Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2009 по делу N А41-23244/09
В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказано, так как заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства РФ о пожарной безопасности.
Решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2009 по делу N А41-23244/09
В удовлетворении заявления о признании недействительным постановления о привлечении заявителя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказано, так как заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства РФ о пожарной безопасности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. по делу N А41-23244/09
Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 31 августа 2009 года.
Арбитражный суд Московской области в составе: судья А.А. Бобринев,
протокол судебного заседания вел помощник судьи И.П. Фомин,
рассмотрев в судебном заседании дело заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Ойл"
к Отделу Государственного противопожарного надзора по Павлово-Посадскому району
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в заседании
от заявителя: Кулешова С.В. - представитель, паспорт, доверенность от 19.03.2009 N 16/09-юр;
от заинтересованного лица: Клименчуков С.В. - заместитель начальника отдела, удостоверение N 20201, доверенность от 29.01.2009 N 314/16-01;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-Ойл" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Отделу Государственного противопожарного надзора по Павлово-Посадскому району (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.03.2009 N 115.
Представитель заявителя в судебном заседании свои требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заявленные требования мотивировал тем, что Общество не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку условиями договора аренды спорного объекта (автозаправочной станции) обеспечение соблюдения норм пожарной безопасности возложено на арендодателя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, поскольку считает, что оспариваемое постановление законно, оснований для удовлетворения требований не имеется. В обоснование своих возражений представитель ссылался на то, что материалами дела доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Также пояснил, что процессуальных нарушений при производстве по делу допущено не было. Представлены копии материалов дела об административном правонарушении и отзыв (приобщены к материалам судебного дела).
Из материалов дела и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что по договору аренды от 01.01.2009 N 7 ООО "Южная Компания ЮКОМП" (арендодатель) предоставил в аренду заявителю (арендатор) нежилые помещения (АЗС), расположенные по адресу: Московская область, г. Электрогорск, ул. Советская, 47, общей площадью 95,6 м 2, а также земельный участок под указанным объектом.
Согласно п. 1.2 договора помещение предоставляется для торговли горюче-смазочными материалами и оказания услуг по дорожному сервису.
Пунктом 2.1.2 договора предусмотрено, что арендодатель обязуется обеспечивать на объекте соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно п. 2.2.11 договора арендатор обязуется самостоятельно осуществлять производственный контроль в области пожарной безопасности.
31.03.2009 заинтересованным лицом, на основании распоряжения от 16.03.2009 N 99, при участии представителя Хотулева В.П., действующего на основании доверенности от 16.03.2009 N 10/09-юр, проведена проверка автозаправочной станции Общества. По результатам проверки составлен акт.
Актом зафиксировано, что на момент проверки в магазине АЗС отсутствовал стандартный план эвакуации людей при пожаре. На территории АЗС отсутствовали знаки противопожарной безопасности. АЗС не оборудована площадкой АЦ и отбортовкой по периметру высотой не менее 150 мм. В магазине АЗС реализуются ГСМ. Таблички с указанием категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Инструкции о мерах пожарной безопасности для водителей и пассажиров не имелось. Световой оповещатель "Выход" отсутствовал. Плана-схемы о близлежащих водных источников не имелось. Система АСП находилась в неисправленном состоянии. Система АПС не обслуживалась. Стены торгового зала отделаны горючим материалом (пластик). Двери в электрощитовой, кладовой не соответствуют требованиям противопожарной безопасности. Согласно акту указанные обстоятельства являются нарушением требований, предусмотренных
п. п. 3,
16,
53,
96,
98,
698,
753,
755,
759,
760 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03),
п. п. 35 и
96 Норм пожарной безопасности (НПБ 111-98),
НПБ 104-03, СНиП 2.08-02-89*.
24.03.2009 административным органом, при участии представителя Хотулева В.П., действующего по доверенности от 16.03.2009 N 10/09-юр, был составлен протокол об административном правонарушении N 115.
Представитель заявителя в судебном заседании подтвердил факт того, что дата, время и место составления протокола об административном правонарушении были согласованы с генеральным директором ООО "Комплекс-Ойл".
Факт надлежащего уведомления генерального директора Данилина М.А. о времени и месте составления протокола подтвержден представителем заявителя и материалами дела не опровергается
Генеральный директор Данилин М.А. против составления 24.03.2009 протокола, при участии уполномоченного представителя Хотулева В.П., возражений не имел (протокол судебного заседания от 24.08.2009).
Протоколом установлено, что Обществом были нарушены требования норм и правил пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Представитель Хотулев В.П. в объяснениях к протоколу сообщил, что выявленные недостатки возникли в результате сезонной эксплуатации АЗС. Недостатки будут устранены в установленные сроки.
Согласно протоколу и пояснениям заинтересованного лица, Хотулев В.П. ходатайствовал о незамедлительном рассмотрении дела об административном правонарушении.
Возможность рассмотрения 24 марта 2009 г. дела об административном правонарушении была согласована с генеральным директором ООО "Комплекс-Ойл", о чем он бы надлежащим образом уведомлен.
Генеральный директор Данилин М.А. против рассмотрения дела 24.03.2009 с участием Хотулева В.П. не возражал.
Данное обстоятельство подтверждено представителем заявителя (протокол судебного заседания от 24.08.2009).
24.03.2009, при участии представителя Хотулева В.П., действующего по доверенности от 16.03.2009 N 10/09-юр, было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 115.
Постановлением Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В отношении ООО "Комплекс-Ойл" вынесено предписание об устранении нарушений пожарной безопасности N 99/1/1-14 в срок до 01.06.2009.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, установив обстоятельства спора в полном объеме, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с
ч. 6 и
ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со
статьей 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В
пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц
КоАП РФ формы вины (
ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях
особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Пунктами 16,
53,
96,
98,
698,
753,
755,
759,
760 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их; остеклять или закрывать жалюзи воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках; заменять армированное стекло обычным в остеклениях дверей и фрамуг.
Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее - ТО и ППР) автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору.
В период выполнения работ по ТО или ремонту, связанных с отключением установки (отдельных линий, извещателей), руководитель предприятия должен принять необходимые меры по защите от пожаров зданий, сооружений, помещений, технологического оборудования.
Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации.
Для осуществления контроля за выполнением требований пожарной безопасности, инспектирования АЗК (АЗС), оперативного получения необходимой для работы справочной и технической информации на АЗК (АЗС) должна находиться следующая документация: выкопировка из утвержденного в установленном порядке генерального плана АЗК (АЗС), содержащая схему размещения объектов на его территории с указанием расстояний между ними и до ближайших к АЗК (АЗС) объектов, а также схему движения транспортных средств по указанной территории; сертификаты на имеющееся оборудование; технико-эксплуатационная документация (далее - ТЭД) на технологические системы и оборудование АЗС, утвержденная и согласованная в установленном порядке; план локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров на АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; план-схема ближайших водоисточников с указанием расстояний до них и дебита водоисточников; план эвакуации людей и транспортных средств с территории АЗК (АЗС), согласованный с Государственной противопожарной службой; документы, определяющие ответственность за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации АЗК (АЗС); инструкции, определяющие требования по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации и техническом обслуживании АЗК (АЗС), разработанные на основе Руководства по эксплуатации технологических систем и оборудования АЗК (АЗС), входящего в состав ТЭД; должностная инструкция работника охраны АЗК (АЗС) (если охрана АЗК или АЗС предусматривается), разработанная с учетом требований пожарной безопасности, предъявляемым к АЗК (АЗС); график проведения регламентных работ; журнал учета проведения регламентных работ; журнал учета регламентных и ремонтных работ, проводимых на системах молниезащиты АЗК (АЗС); журнал учета нефтепродуктов; журнал учета ремонта оборудования; журнал регистрации первичного и повторного инструктажей на рабочем месте по безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности; дежурный или сменный (при организации посменной работы АЗК или АЗС) журнал; другие документы, которые, по мнению руководителя (владельца) АЗК (АЗС), необходимы для безопасной эксплуатации.
Во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях, а также у наружных сооружений, на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием: категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности; класса взрывоопасных или пожароопасных зон по ПУЭ; работника, ответственного за пожарную безопасность; инструкции о мерах пожарной безопасности; номеров телефонов вызова пожарной охраны и ответственных за руководство работами по локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций и пожаров со стороны эксплуатирующей организации.
В зданиях АЗК на видных местах должны быть вывешены схематические планы эвакуации с обозначением помещений, эвакуационных выходов и путей движения к ним, мест размещения средств пожаротушения и сигнализации. Эти планы должны иметь необходимые пояснительные тексты.
АЗК (АЗС) должны быть обеспечены: знаками пожарной безопасности; дорожными знаками "Ограничение максимальной скорости" для движения заправляемого транспорта по территории АЗК (АЗС) со скоростью не более 20 км/ч; табличками "Остановка мототранспорта за 15 м для предупреждения водителей мототранспорта о необходимости выключения двигателя на расстоянии не менее 15 м от ТРК; табличками "Обязательная высадка пассажиров" (на АЗК эти таблички устанавливается в зоне "общественного центра"); дорожными знаками "Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено".
При въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).
На АЗС следует предусматривать передвижные и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, необходимом для полного покрытия пеной возможных проливов бензина.
Согласно
п. п. 35* и
96* Норм пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденные Приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, площадка для АЦ с жидким моторным топливом должна быть оборудована: отбортовкой высотой не менее 150 мм; пандусами (пологими бортами площадки) для безопасного въезда и выезда автоцистерны; аварийным резервуаром (допускается использовать одностенные резервуары) и сливным трубопроводом, обеспечивающими слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию АЗС при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ.
При этом аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт. Вместимость этого резервуара должна превышать не менее чем на 10% вместимость используемых на АЗС автоцистерн. Сливной трубопровод должен оканчиваться на расстоянии не более 0,1 м от дна указанного резервуара. Аварийный резервуар перед началом эксплуатации АЗС должен быть заполнен водой в количестве, обеспечивающем ее уровень в этом резервуаре не менее 0,3 м. Аварийный резервуар должен быть оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым настоящими нормами к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для его опорожнения закрытым способом и замера уровня воды. Указанные патрубки должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками.
Глубина заложения аварийного резервуара и прокладка сливного трубопровода должны обеспечивать предотвращение замерзания в них воды в холодный период года.
Сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснащать запорной арматурой (заглушками, задвижками и т.п.).
Все помещения АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.
Помещения категорий В1 и В2 по пожарной опасности площадью более 20 кв. м (помещения постов технического обслуживания и складские помещения при наличии ЛВЖ и ГЖ - независимо от площади), а также помещения многотопливных АЗС, АГЗС или АГНКС, в которых размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, которое относится к технологической системе АЗС, должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения. При определении необходимости оснащения автоматическими установками пожаротушения торгового зала магазина по продаже ЛВЖ и ГЖ его следует приравнивать к складским помещениям.
В качестве автоматических установок пожаротушения допускается применять модули пожаротушения в режиме самосрабатывания.
Согласно
п. 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Из материалов дела следует, что проведенной административным органом проверкой были выявлены нарушения требований норм и правил пожарной безопасности.
Согласно
п. 2 ППБ 01-03 организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно
ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными
КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт нарушения норм и правил пожарной безопасности, подтверждается материалами дела и доказательств обратного не имеется.
Событие правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, также не оспаривалось заявителем.
Заявитель, ссылаясь на договор аренды спорного объекта (АЗС), полагая, что не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку обязанность соблюдать нормы и правила пожарной безопасности возложена на арендодателя.
В силу
ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Пунктом 1 ППБ 01-03 установлено, что настоящие
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что спорный объект эксплуатируется ООО "Комплекс-Ойл".
Характер деятельности автозаправочной станции и специфика эксплуатации спорного объекта предполагают повышенную степень осмотрительности и внимательности со стороны ответственных лиц.
Общественная опасность, угроза жизни и здоровью людей и вероятность причинения ущерба имуществу объясняет повышенную степень ответственности за несоблюдение противопожарных норм и правил.
В обоснование своих доводов заявитель ссылался на то, что Обществом принимались меры для организации и поддержания пожарной безопасности (велись переговоры по вопросу пожарной безопасности с арендодателем и др.).
Между тем
ч. 1 ст. 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суду, при рассмотрении дела, в порядке
ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не представлено доказательств того, что Обществом принимались меры по соблюдению норм пожарной безопасности до проведения административным органом проверки.
При этом довод заявителя на отсутствие финансирования по договору, в части приведения спорного объекта в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, судом отклонен.
Статьей 2 Гражданского кодекса РФ установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Ссылка заявителя на договор аренды от 01.01.2009 N 7, в части отсутствия обязанности по организации противопожарной безопасности, судом отклонена.
Пунктом 2.2.11 договора предусмотрена для арендатора обязанность, самостоятельно осуществлять производственный контроль в области пожарной безопасности.
ООО "Комплекс-Ойл" является лицом, эксплуатирующим автозаправочную станцию.
Пунктом 10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:
обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;
создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Таким образом, обязанность по поддержанию пожарной безопасности возложена на Общество (арендатора).
При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий, что закреплено
пунктом 38 ППБ 01-03.
Заявитель обязан соблюдать и выполнять требования ППБ, поскольку является организацией непосредственно эксплуатирующей и использующей пожароопасный объект (АЗС).
Надлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в данном случае соблюдение норм и правил пожарной безопасности, не может ставиться в зависимость от содержания уставной деятельности Общества и отношений частноправового характера, в том числе арендных отношений.
Закон устанавливает, что привлечение к административной ответственности в силу
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ возможно, если лицо не предприняло всех мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют и суду не представлено доказательств того, что заявителем принимались все зависящие от него меры по соблюдению противопожарной безопасности с момента получения автозаправочной станции в аренду (01.01.2009) до проведения административным органом проверки (23.03.2009).
Оценив, в соответствии со
ст. 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения Обществом норм и правил пожарной безопасности.
Заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства о пожарной безопасности.
При вышеизложенном, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Проверяя обстоятельства вынесения оспариваемого постановления, в части соблюдения заинтересованным лицом процедуры привлечения к ответственности, судом нарушений не установлено.
Протокол составлен, и дело об административном правонарушении было рассмотрено при участии уполномоченного представителя и надлежащем извещении законного представителя (генерального директора Данилина М.А.) Общества о совершении указанных процессуальных действий, что также подтверждено заявителем (протокол судебного заседания от 24.08.2009).
Руководитель Общества был поставлен в известность (извещен) о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Представитель Хотулев В.П. ходатайствовал о незамедлительном рассмотрении административного дела.
После согласования с генеральным директором Общества вопроса по ходатайству и при отсутствии возражений со стороны Данилина М.А. (директора) ходатайство административным органом было удовлетворено.
Наказание назначено в пределах санкции
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с соблюдением сроков привлечения к ответственности, установленных
ст. 4.5 Кодекса.
Производство по делу об административном правонарушении проведено уполномоченным органом.
Суд, учитывая указанные выше обстоятельства, пришел к выводу, что оспариваемое постановление обоснованно и законно, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с
ч. 3 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
решил:
в удовлетворении требований, заявленных Обществом с ограниченной ответственности "Комплекс-Ойл", отказать.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
Судья
А.А.БОБРИНЕВ