Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2020 по делу N А60-65080/2019
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.03.2020 по делу N А60-65080/2019
Требование: О взыскании ущерба, причиненного лесному фонду.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2020 г. по делу N А60-65080/2019
Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 20 марта 2020 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Ю. Григорьевой при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Петер рассмотрел в судебном заседании дело N А60-65080/2019 по иску МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6661089658, ОГРН 1026605251287) к Обществу с ограниченной ответственностью "УРАЛДОРТЕХНОЛОГИИ" (ИНН 6672175034, ОГРН 1046604420444), третьи лица ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", Территориальное управление Росимущества в Свердловской области, МУГИСО о взыскании 2 649 727 руб.,
при участии в судебном заседании
от ответчика: Никулина М.Л., доверенность от 09.01.2020 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ответчика ущерба в размере 2649727 руб., причиненного лесному фонду.
Ответчик представил отзыв.
Третье лицо представило отзыв.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
В силу
пункта 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (
пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии со
статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
В силу
пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Как разъяснено в
пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является, в том числе, рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В силу
статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно
пункту 1 статьи 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Ответчик, возражающий против удовлетворения иска, должен доказать отсутствие его вины, так как в соответствии с
пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации именно это обстоятельство служит основанием для освобождения его от ответственности.
Таким образом, для взыскания ущерба, причиненного незаконной рубкой деревьев, подлежат доказыванию факт нарушения лесного законодательства, наличие и размер ущерба, причинно-следственная связь между нарушением и возникшим ущербом, вина причинителя вреда. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий возложение имущественной ответственности не представляется возможным.
По правилам
статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно
части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется
Правилами заготовки древесины,
Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах,
Правилами ухода за лесами.
Согласно
части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме (далее - Порядок) утвержден Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17.
Ответчик документами, подтверждающими право на заготовку древесины на землях лесного фонда, не располагает.
Рубка лесных насаждений осуществлялась им на основании государственного контракта N 8-С от 30.05.2017 г., по которому работы по содержанию автомобильной дороги "г. Ревда - с. Мариинск - п. Краснояр" возложены на ООО "УралДорТехнологии" (подрядчик).
Пунктом 5.1.1.5 контракта предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить все необходимые работы, относящиеся к содержанию, согласно
классификации работ, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402 (в том числе, работы по вырубке зеленых насаждений в полосе отвода автодорог).
Указанный государственный контракт заключен ответчиком с ГКУ СО "Управление автодорог" (третье лицо), которое в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области N 773-ПП от 26.08.2015 г., является государственным заказчиком, в оперативном управлении которого находятся автомобильные дороги общего пользования регионального значения Свердловской области.
В соответствии с
ч. 5 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ, к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо в перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Свердловской области, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 N 737-ПП. Согласно указанному Перечню автомобильная дорога "г. Ревда - с. Мариинск - п. Краснояр" является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения Свердловской области.
Указанная автомобильная дорога принадлежит на праве собственности Свердловской области и передана третьему лицу на праве оперативного управления, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Автомобильная дорога "г. Ревда - с. Мариинск - п. Краснояр" располагается на земельном участке с кадастровым номером 66:21:0000000:108. Земельный участок с кадастровым номером 66:21:0000000:108 принадлежит третьему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования согласно постановлению Главы Ревдинского района от 01.09.1998 г. N 436, подтверждается свидетельством на право пользования землей от 02.09.1999 г. N 5758, кадастровый план земельного участка от 13.10.2003 N 21-2/03-825.
В соответствии с п. п. 1 п. 13 Устава ГКУ СО "Управление автодорог" в функции третьего лица входит организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения (включающее проведение торгов и заключение контрактов).
В период с 2018 по 2019 гг. ответчиком производились работы по расчистке полосы отвода автомобильной дороги "г. Ревда - с. Мариинск - п. Краснояр" от древесно-кустарниковой растительности, о чем неоднократно третье лицо уведомляло истца (письма N 12-8618 от 08.10.2018 г., N 12-8797 от 11.10.2018 г.).
Истец перенаправил письма третьего лица ГКУ СО "Невьянское лесничество", ГКУ СО "Билимбаевское лесничество" (письмо вх. N 11142 от 06.11.2018 г.) и указал, что работы проводятся в границах охранных зон, не входящих в Государственный лесной фонд Российской Федерации.
О проведении работ на земельном участке с кадастровым номером 66:21:0000000:108 третье лицо уведомило ГКУ СО "Билимбаевское лесничество" (письмо N 12-8817 от 12.10.2018 г.).
Земельный участок с кадастровым номером 66:21:0000000:108 имеет категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и не относится к категории земель лесного фонда.
Границы земельного участка с кадастровым номером 66:21:0000000:108 содержатся в сведениях единого государственного реестра недвижимости с декларированной площадью, т.е. границы не установлены в соответствии с действующим законодательством.
Расчет полосы отвода автодороги произведен третьим лицом следующим образом: площадь земельного участка (37 га, следует из правоустанавливающих документов - Постановления Главы Ревдинского района Свердловской области от 01.09.1998 г. N 436) делится на протяженность участка - 16,4 км. На основании
ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" при проведении межевания допускается погрешность в площади земельного участка в размере 10%.
Таким образом, полоса отвода составляет: (370000 + 10%) / 16400 = 407000 / 16400 = 25 м, т.е. от оси дороги 12,5 м в каждую сторону.
В пределах данных расчетных единиц подрядчиком и произведена вырубка древесно-кустарниковой растительности, которая расценена истцом в качестве незаконной рубки, влекущей причинение вреда лесному фонду.
По результатам осмотра лесного участка в квартале 8 выделы 18, 14, квартале 9 выделы 9, 12, 17, 18 урочища МСП "Сельхозпродукты" Ревдинского участкового лесничества Билимбаевского лесничества составлен акт N о лесонарушении N 16 от 04.06.2019 г.
Указанный акт не может быть принят судом в качестве доказательства причинения ответчиком вреда лесному фонду, поскольку истцом не представлены доказательства ведения работ ответчиком на землях лесного фонда.
Суд предложил истцу проведение судебной землеустроительной экспертизы для определения границ земель лесного фонда для установления факта рубки лесных насаждений ответчиком на землях лесного фонда.
Истец от проведения экспертизы отказался, сославшись на отсутствие денежных средств.
Указанная причина не является основанием возложения на ответчика бремени доказывания факта причинения ущерба на ответчика.
Суд предложил ответчику организовать обследование мест рубок и определения полосы отвода автомобильной дороги. Ответчиком в материалы дела представлены фотоматериалы с привязкой к местности, которые позволяют сделать вывод о том, что работы проводились в пределах расчетных единиц, указанных третьим лицом со ссылкой на нормативные документы.
Кроме того, независимо от места нахождения автомобильной дороги,
Правила пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 471, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 25 раздела VI Требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог вышеуказанных
Правил предусмотрено, что полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Выполнение ответчиком работ по государственному контракту соответствует в том числе и
Правилам пожарной безопасности в лесах.
Суд обращает также внимание на то, что третье лицо информировало истца о проведении работ ответчиком, но информация истцом не была воспринята должным образом. Если истец полагал, что при производстве работ будут затронуты земли лесного фонда, то в отсутствие установленных границ лесного участка следовало принять меры для определения границ производства работ. Такие меры, направленные на предупреждение наступления вреда, истцом не приняты, что не соответствует принципу разумности.
При указанных обстоятельствах суд не может признать доказанной истцом совокупность условий, позволяющих прийти к выводу о привлечении ответчика к ответственности в виде возмещения вреда, что влечет отказ в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 167 -
170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении иска отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
В соответствии с
ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис "Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов" на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
С.Ю.ГРИГОРЬЕВА