Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2019 по делу N А60-30076/2019
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.09.2019 по делу N А60-30076/2019
Требование: О признании недействительным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2019 г. по делу N А60-30076/2019
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2019 года
Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.А. Мериновой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Товарищества собственников жилья "ВИЛОНОВА, 6" (ИНН 6670070188, ОГРН 1046603547429)
к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы (по Кировскому району МО "город Екатеринбург") УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области
о признании недействительным предписания от 28.02.2019 N 304/1/1,
при участии в судебном заседании:
от заявителя С.В. Шихова, председатель правления ТСЖ, приказ от 16.10.2016 N 66,
от заинтересованного лица представители не явились, извещено надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Судом приобщены к материалам дела отзыв, материалы проверки, поступившие от заинтересованного лица.
Других ходатайств и заявлений не поступило.
Товарищество собственников жилья "ВИЛОНОВА, 6" (далее - заявитель, ТСЖ "ВИЛОНОВА, 6", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы (по Кировскому району МО "город Екатеринбург") УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Отдел МЧС России, административный орган) о признании недействительным предписания от 28.02.2019 N 304/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Во исполнение распоряжения (приказа) заместителя главного государственного инспектора города Екатеринбурга по пожарному надзору майора внутренней службы Бастанжиева Владимира Евгеньевичам 304 от 25 февраля 2019 года, ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в период с 27 февраля 2019 года по 28 февраля 2019 года Отделением надзорной деятельности и профилактической работы (по Кировскому району МО "город Екатеринбург") УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка здания, помещений ТСЖ "Вилонова, 6", расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Вилонова, 6.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:
- в коридорах общего пользования не обеспечено соблюдение проектных решений. Установлены непроектные перегородки (6 подъезд: этажи NN 7, 6, 5, 4; 7 подъезд: этажи NN 5, 3, 2; 1 подъезд: этажи NN 7, 6, 4; 2 подъезд: этажи NN 10, 9, 7, 6, 5, 4, 3, 2).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.02.2019 N 304.
Отделением надзорной деятельности и профилактической работы (по Кировскому району МО "город Екатеринбург") УНД и ПР Главного управления МЧС России по Свердловской области в отношении ТСЖ "ВИЛОНОВА, 6" составлен протокол об административном правонарушении от 06.03.2019 N 228 по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки юридическое лицо ТСЖ "Вилонова, 6" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150000 руб.
Также в отношении ТСЖ "Вилонова, 6" вынесено предписание от 28.02.2019 N 304/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Из указанного предписания также следует, что в коридорах общего пользования не обеспечено соблюдение проектных решений. Установлены непроектные перегородки (6 подъезд: этажи NN 7, 6, 5, 4; 7 подъезд: этажи NN 5, 3, 2; 1 подъезд: этажи NN 7, 6, 4; 2 подъезд: этажи NN 10, 9, 7, 6, 5, 4, 3, 2). Товариществу предписано в срок до 13.01.2020 устранить указанные нарушения.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и подлежащим отмене, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, ознакомившись с доводами лиц участвующих в деле, и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные товариществом собственников жилья "ВИЛОНОВА, 6" требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В силу п.п. "к" п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" на объектах защиты запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
В соответствии с п. 4.3 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", (принято и введено в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) в процессе эксплуатации следует:
- обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них;
- обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01;
- не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке;
- при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.
Если разрешение на строительство здания получено при условии, что число людей в здании или в любой его части или пожарная нагрузка ограничены, внутри здания в заметных местах должны быть расположены извещения об этих ограничениях, а администрация здания должна разработать специальные организационные мероприятия по предотвращению пожара и эвакуации людей при пожаре.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294). Порядок проведения заинтересованным лицом контрольных мероприятий должен соответствовать требованиям Закона N 294-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки в числе иных сведений указываются, в том числе сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (пункт 7 части 2 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Таким образом, согласно нормам ст. 16 и ст. 17 Закона N 294-ФЗ, выдача предписаний органом государственного контроля (надзора) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений является мерой, принимаемой в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, и возможна лишь по результатам проведенной проверки. Из указанных норм следует, что обязательным условием выдачи любого предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица.
Допущенные ТСЖ "ВИЛОНОВА, 6" нарушения выявлены отделом МЧС в ходе проведения внеплановой выездной проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки от 28.02.2019 N 304. На основании результатов проверки выдано оспариваемое предписание.
Как следует из материалов дела административным органом в помещении ТСЖ "Вилонова, 6", расположенного по адресу: г. Екатеринбург ул. Вилонова, 6, выявлены признаки нарушения требований пожарной безопасности (п. 33, п.п. "к" п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", п. 4.3 Строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" СНиП 21-01-97*), в том числе:
- в коридорах общего пользования не обеспечено соблюдение проектных решений. Установлены непроектные перегородки (6 подъезд: этажи NN 7, 6, 5, 4; 7 подъезд: этажи NN 5, 3, 2; 1 подъезд: этажи NN 7, 6, 4; 2 подъезд: этажи NN 10, 9, 7, 6, 5, 4, 3, 2).
Отдел МЧС России указал, что данные перегородки располагаются непосредственно на путях эвакуации, что может повлечь невозможность свободной эвакуации людей с этажей здания.
Вместе с тем, проектной документацией предусмотрено установление дверей в лифтовом холле. При этом в материалах дела не содержится данных о том, в каком подъезде и на каких этажах установлены перегородки в коридорах, ведущих в квартиры, не предусмотренные проектной документацией.
Суд находит обоснованным довод заявителя о том, что Отделом МЧС России при проведении проверки не исследовались проекты архитектурно-строительной части МКД на предмет соответствиях фактическим обстоятельствам дела, а также не исследовалось наличие (либо отсутствие) решений по изменению объемно-планировочных пространств.
Кроме того, при принятии решения суд учитывает следующее:
На основании п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Из анализа данной нормы следует, что предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как указывалось судом, оспариваемое предписание содержит описание нарушения и нормы, которые нарушены. Однако, в нарушение положений вышеуказанного закона N 294-ФЗ, указанное предписание не содержит четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения. В связи с чем, по мнению суда, оспариваемое предписание не отвечает принципу исполнимости.
На основании имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, исследованных согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом не представлено надлежащих доказательств допущенного нарушения, доводы заявителя не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для выдачи ТСЖ "ВИЛОНОВА, 6" оспоренного предписания.
Поскольку указанное предписание является обязательным для заявителя и его неисполнение может служить основанием для применения к заявителю мер административной ответственности, суд приходит к выводу о нарушении данным предписанием прав и законных интересов ТСЖ "ВИЛОНОВА, 6" в сфере экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с административного органа в пользу ТСЖ "ВИЛОНОВА, 6".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО "город Екатеринбург" Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области от 28.02.2019 N 304/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в пользу Товарищества собственников жилья "ВИЛОНОВА, 6" (ИНН 6670070188, ОГРН 1046603547429) 3000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".
Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис "Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов" на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" либо по телефону Горячей линии 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.В.БУШУЕВА