поташка ул. Николая Абросимова,
к пожарным пирсам - п. Арти ул. Королева, 50; п. Арти ул. Королева, 203; п. Арти ул. Щепочкина, 2; п. Арти ул. Малышева, 18; п. Арти ул. Розы Люксембург, 2; п. Арти ул. Пролетарская, 5; п. Арти ул. Пролетарская, 71; п. Арти ул. Тетеревкова, 32; с. Пристань ул. Шевалдина, 2; с. Манчаж, ул. Советская, 65; д. Токари пруд; д. Дружино - Бардым ул. Советская, пруд; д. Биткино р. Бардымка; с. Сажино ул. Подгорная, 1; с. Сажино ул. Советская, 79; д. Турышовка плотина р. Бугалыш; д. Попово р. Бугалыш; д. Соколята, ул. Победы, 2; д. Соколята ул. Победы, 39; д. Полдневая ул. Чапаева, 12; д. Артя - Шигири ул. Ленина (река); д. Широкий Лог ул. Мира, 3; д. Кургат, ул. Ленина, 2; с. Старые Арти ул. Ленина, 137; с. Березовка ул. Трактовая; д. Черкасовка пруд; с. Сухановка пруд,
к водонапорным башням - с. Старые Арти ул. Ленина, 242; д. Бихметково ул. Партизанская, 37; д. Биткино не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
5. Не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны (115 членов добровольной пожарной охраны не в полной мере обеспечены боевой одеждой пожарного. Четыре модуля "Спас" круглогодично содержатся в неотапливаемых помещениях, не определены транспортные средства для буксировки их к месту пожара).
6. Не обеспечена очистка территории поселка Арти, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противоположным барьером.
7. В течение 3 дней со дня утверждения паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (п. Арти), данный паспорт не представлен в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (отделение надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области).
По итогам проверки администрации выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.04.2021 N 13/1/6, в соответствии с которым заявителю предписывается устранить указанные нарушения в срок до 01.04.2022.
Полагая, что предписание от 30.04.2021 N 13/1/6 вынесено с нарушением законодательства, нарушает его права и законные интересы, администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон судом сделан вывод о том, что заявление администрации о признании недействительным предписания не подлежит удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с
ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно
ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального
закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно
ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального
закона.
В соответствии с
ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
По
п. 48 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" (далее - Правила противопожарного режима) руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
По
п. 75 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со
ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Согласно
п. 53 Правил противопожарного режима водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения.
По
п. 54 Правил противопожарного режима руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
Согласно
п. 70 Правил противопожарного режима в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с
п. 418 Правил противопожарного режима паспорт населенного пункта и паспорт территории оформляются в 3 экземплярах в течение 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий, подверженных угрозе лесных пожаров.
(в ред.
Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2021 N 766)
Орган местного самоуправления (орган государственной власти субъекта Российской Федерации), руководитель организации отдыха детей и их оздоровления, председатель садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, утвердившие паспорт населенного пункта и паспорт территории, в течение 3 дней со дня утверждения паспорта населенного пункта и паспорта территории представляют по одному экземпляру паспорта населенного пункта и паспорта территории в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования (субъекта Российской Федерации), структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. Один экземпляр паспорта населенного пункта, паспорта территории подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления (органе государственной власти субъекта Российской Федерации), у руководителя организации отдыха детей и их оздоровления, председателя садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, утвердивших паспорт населенного пункта и паспорт территории.
Судом установлено, что администрации вменяются следующие нарушения состояния пожарной безопасности в муниципальном образовании:
1. Источники наружного противопожарного водоснабжения, а именно: пожарные гидранты, пожарные водоемы, пирсы находятся в неисправном состоянии.
2. Водонапорные башни не приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года.
3. Не организовано техническое обслуживание пожарных гидрантов,
4. Направление движения к источником противопожарного водоснабжения, а именно: к пожарным гидрантам, к пожарным водоемам, к пожарным пирсам, к водонапорным башням не обозначены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
5. Не созданы условий для организации добровольной пожарной охраны (115 членов добровольной пожарной охраны не в полной мере обеспечены боевой одеждой пожарного. Четыре модуля "Спас" круглогодично содержатся в неотапливаемых помещениях, не определены транспортные средства для буксировки их к месту пожара).
6. Не обеспечена очистка территории поселка Арти, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противоположным барьером.
7. В течение 3 дней со дня утверждения паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров (п. Арти), данный паспорт не представлен в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора (отделение надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области).
В Отделение МЧС от администрации поступил паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров лишь 20.05.2021 (вх. N 153 от 20.05.2021), в котором отсутствует дата утверждения. В настоящее время утвержденного в установленном порядке паспорта населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров не поступало.
Согласно
абз. 10 ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Согласно
абз. 10 ст. 6 Федерального закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
Администрации выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 30.04.2021 N 13/1/6, в соответствии с которым заявителю предписывается устранить указанные нарушения в срок до 01.04.2022.
В силу
ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения
(пункт 8); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения
(пункт 9), организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(пункт 23).
По
п. 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Заявитель указывает на то, что из справки, представленной Комитетом по управлению имуществом администрации Артинского городского округа, в реестре муниципальной собственности числятся только 11 пожарных гидрантов, остальные 39 пожарных гидрантов, указанные в предписании, не являются собственностью Артинского городского округа.
Вместе с тем, исходя из положений
ч. 8 ст. 31 Устава Артинского городского округа, принятого решением районного Совета муниципального образования Артинский район от 14.06.2015 N 94 следует, что к полномочиям администрации городского округа входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. Федеральный
закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" устанавливает, что к первичным мерам пожарной безопасности относится:
1) реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработка и организация выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработка плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Таким образом, к полномочиям администрации городского округа относится обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования.
Заявитель указывает на то, что должностные лица администрации Артинского городского округа не приглашались на обследование объектов, указанных в предписании, обследование источников наружного противопожарного водоснабжения фактически не проводилось.
Вместе с тем, для достижения целей и задач проведения проверки, отделением МЧС направлены запросы на получение сведений и документов в администрацию (исх. N 94-4-30-11 от 19.04.2021, вх. N 767 от 19.04.2021), в Государственное казенное пожарно-техническое учреждение Свердловской области "Отряд противопожарной службы Свердловской области" (далее - ГКПТУ СО "ОПС СО N 1"), предметом деятельности которого является организация профилактики пожаров, оперативное реагирование на возникающие пожары, иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, тушение пожаров, спасение людей, материальных и культурных ценностей, пострадавших в результате пожаров и иных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориях Артинского городского округа, Ачитского городского округа, городского округа Красноуфимск, муниципального образования Красноуфимский округ (исх. N 89-4-30-11 от 12.04.2021, вх. N 113 от 12.04.2021; исх. N 99-4-30-11 от 26.04.2021, вх. N 134 от 26.04.2021).
От администрации никаких сведений и документов по запросу не поступило. Кроме этого для проведения проверки первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктов Артинского городского округа представитель от администрации не был назначен, глава администрации Константинов А.А. участие сам не принял.
По п. 4 распоряжения Правительства Свердловской области от 09.11.2005 N 1524-РП ответственность за наличие и исправность систем и источников противопожарного водоснабжения возлагается на абонентов, организации водопроводно-канализационного хозяйства, при отсутствии в населенных пунктах данных организаций ответственность возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.
Доказательств источников водоснабжения принадлежности каким-либо субъектам хозяйственной деятельности, передачи их в управление муниципальным предприятиям заявителем не представлено.
Кроме того 11.03.2019 решением Артинского районного суда (гражданское дело N 2-52/2019), администрация обязана обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов, расположенных на территории Артинского городского округа, а также обозначить направление движения указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до месторасположения пожарных гидрантов. В настоящее время решение суда не исполнено.
Заинтересованное лицо указывает на то, что информация по исправности источников наружного противопожарного водоснабжения запрошена и получена от ГКПТУ СО "ОПС СО N 1", а именно данные по проверкам исправности источников наружного противопожарного водоснабжения, полученные при совместном обследовании ГКПТУ СО "ОПС СО N 1" и администрации вышеуказанных водоисточников, о чем свидетельствует письмо начальника Красноуфимского пожарно-спасательного гарнизона главе Артинского городского округа от 01.04.2019 N 259-1-17.
Кроме этого
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" определено, что монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ является лицензированным видом деятельности.
Таким образом, самостоятельно проводить проверку исправности источников наружного противопожарного водоснабжения надзорный орган не имеет полномочий.
Также заинтересованное лицо указывает на то, что 13.08.2021 в поселке Арти произошел пожар, в результате которого повреждены два жилых дома и надворные постройки, площадь пожара составила 380 кв. м, сопутствующим фактом развития большой площади пожара и, следовательно, причинения большего ущерба жителям послужила нехватка воды для тушения прибывшим пожарным подразделениям, так как у ближайшего пожарного пирса, расположенного в 200 метрах от места пожара, по адресу: п. Арти, ул. Пролетарская, д. 5, на подъезде с площадкой для установки пожарных автомобилей и забора воды установлен столб электропередач, чем затруднен подъезд пожарной техники и потеряно время для локализации пожара. В оспариваемом предписании данное нарушение отражено в п. 1, п. 4 и в настоящее время не устранено.
В ходе выездной проверки 27.04.2021 Отделением МЧС осуществлены выезды по территории п. Арти, прилегающей к лесу, в ходе которых установлено, что не обеспечена очистка территории поселка Арти, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противоположным барьером.
При этом администрация представителей для осуществления выездной проверки не выделила.
Для установления территории п. Арти прилегающей к лесу использовались измерения, произведенные 05.02.2021 кадастровым инженером, и информация, полученная от государственного казенного учреждения Свердловской области "Красноуфимское лесничество", а также из "Перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, на территории Свердловской области", утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 18.03.2021 N 142-ПП "О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному сезону".
Несмотря на имеющиеся данные о наличии территории п. Арти, прилегающей к лесу, от администрации 03.02.2021 представлена информация, что примыкания к лесным участкам населенных пунктов на территории Артинского городского округа не выявлено (представленная информация прилагается).
Заинтересованное лицо сообщает о том, что Отделение МЧС повторно обследовало все указанные в предписании источники наружного противопожарного водоснабжения, совместно с главой Артинской поселковой администрации и главами сельских администраций Артинского городского округа, а также с представителями Муниципального унитарного предприятия Артинского городского округа "Водоканал" (далее - МУП АГО "Водоканал"). В ходе вышеуказанных обследований составлены и подписаны совместные акты, в которых отражена информация о состоянии водоисточников. При этом по информации МУП АГО "Водоканал" собственником объектов коммунальной инфраструктуры, в том числе источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), является Артинский городской округ.
На основании решения Комитета по управлению имуществом от 01.08.2021 N 135, то есть после издания оспариваемого предписания, коммунальная инфраструктура на праве хозяйственного ведения передана в МУП АГО "Водоканал", но источники водоснабжения Артинского городского округа переданы в МУП АГО "Водоканал" в недостаточном количестве и в неудовлетворительном состоянии.
По пункту N 5 предписания также осуществлен выезд совместно с главой Артинской поселковой администрации и главами сельских администраций Артинского городского округа, в ходе которого подтвердилось, что для стоянки пожарных модулей "Спас", предназначенных для тушения пожаров добровольными пожарными отсутствуют отапливаемые помещения для круглогодичного их содержания, а именно; в селе Малая Тавра модуль стоит на открытой площадке со слитой водой, в деревне Артя-Шигири модуль также стоит на открытой площадке, а при понижении температуры в осенний период перемещается в другой населенный пункт, расположенный в 14 км, в деревне Конево аналогично модуль стоит на открытой площадке со слитой водой, в поселке Усть-Югуш модуль в настоящее время перемещен в п. Арти, расположенный в 14 км, данные факты свидетельствуют о том, что при возникновении пожара добровольные пожарные вовремя не смогут воспользоваться модулями "Спас" для тушения.
Также в ходе данного выезда установлено, что у добровольных пожарных в деревне Усть-Манчаж отсутствует 2 комплекта боевой одежды пожарного, в селе Пристань ни один из 5 добровольцев не имеет боевой одежды пожарного, в селе Курки отсутствует 3 комплекта боевой одежды пожарного, данные факты подтверждаются составленными совместными актами и письмами от глав сельских администраций Артинского городского округа.
Неполное обеспечение боевой одеждой пожарных добровольцев и хранение модулей "Спас" в неотапливаемых помещениях препятствует выполнению прямых задач добровольной пожарной охране Артинского городского округа.
По пункту N 6 предписания осуществлен выезд совместно с главой Артинской поселковой администрации и представителем Артинского участкового лесничества, в ходе которого подтвердилось, что действительно не обеспечена очистка территории поселка Арти, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером, о чем составлен 14.10.2021 совместный акт.
Заявитель указывает также на то, что из распоряжения о проведении плановой проверки от 05.04.2021 N 13 следует, что предметом является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами, однако, муниципальные правовые акты в ходе проверки не анализировались, в предписании и в акте проверки ссылка идет на нарушение федерального законодательства.
Вместе с тем, из п. 7 распоряжения о проведении плановой проверки от 05.04.2021 N 13 следует, что предметом является соблюдение обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Таким образом, предметом проверки является, в том числе, соблюдение обязательных требований, то есть требований федерального законодательства.
Таким образом, предписание выдано заинтересованным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Содержащиеся в предписании формулировки суд считает доступными для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю. Сроки исполнения оспариваемого предписания являются разумными, а предписание исполнимым. Техническая невозможность выполнения предписанных действий в установленный срок не доказана.
В соответствии с
ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о том, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями
ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам, нарушения его прав и законных интересов, суд пришел к выводу, что оснований для признания предписания недействительным в порядке, предусмотренном
ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении требований Администрации Артинского городского округа о признании недействительным предписания Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Артинского городского округа Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от 30.04.2021 N 13/1/6 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. В соответствии с
ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис "Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов" на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
С.Е.КАЛАШНИК