Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2018 по делу N А60-26885/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2018 по делу N А60-26885/2018
Требование: О признании незаконным предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 августа 2018 г. по делу N А60-26885/2018
Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2018 года
Полный текст решения изготовлен 08 августа 2018 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Толстовой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-26885/2018
по заявлению Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Левушка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников (ИНН 6677000493, ОГРН 1116677000483)
к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы МО Алапаевское, МО г. Алапаевск, Махневского МО Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области
о признании незаконным предписания
В судебном заседании участвовали:
от заявителя: Ю.В. Болдышевская, заведующая, распоряжение от 18.07.2012 N 460-к, Е.А. Хамелин, представитель, доверенность N 06/18 от 01.06.2018;
от заинтересованного лица - не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда; в материалах дела имеется ходатайство заинтересованного лица о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Объявлен состав суда. Представителям заявителя разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду, иных ходатайств не заявлено.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Левушка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников (далее - заявитель, учреждение) просит признать незаконным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы МО Алапаевское, МО г. Алапаевск, Махневского МО (далее заинтересованное лицо) N 44/1/1 от 03.04.2018.
Заинтересованное лицо требования не признает, по основаниям, указанным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, арбитражный суд
установил:
03.04.2018 в отношении объекта защиты - здания детского сада, эксплуатируемого муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Детский сад "Левушка" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников, осуществляющего свою деятельность по адресу: 624691, Свердловская обл., Алапаевский район, рабочий пос. Верхняя Синячиха, ул. Октябрьская, д. 27, проведена внеплановая выездная проверка по контролю выполнения юридическим лицом предписания N 76/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 28.11.2017.
В ходе проведения проверки выявлен факт неисполнения ранее выданного предписания, а именно: нарушение обязательных требований пожарной безопасности, выразившееся в применении для отделки пола в помещениях детского сада материала неизвестного класса пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт N 44 от 03.04.2018 и заявителю выдано предписание N 44/1/1 от 03.04.2018 со сроком устранения до 20.07.2018.
Полагая, что указанное предписания является незаконным, учреждение обратилось с заявлениями в суд.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Как видно из материалов дела, проверка проведена на основании распоряжения, в целях проверки ранее выданного предписания, учреждение уведомлено о проверке, продолжительность проверки не превышает законодательно установленных сроков, акт проверки составлен и вручен юридическому лицу.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора, с соблюдением требований к порядку проведения проверки, результаты которой послужили основанием для выдачи оспариваемого предписания.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ч. 1 ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 31 отсутствует, имеется в виду подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 32.
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 31 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания дошкольных образовательных организаций по классу функциональной пожарной опасности относятся к подклассу Ф1.1.
В силу ч. 7 ст. 134 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
Согласно ч. 11 ст. 13 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ классы пожарной опасности в зависимости от групп пожарной опасности строительных материалов приведены в таблице 3 приложения к данному Федеральному закону.
Классы пожарной опасности строительных материалов в зависимости от групп подразделяются на следующие классы: КМ0, КМ1, КМ2, КМ3, КМ4, КМ5.
Постановлением 17 Арбитражного апелляционного суда по делу N 17АП-4902/2018 по делу А60-61040/2017 установлено, что заявителем органу надзора в ходе проверки представлена декларация о соответствии N Д-SE.ПБ57.В.00541, согласно которой класс пожарной опасности доски паркетной напольной марки "KAHRS" - КМ5.
Согласно акту на огнезащитную обработку конструкций пола от 27.04.2015 пол из паркетной доски обработан лаком огнезащитным "Нортекс-Лак-Огнезащита" для древесины и материалов на ее основе, ТУ 2313-014-24505934-02, который обеспечивает первую группу огнезащитной эффективности и имеет сертификат соответствия C-RU.ПБ25.В.01356.
Согласно сведениям о сертификате соответствия C-RU.ПБ25.В.01356 огнезащитный лак "Нортекс-Лак-Огнезащита" для древесины и материалов на ее основе, выпускаемый по ТУ 2313-014-24505934-02, обеспечивает первую группу огнезащитной эффективности при среднем расходе 180 г / кв. м, устойчив к старению. Варианты применения согласно приложению (бланк N 0057588).
Согласно приложению к сертификату Панели декоративные, обработанные огнезащитным лаком "Нортекс-Лак-Огнезащита", выпускаемым по ТУ 2313-014-24505934-02, при расходе: - для древесностружечных плит (ДСП) - 300 г / кв. м, - для плит ЛДСП, ЛМДФ (ламинированных бумагой или пленкой ПВХ), ЛДВП (окрашенных) - не менее 180 г / кв. м, имеют следующие показатели пожарной опасности: - группа горючести - Г1 (слабогорючие по ГОСТ 30244-94); - группа воспламеняемости - В1 (трудновоспламеняемые по ГОСТ 30402-96); - группа дымообразующей способности - Д2 (с умеренной дымообразующей способностью по ГОСТ 12.1.44-89); - группа токсичности - Т2 (умеренно опасные по ГОСТ 12.1.044-89); - группа распространения пламени - РП1 (нераспространяющие по ГОСТ Р 51032-97); индекс распространения пламени - 0 (не распространяющие пламя по поверхности по ГОСТ 12.1.044-89). Класс пожарной опасности строительных материалов - КМ1.
Проанализировав содержание данного документа, орган надзора пришел к правильному выводу, что огнезащитный лак для древесины и материалов на ее основе "Нортекс-Лак-Огнезащита", выпускаемый по ТУ 2313-014-24505934-02, применим лишь для обработки декоративных панелей, а не конструкций пола.
Согласно ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к данному Федеральному закону.
В соответствии со ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ и таблицей 29, приложением к данному Закону, в помещениях зданий дошкольных образовательных организаций подкласса Ф1.1 (групповые ячейки) не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2, а также применять декоративно-отделочные, облицовочные материалы и покрытия полов в зальных помещениях зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 вместимостью более 15, но не более 300 человек с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2.
Перечень показателей пожарной опасности строительных материалов, достаточных для присвоения классов пожарной опасности КМ0 - КМ5, определяется в соответствии с таблицей 27 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 304-р утвержден Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия.
В соответствии со ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации (часть 3). Обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащими требования к отдельным видам продукции (часть 4). Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ (часть 6).
Согласно ст. 147 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 данного Федерального закона.
С учетом вышеизложенного орган надзора пришел к верно установил, что организация, обладающая лицензией на производство работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, не вправе была определять и присваивать обработанной им огнезащитным средством продукции класс пожарной опасности, поскольку не обладает данным правом, а юридическое лицо - дошкольное учреждение - не подтвердило соответствие строительных материалов требованиям Технического регламента N 123, не представило доказательств ни органу надзора, ни суду.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что предписание заинтересованного лица соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав заявителя. На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Н.И.РЕМЕЗОВА