Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2021 по делу N А60-5591/2021
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.05.2021 по делу N А60-5591/2021
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2021 г. по делу N А60-5591/2021
Резолютивная часть решения объявлена 30 апреля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 07 мая 2021 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.О. Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-5591/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (ИНН 6672176609, ОГРН 1046604426890)
о признании недействительным предписания от 15.12.2020 N 47/1/11 в части,
при участии в судебном заседании:
от заявителя Р.С. Викторов, представитель по доверенности от 01.10.2020, от заинтересованного лица представитель не явился, извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.
Заявлений и ходатайств не поступило.
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписание от 15.12.2020 N 47/1/11 в части пункта 2.
Заявитель с учетом уточнения просит признать недействительным предписание от 15.01.2020 N 47/1/11 в полном объеме.
Заинтересованное лицо письменный отзыв на заявление не представило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
ОНДиПР Белоярского ГО, ГО В. - Дуброво, ГО Заречный УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" по адресу: Свердловская область, г. Заречный, ул. Ленина, д. 12, по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
1. Допускается размещение на путях эвакуации различных материалов, изделий, оборудования и других предметов (холодильники, стол, стул, оргтехника) (коридор в подвале).
2. В подвальном этаже допускается размещение помещения, в котором хранятся горючие жидкости, а также легковоспламеняющиеся материалы (склад алкоголя).
По результатам проверки выдано предписание от 15.12.2020 N 47/1/11, которым на общество возложена обязанность устранить выявленные нарушения.
Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании предписания недействительным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания незаконным предписания является наличие одновременно двух условий: несоответствие законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу подп. "е" п. 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Таким образом, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности вынесено уполномоченным органом на проведение государственного пожарного надзора.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной если на объекте в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" N 123-ФЗ необходимое и расчетное время, а также условия беспрепятственной и своевременной эвакуации людей для зданий общественного назначения должны определяться в соответствии с методикой определения расчетных величин пожарного риска, утвержденной приказом МЧС России от 30.06.2009 года N 382 "Об утверждении методики расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".
В силу части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация здания должна осуществляться в соответствии с требованиями проектной документации.
Проектной документацией предусмотрено размещение в коридоре (эвакуация через данный коридор из помещений с массовым пребыванием людей не предусмотрена и невозможна, рабочий персонал магазина не превышает 5 человек, ночное/круглосуточное пребывание людей не предусмотрено, объект оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа и аварийным освещением в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности), вспомогательных помещений магазина холодильного оборудования и одиночного рабочего места оператора погрузочно-разгрузочных работ, размещенных вне границ пути эвакуации по коридору (размерные характеристики путей движения людей соответствуют проектным решениям, геометрические параметры путей эвакуации с учетом указанных участков (длина и ширина) подтверждены расчетом пожарного риска), требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и обеспечивают безопасную эвакуацию людей в случае пожара.
Кроме того, Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, утратили силу. Тем не менее, аналогичные требования содержатся в пункте 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 16.09.2020 N 1479.
Так, на основании подпункта "ж" пункта 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ 16.09.2020 года N 1479 на объектах защиты запрещается размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир.
Кроме того, в пункте 7 письма заместителя директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России С.П. Воронова от 02.03.2021 года "О рассмотрении обращения" N ИГ-19-604 отмечено, что в соответствии с подпунктом "ж" пункта 16 Правил и подпункта "б" пункта 27 допускается размещать (устанавливать, встраивать и т.п.) на путях эвакуации различные изделия и оборудование при обеспечении нормативных показателей пожарной безопасности, а также их высоты и ширины.
В пункте 2 оспариваемого указано, что общество допустило нарушения пункта 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а также пункта СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390 и СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" утратили силу с 01.01.2021.
С 01.01.2021 года вступили в законную силу Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года N 1479.
В соответствии с пунктом Д. 2.6* Приложения Д* "Перечень помещений, размещение которых по процессу деятельности общественных зданий допускается в подземных и цокольном этажах, стилобатной части здания" СП 118.13330.2012* "Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10) (ред. от 19.12.2019)" в подвальном этаже общественного здания допускается размещение кладовых и складских помещений в соответствии с требованиями СП 4.13130.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом в силу пункта 7 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 года N 123-ФЗ порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании подпункта "м" пункта 26 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" расчет пожарного риска является составной частью 9 Раздела проектной документации "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности".
В графических схемах расчета пожарных рисков обозначено размещение склада алкоголя в подвальном этаже здания. Указанный Раздел был передан МЧС России по Свердловской области в полном объеме, что подтверждается Реестром переданных документов N 1 от 03.12.2020.
ООО "Элемент-Трейд" обратилось с запросом в Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, в котором попросило разъяснить положения подпункта "а" пункта 23 Правил Противопожарного режима РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, а именно: допускается ли размещение склада алкоголя (кладовой, категории B2, без постоянных рабочих мест площадью 5,5 квадратных метров) во вспомогательных помещениях магазина, расположенных в подвальном этаже двухэтажного здания при условии выполнения требований, предусмотренных нормативными документами по пожарной безопасности (помещение склада алкоголя выделено противопожарными перегородками не ниже 1-го типа и перекрытиями не ниже 3-го типа, с заполнением дверного проема противопожарными дверями с пределами огнестойкости не ниже EI30 в соответствии с требованиями СП 4.13130.2013, воздуховоды приточно-вытяжной вентиляции оборудованы противопожарными клапанами в местах пересечения противопожарных преград в соответствии с требованиями СП 7.13130.2013).
В своем ответе от 23.12.2020 года N ИГ-19-682 Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России указал, что эксплуатация здания должна осуществляться именно в соответствии с требованиями проектной документации. В случае, если проектной документацией размещение складского помещения в подвальном этаже не предусмотрено, необходимо внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном законодательством РФ, либо исключение указанной в обращении продукции в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 16 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479.
Поскольку в проектной документации Общества фактически предусмотрено размещение склада алкогольной продукции в подвальном этаже здания, расположенного по адресу: г. Заречный, ул. Ленина, 12, то нарушения в указанной части в действиях ООО "Элемент-Трейд" отсутствуют.
Факты нарушения заявителем требований пожарной безопасности заинтересованным лицом не доказаны, доводы заявителя документально не опровергнуты.
Заинтересованным лицом в нарушение требований ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств соответствия оспариваемого предписания законодательным нормам и ненарушения им прав и законных интересов общества.
На основании изложенного, суд полагает, что заявленные требования о признании предписания недействительным следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит взысканию с административного органа в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным предписание Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Белоярского городского округа, городского округа Верхнее Дуброво, городского округа Заречный Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Свердловской области от 15.12.2020 N 47/1/11.
3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Главного управления МЧС России по Свердловской области в пользу ООО "ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД" (ИНН 6674121179, ОГРН 1036605217252) 3000 руб. 00 коп., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".
По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис "Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов" на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
Е.В.БУШУЕВА