Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2023 по делу N А60-56374/2023
Требование: О привлечении к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.12.2023 по делу N А60-56374/2023
Требование: О привлечении к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: В удовлетворении требования отказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2023 г. по делу N А60-56374/2023
Резолютивная часть решения объявлена 06 декабря 2023 года
Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Фоминой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ш.Ш. Шамыш рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОНД и ПР ГО Краснотурьинска, ГО Карпинска, Волчанского ГО УНД и ПР главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890) к обществу с ограниченной ответственностью "Промстройремонт" (ИНН 4501194611, ОГРН 1144501003350) о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании
заявителя - Веселов А.О., удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании,
заинтересованного лица - не явились, извещены.
Отводов суду не заявлено. Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным
кодексом Российской Федерации. Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ОНД и ПР ГО Краснотурьинска, ГО Карпинска, Волчанского ГО УНД и ПР главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промстройремонт" (далее - заинтересованное лицо, ООО "ПромСтройРемонт") о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 26.10.2023 заявление принято к производству, назначено судебное заседание на 06.12.2023.
06.12.2023 в судебное заседание явился заявитель.
Суд в порядке
ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определил провести судебное заседание в отсутствие заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом.
Заявитель требование поддержал.
Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, 26.07.2023 г. в ходе проверки достоверности поступившей информации, в отдел НДиПР ГО Краснотурьинск, ГО Карпинск, Волчанского ГО, об отсутствии лицензии на вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений у Общества с ограниченной ответственностью "РемСтройСервис" (ИНН 6681001940), проводившей работы, в том числе по монтажу охранно-пожарной сигнализации, на объекте почтового отделения N 624465, расположенного по адресу: 624465, Свердловская область, г. Краснотурьинск, п. Рудничный, ул. Первомайская, 2, установлено, что лицензия, согласно сведений электронного сервиса "Реестры лицензий МЧС России в области пожарной безопасности", отсутствует.
26.07.2023 в отношении общества с ограниченной ответственностью "ПромСтройРемонт" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В ходе проведения административного расследования и рассмотрения полученных сведений было установлено, что 01.09.2022 г. Общество с ограниченной ответственностью "РемСтройСервис" заключило договор подряда с Обществом с ограниченной ответственностью "ПромСтройРемонт" (ИНН 4501194611) на выполнение работ по монтажу, пуско-наладки пожарной сигнализации в помещениях почты по адресу: г. Краснотурьинск, п. Рудничный, ул. Первомайская, д. 2.
В ходе возбужденного дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, государственным инспектором отдела НДиПР ГО Краснотурьинск, ГО Карпинск, Волчанского ГО установлено, что в отделении почты связи N 624465, расположенного по адресу: г. Краснотурьинск, п. Рудничный, ул. Первомайская. 2 при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности допускается замена одних технических средств и материалов на другие, без согласования с проектировщиком и заказчиком с внесением изменений в рабочую документацию, что является нарушением
части 1 статьи 83 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.2.
п. 4.11,
п. п. 5.2.1,
п. 5.2.3 ГОСТа Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".
Заявитель пришел к выводу о том, что ООО "ПромСтройРемонт" осуществляло предпринимательскую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем в отношении заинтересованного лица 18.10.2023 составлен протокол N 152 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявление о привлечении ООО "ПромСтройРемонт" к административной ответственности, предусмотренной
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ вместе с материалами проверки направлено в арбитражный суд.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Частью 4 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона правонарушения выражается в занятии лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию), видом предпринимательской деятельности на основании указанного специального разрешения (лицензии) с грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является лицо, имеющее специальное разрешение (лицензию).
Субъективная сторона данного деяния для юридических лиц выражается в непринятии всех зависящих от него мер для соблюдения лицензионных требований.
В
примечании к ст. 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно
ст. 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Под средствами обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в данном случае понимается деятельность: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий (п. 61 ППР).
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в силу
п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В соответствии со
ст. 3 названного Закона лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (
ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании).
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности (
ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании).
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства (
ч. 11 ст. 19 Закона о лицензировании).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение о лицензировании).
В силу
подп. "д" п. 4 Положения о лицензировании лицензионным требованием является выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктами "б" и (или)
"д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (
п. 5 Положения).
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее по тексту - Правила N 1479).
В соответствии с
пунктом 54 Правил N 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
Положения национальных стандартов Российской Федерации, а именно
ГОСТ Р 59638-2021,
ГОСТ Р 59639-2021, направлены на обеспечение выполнения требований федеральных законов от 4 мая 2011 г.
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 22 июля 2008 г.
N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проектирования. монтажа, технического обслуживания, ремонта и проверки работоспособности систем противопожарной защиты.
Согласно
пункта 5.1.6 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность",
пункта 5.1.2 ГОСТ Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" монтаж необходимо выполнять в соответствии с утвержденной проектной (рабочей) документацией.
А также согласно
пункта 5.1.5 ГОСТ Р 59639-2021 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность" не допускается проводить замену одних технических средств и материалов на другие, имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласования с проектной организацией.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в отделении почты связи N 624465, расположенного по адресу: г. Краснотурьинск, п. Рудничный, ул. Первомайская. 2 при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности допускается замена одних технических средств и материалов на другие, без согласования с проектировщиком и заказчиком с внесением изменений в рабочую документацию, что является нарушением
части 1 статьи 83 Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
п. 4.2.
п. 4.11,
п. п. 5.2.1,
п. 5.2.3 ГОСТа Р 59638-2021 "Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность".
В соответствии с утвержденной рабочей (проектной) документацией, монтаж оборудования системы пожарной сигнализации в отделении почтовой связи, расположенного по адресу: г. Краснотурьинск, п. Рудничный, ул. Первомайская, 2, должен быть произведен из технического оборудования завода-изготовителя НВП Болид, по факту на объекте почтового отделения связи, установлено иное оборудование, которое не соответствует рабочей (проектной) документации.
ООО "ПромСтройРемонт" осуществляло предпринимательскую деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что подтверждается протоколом N 152 о привлечении к административной ответственности от 18.10.2023, рапортом государственного инспектора от 17.09.2023, договором подряда от 01.09.2022, паспортами приборов, рабочей документацией и иными доказательствами представленными в материалы дела.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, подтверждаемые имеющимися в материалах дела доказательствами, оценка которых произведена в соответствии с требованиями
ст. 71 АПК РФ как допустимых и относимых доказательств, достоверность которых не опровергается, их достаточность и взаимную связь, суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО "ПромСтройРемонт" события административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом установлено, что по результатам проведения одной проверки, административным органом в отношении общества возбуждено два административных производства, составлены два протокола об административном правонарушении, направленные по подведомственности в арбитражный суд для рассмотрения.
В целях применения положений
статьи 4.4 КоАП РФ понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального
закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (
статья 1.4 КоАП РФ).
В силу
части 6 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" организация и осуществление поименованных в ней отдельных видов федерального государственного надзора, в том числе федерального государственного пожарного надзора, регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в
определении от 02.08.2019 N 307-ЭС19-12049, является универсальным и подлежит учету при оценке спорных правоотношений по настоящему делу.
Судом установлено, что в рамках дела N А60-56377/2023 рассмотрено заявление Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГО Краснотурьинск, ГО Карпинск, Волчанского ГО УНДиПР Главного управления МЧС России по Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ООО "ПромСтройРемонт" о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушения, вменяемые ООО "ПромСтройРемонт" в рамках настоящего дела и дела N А60-56377/2023 выявлены административным органом в рамках одной проверки в соответствии с определением N 136 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам одной проверки административным органом в отношении общества возбуждено два административных производства, составлены два протокола об административном правонарушении о привлечении общества к административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.1 и
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2023 заявленные требования удовлетворены, общество с ограниченной ответственностью "ПромСтройРемонт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной
ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде предупреждения.
Таким образом, общество в результате одного действия (бездействия) по нарушению условий специального разрешения (лицензии) в области пожарной безопасности совершило административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена
ч. 2 ст. 14.1 и
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно
части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Согласно
части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего
Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Поскольку правонарушения, вмененные обществу указанным выше решением и протоколом об административном правонарушении, имеют один объект посягательства, выявлены при проведении одной проверки, в отношении одного и того же лица, одним и тем же административным органом, рассмотрение обоих дел о данных нарушениях подведомственно арбитражному суду, при рассмотрении настоящего заявления суд, учитывая положения
части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, установил, что правовых оснований для привлечения ООО "ПромСтройРемонт" к административной ответственности по
ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь
ст. 167 -
170,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
И.В.ФОМИНА