Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2020 N 17АП-1113/2020-ГК данное решение оставлено без изменения.
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2019 по делу N А60-47246/2019
Требование: О признании недействительными пунктов дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2019 по делу N А60-47246/2019
Требование: О признании недействительными пунктов дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка.
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2019 г. по делу N А60-47246/2019
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2019 года
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Е.С. Ашихминой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Туркиной рассмотрел в судебном заседании дело
по иску Первого заместителя прокурора Свердловской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области
к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (ИНН 6652017054; 6661089658, ОГРН 1046602420347; 1026605251287), Обществу с ограниченной ответственностью "Сысерть-Лес" (ИНН 6652017054, ОГРН 1046602420347)
о признании недействительным (ничтожным) дополнительной части соглашения к договору в части,
при участии в судебном заседании
от истца: Поль К.В., представитель по доверенности N 8/2-10-2019 от 28.12.2018, предъявлено удостоверение ТО N 046502 от 03.11.2017 г.
от ответчика ООО "Сысерть-Лес": Соловьев Д.Н., представитель по доверенности от 12.09.2019 г.
от ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области: не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Первый заместитель прокурора Свердловской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - истец) обратился в суд с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство), Обществу с ограниченной ответственностью "Сысерть-Лес" (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) пунктов 1 - 4 дополнительного соглашения от 23.10.2018 к договору аренды лесного участка от 22.09.2008 N 192, заключенного Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Сысерть-Лес".
В ходе рассмотрения настоящего дела истец уточнил заявленные требования, просит признать недействительными (ничтожными) пункты 1 - 4, 6 (в части обеспечения санитарной безопасности в лесах) дополнительного соглашения от 23.10.2018 г. к договору аренды лесного участка от 22.09.2008 г. N 192, заключенного между Министерством и обществом.
Уточнения требований приняты судом в порядке
ст. 49 АПК РФ.
Возражения сторон сводятся к следующему: истец считает, что дополнительным соглашением стороны заключили по существу новый договор, изменив существенные условия основного договора, при этом ими нарушен порядок его заключения; Министерство и общество, ссылаются на оформление дополнительного соглашения в соответствии с требованиями законодательства, полагают, что осуществили все необходимые согласовательные процедуры, в целях сохранения благоприятной экологической обстановки в лесах, заключили спорное соглашение во внесудебном порядке, поскольку, по мнению сторон соглашения, в приведенной редакции оно не изменяет существенных условий договора, не влечет причинение убытков.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и обществом заключен договор N 192 от 22.09.2008 г. аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 6811 га, местоположение: Свердловская область, ГУ СО "Сысертское лесничество" Сысертское участковое лесничество Сысертский участок, кварталы 26 - 29, 37, 38, 44 - 47, 52 - 56, 60, 61, 63 - 65, 69 - 72, 80, 91, 92, 107, 114, 124 - 127, 132 - 135, 154 - 158, 165 - 170, 178 - 182, 191 - 193, 201 - 203 площадью 4379,0 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Никольский участок кварталы 21, 33, 37, 51, 53 - 55, 63, 68, 70 - 73, 75, 76 площадью 1452,0 га; Верх-Сысертское участковое лесничество Щелкунский участок квартал 1, 43, 44, 50, 98, 100, 101, 103 площадью 980 га.
16.01.2019 г. в ЕГРЮЛ внесена регистрационная запись N 2196658072389 о прекращении Департаментом лесного хозяйства Свердловской области деятельности в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Лесной участок предоставлялся для заготовки древесины (п. 1 указанного договора). В соответствии с п. 21 Договора срок его действия начинается с даты его государственной регистрации и действует 49 лет.
Арендная плата по договору составила 496200 рублей в год.
Цели и объемы использования леса приведены в Приложении N 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке" к договору ежегодный объем использования лесов составляет 12442 куб. м, из них: заготовка древесины в объеме 9371 (в т.ч. сплошные рубки в объеме 6300 куб. м); выборочные рубки, включая уход за лесами, в объеме 3071 куб. м.
Министерством и обществом 23.06.2011 заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 192 от 22.09.2008 г., которым в приложения к договору внесены изменения.
Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 29.07.2011.
Согласно п. п. 2 п. 1 дополнительного соглашения размер арендной платы по договору составляет 1 596 678 руб.
Приложением N 3/2 к дополнительному соглашению увеличен общий объем заготовки древесины до 29153 куб. м, из них: заготовка древесины в объеме 11679 (в т.ч. сплошные рубки в объеме 8700 куб. м); выборочные рубки, включая уход за лесами, в объеме 2474 куб. м, а также выборочные санитарные рубки в объеме 15000 куб. м.
Дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка от 23.10.2018, заключенным Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и ООО "Сысерть-Лес", в приложения к Договору внесены изменения.
Соглашение зарегистрировано 26.10.2018.
Пунктом 1 дополнительного соглашения изменен объем санитарных рубок в целях проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в 2018 и 2019 году: установлены сплошные санитарные рубки в 2018 году в объеме 16642 куб. м, в 2019 году - 8488 куб. м.
Согласно п. 2 дополнительного соглашения санитарные рубки осуществляются сверх ежегодного объема заготовки древесины.
Пунктом 3 дополнительного соглашения установлена оплата древесины, вырубаемой при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, которая составила на 2018 год - 1 868 300 руб., на 2019 год - 944 600 руб.
Соглашением увеличился размер арендной платы по договору и составил 3 427 300 руб. в 2018 году и 2 654 400 руб. в 2019 году (п. 4 соглашения).
Согласно пункту 6 в раздел "обеспечение санитарной безопасности в лесах" включены сплошные санитарные рубки в объемах 53,5/16642 кв. м в 2018 г. и 23,5/8488 кв. м в 2019 г., строка "уборка сухостоя", "уборка захламленности" остались без изменений, согласно условиям договора.
По мнению истца изменение дополнительным соглашением объема санитарных рубок и размера арендной платы к договору, заключенному по результатам конкурса, не соответствует закону, ввиду нарушения процедуры его заключения и как следствие дополнительное соглашение от 23.10.2018 к договору аренды лесного участка в части пунктов 1, 2, 3, 4, 6 (в части обеспечения санитарной безопасности в лесах) является недействительным (ничтожным). Фактически изменив ежегодный размер арендной платы, а также объем вырубаемой древесины при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, включив дополнительное условие об оплате за вырубаемую древесину в ходе санитарно-оздоровительных мероприятий, стороны фактически подписали новый договор аренды лесного участка.
Возражая против доводов, Министерство и общество ссылаются на заключение дополнительного соглашения ввиду особых обстоятельств, а именно:
- 16.07.2018, 17.07.2018, 18.07.2018, 19.07.2018, 20.07.2018, 23.07.2018, 24.07.2018, 25.07.2018 ГКУ СО "Сысертское лесничество" составлены акты лесопатологического обследования, предусматривающие проведение сплошных санитарных рубок на арендуемом участке.
- 09.10.2018 от ООО "Сысерть-лес" поступило обращение о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 192 в связи с необходимостью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий (далее - СОМ) и составлением плана корректировки.
- 15.10.2018 Департаментом (правопредшественник Министерства) утвержден план-корректировка проведения СОМ в ГКУ СО "Сысертское лесничество".
- 22.10.2018 между арендодателем и арендатором заключено дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка N 192 от 22.09.2008.
Министерство и общество полагают, что оспариваемое дополнительное соглашение заключено им законно, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке является обязанностью арендатора лесного участка; ежегодный объем заготовки древесины, установленный по результатам торгов, не меняется; необходимость проведения санитарно-оздоровительных мероприятий не влияет на исчисление расчетной лесосеки, она остается неизменной; санитарная рубка, указанная в спорном Соглашении, не является существенным изменением качественных и количественных характеристик спорного лесного участка; поскольку пользование лесным участком является платным, а обществом производится санитарная рубка, сторонами согласована плата за такую рубку, при этом интересы собственника не нарушены, поскольку размер платы увеличен. Дополнительно Министерство и общество указали, что дополнительное соглашение уже исполнено в полном объеме в установленные в нем сроки.
В обоснование доводов Министерством в материалы дела представлены план-корректировка N 213 от 15.10.2018 г., акты лесопатологического обследования N 205, 206, 207, 208, 209, 210, 264, 265, 266, 283 от 16.07.2018, 17.07.2018, 18.07.2018, 19.07.2018, 20.07.2018, 23.07.2018, 24.07.2018, 25.07.2018, содержащие назначение сплошных санитарных рубок поврежденных насаждений с целью предотвращения негативных процессов или ущерба от их воздействия. В Актах указаны крайние сроки проведения мероприятий - 2019 год. Акты утверждены заместителем директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области в сентябре 2018 года.
Суд, рассмотрев заявленные требования, изучив доводы сторон, считает их подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Нормы
главы 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) регулируют отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам в пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Конституционный Суд Российской Федерации в
Определении от 29.05.2014 года N 1021-О указал, что
часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
В последующем Федеральным
законом от 29.06.2015 г. N 206-ФЗ внесены изменения в
ст. 74 ЛК РФ, а также введена
ст. 74.1, согласно
части 2 которой изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
В
части 3 ст. 74.1 ЛК РФ предусмотрена возможность изменения договора по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, из анализа указанных норм следует, что существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов), существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) являются основаниями для изменения договора аренды лесного участка по решению суда.
При этом, объем использования лесов может и не изменяться, могут иметь место иные обстоятельств, влекущие за собой изменение договора аренды лесного участка в судебном порядке (существенное изменение параметров использования лесов, в том числе, сроки использования лесов, существенное изменение обстоятельств в связи с лесными пожарами, ветровалами и т.д.).
Поскольку дополнительное соглашение подписано 23.10.2018, его заключение должно подчиняться требованиям
ч. ч. 2,
3 ст. 74.1 Лесного кодекса, которые действуют с 01.10.2015.
Пунктом 16 договора N 192 от 22.09.2008 г., заключенного до внесения изменений в
ст. 74 ЛК РФ и введения
ст. 74.1 ЛК РФ, предусмотрено изменение условий договора по соглашению сторон в случае изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждения лесов вредными организмами), проведения лесоустройства, в случае изменения ставок платы за единицу площади.
Неприменение гражданского законодательства в части условий и оснований изменения договора аренды лесного участка по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора, было уже указано в
Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012, который признал обоснованным вывод судов по этому делу о признании сделки, изменяющей размер арендной платы, в соответствии со
статьей 168 Гражданского кодекса (в прежней редакции) не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.
Поскольку изменения, указанные в дополнительном соглашении от 23.10.2018 г. коснулись показателей использования лесов посредством утверждения новых показателей на 2018, 2019 год, в части выборочных и сплошных санитарных рубок в защитных лесах, изменению платы оспариваемое соглашение по пунктам 1 - 4, 6 (в части обеспечения санитарной безопасности в лесах) должно быть признано недействительным согласно
ст. 168 ГК РФ,
ст. 74.1 Лесного кодекса РФ, поскольку изменение произведено без соответствующего решения суда.
В нормативных актах (
ЛК РФ,
Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607), и в договоре предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, в т.ч. рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, лесовосстановление и уход за лесом.
Так подпунктом "ж" пункта 12 договора предусмотрена обязанность арендатора осуществлять за счет своих средств санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, указанные в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору.
Согласно
п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в
п. 74 и
75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (
пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к
статьям 166 и
168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно
п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.
В силу
п. 3 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным
ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе договор аренды от 22.09.2008, дополнительное соглашение от 23.06.2011, оспариваемое дополнительное соглашение, суд приходит к выводу, что основания для внесения изменений в договор по соглашению сторон, установленные
частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ применительно к спорным отношениям отсутствуют; имеет место изменение характеристик лесного участка в части объемов выборочных санитарных рубок, платы за лесной участок, которое может являться основанием для внесения изменений в договор на основании решения суда в соответствии с
частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ. Поскольку внесение изменений в договор осуществлено в отсутствие решения суда, дополнительное соглашение заключено сторонами в нарушение положений
части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
Ссылка сторон договора на срочность заключения такого соглашения для стабилизации экологической обстановки в лесах судом отклоняется как несостоятельная.
При таких обстоятельствах исковое заявление Прокуратуры признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу
статьи 168 ГК РФ.
В соответствии со
статьей 110 АПК РФ, поскольку истец и один из ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с удовлетворением иска о признании сделки недействительной половина государственной пошлины по требованию неимущественного характера подлежит взысканию с ответчика ООО "Сысерть-лес" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 110,
167 -
170,
171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительными пункты 1 - 4, 6 (в части обеспечения санитарной безопасности в лесах) дополнительного соглашения от 23.10.2018 г. к договору аренды лесного участка от 22.09.2008 г. N 192, заключенного между Департаментом лесного хозяйства Свердловской области и обществом с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сысерть-лес" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть
обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. В соответствии с
ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.С.АШИХМИНА