Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2023 по делу N А60-70162/2022
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: Требование удовлетворено.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.02.2023 по делу N А60-70162/2022
Требование: О привлечении к административной ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ (предпринимательская деятельность без регистрации или без лицензии).
Решение: Требование удовлетворено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2023 г. по делу N А60-70162/2022
Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2023 года
Полный текст решения изготовлен 08 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Камаевой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-70162/2022 по заявлению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области
к индивидуальному предпринимателю Токареву Сергею Аркадьевичу (ИНН 665894526825, ОГРНИП 320665800027400)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Махиня Н.В., предъявлено удостоверение;
от заинтересованного лица - представитель не явился.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов состав суда не заявлено.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Токареву Сергею Аркадьевичу о привлечении к административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо возражений по существу заявленных требований не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
С 08 декабря 2022 года по 16 декабря 2022 года на основании решения N 66-019-2022/0139рс от "30" ноября 2022 года ОНДиПР ГО Первоуральск, Шалинского ГО, ГО Староуткинск проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния зданий и помещений Государственного автономного учреждения здравоохранения Свердловской области "Шалинская центральная городская больница", по адресу: 623030, Свердловская область, Шалинский район, р.п. Шаля, ул. Пушкина, 8.
В ходе проверки установлено, что на основании договора подряда N 06/09 от 06 сентября 2022 года индивидуальным предпринимателем Токаревым С.А. (ИНН 665894526825) проведены следующие работы в здании акушерско-гинекологического отделения ГАУЗ СО "Шалинская ЦГБ", расположенной по адресу: 623030, Свердловская область, Шалинский район, р.п. Шаля, ул. Пушкина, 8:
- монтаж противопожарных дверей с пределом огнестойкости 0,6 часа в кабинет склада женской консультации и электрощитовую;
- монтаж люка 2 типа выхода на чердак;
- монтаж световых указателей "Выход".
Согласно
разделу 5 Свода правил 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" световые оповещатели "Выход" являются световым способом оповещения системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно
ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарная дверь с нормируемым пределом огнестойкости является элементов заполнения проемов в противопожарных преградах.
В соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов, а также по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах требуют лицензии на осуществлении данных видов деятельности.
Проведение указанных работ ИП Токаревым С.А. подтверждается актом N 6 сдачи-приемки работ к договору N 06/09 от 06 сентября 2022 года.
Согласно представленным сведениям во время проведения проверки представителем ГАУЗ СО "Шалинская ЦГБ" лицензия на осуществление работ по монтажу противопожарных преград, а также элементов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре у ИП Токарева С.А. отсутствует.
Из анализа сведений следует вывод о том, что ИП Токарев С.А. осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
В связи с обнаружением данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена
частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом административного органа в отношении индивидуального предпринимателя Токарева Сергея Аркадьевича составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2022 N 115.
В соответствии с
ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с
частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного
КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с
ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности.
Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности без специального разрешения (лицензии).
Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Согласно
статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены названным
Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 3 Закона N 99-ФЗ предусмотрено, что лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Этой же
статьей предусмотрено, что лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным
Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в
части 3 статьи 1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу
пункта 15 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено
Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение N 1128), которое определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В силу
пункта 3 Положения N 1128 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно
Перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к
Положению. Согласно
пунктам 5 и
8 приложения к
Положению N 1128 в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений входит монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов, а также по монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
В соответствии с
частью 1 статьи 84 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:
1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;
2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;
3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;
4) включение эвакуационного (аварийного) освещения;
5) дистанционное открывание запоров дверей эвакуационных выходов;
6) обеспечение связью пожарного поста (диспетчерской) с зонами оповещения людей о пожаре;
7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.
В соответствии с
частью 4 статьи 84 Закона N 123-ФЗ световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта.
Также, в соответствии с
частью 1 статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Согласно
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в
Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
В соответствии с
п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Факт правонарушения подтверждается следующими документами: протокол опроса контролируемого лица, требование о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, сведений, ответ на требование о предоставлении необходимых и (или) имеющих значение документов, договор подряда от 06 сентября 2022 года N 06/09, акт сдачи-приемки работ N 6 к договору от 06 сентября 2022 года N 06/09, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 06.09.2022 года N 1.
Согласно
ч. 6 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ предметом государственного лицензионного контроля (надзора) является соблюдение лицензиатами лицензионных требований.
В соответствии с
пунктами 2,
6,
7 ч. 1 ст. 3 Закона N 99-ФЗ лицензиатом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию.
Лицензия это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Лицензионные требования представляют собой обязательные требования, которые связаны с осуществлением лицензируемых видов деятельности, установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и (или) положениях международных договоров Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения и действующих в Российской Федерации, направлены на обеспечение достижения целей лицензирования и оценка соблюдения которых осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным
законом;
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (
Статья 8 Закона N 99-ФЗ).
В соответствии со
ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные нарушения, в отношении которых доказана его вина.
Поскольку со стороны заинтересованного лица не было принято достаточных и необходимых мер в целях соблюдения установленных норм и правил, суд признает доказанной вину заинтересованного лица в их несоблюдении.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный
ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
В силу
ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оснований для освобождения заинтересованного лица от административной ответственности по признакам малозначительности судом не установлено.
Также судом не установлено оснований для применения положений
ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку осуществление деятельности без соответствующей лицензии создает угрозу жизни и здоровью граждан, в рассматриваемом случае назначение наказания в виде предупреждения противоречит условиям положений
ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, суд считает возможным привлечь ИП Тагирова Н.А. к административной ответственности, предусмотренной
ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, с назначением наказания в минимальном размере, предусмотренном санкцией
статьи, в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Руководствуясь
ст. 167 -
170,
206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Привлечь индивидуального предпринимателя Токарева Сергея Аркадьевича (ИНН 665894526825, ОГРНИП 320665800027400; дата рождения - <...>, место рождения - <...>; место жительства - 623001, Свердловская область, Шалинский район, с. <...>, <...>; дата государственной регистрации - 14.02.2020 г.) к административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 4 000 руб.
Согласно
ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
И.В.ХАЧЕВ