Главная // Пожарная безопасность // Решение
СПРАВКА
Примечание к документу
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://zakupki.gov.ru по состоянию на 19.04.2022.
Название документа
Решение Пермского УФАС России от 13.04.2022
Обстоятельства: По мнению Заявителя, нормы Закона о контрактной системе нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно Заказчик неправомерно не установил в извещении и приложении к нему к участнику закупки требования о лицензировании деятельности по монтажу радиоретрансляционного оборудования на основании п. 15 ч. 1 ст. 15 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, радиоретрансляционное оборудование должно иметь присвоенную Министерством обороны частоту, а также такое оборудование должно быть зарегистрировано в ФСБ.
Решение: Признать жалобу необоснованной.


Решение Пермского УФАС России от 13.04.2022
Обстоятельства: По мнению Заявителя, нормы Закона о контрактной системе нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно Заказчик неправомерно не установил в извещении и приложении к нему к участнику закупки требования о лицензировании деятельности по монтажу радиоретрансляционного оборудования на основании п. 15 ч. 1 ст. 15 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Кроме того, радиоретрансляционное оборудование должно иметь присвоенную Министерством обороны частоту, а также такое оборудование должно быть зарегистрировано в ФСБ.
Решение: Признать жалобу необоснованной.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ
РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2022 года
ПО ЖАЛОБЕ ООО СК "П"
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО СК "П" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "УА" (далее - Заказчик), Министерства закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг" (изв.N 0156200009922000198),
установила:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000198 Министерство закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на поставку и монтаж радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.03.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 13 491 985,81 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.04.2022 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно не установил в извещении и приложении к нему к участнику закупки требования о лицензировании деятельности по монтажу радиоретрансляционного оборудования на основании п. 15 ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 04.04.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Заказчик, Уполномоченный орган с данным доводом жалобы не согласны. В письменных пояснениях указали, что основная цель закупки - это поставка радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг", а работы по монтажу составляют менее 50% от общего объема работ, соответственно, требование о наличии лицензии привело бы к ограничению участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пп. "д" п. 4 Положения N 1128 лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности является: выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения
Согласно п. 3 Технического задания необходимо выполнить следующие работы:
- Определение места установки РТР ПАК "Стрелец-Мониторинг".
- Поставку РТР
- Монтаж и наладка РТР.
- Заполнение сведений об РТР в базу ПАК "Стрелец-Мониторинг"
- Оказание помощи Заказчику в вопросах правильной эксплуатации РТР.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156200009922000198 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле. Так, согласно п. 1.11 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке": заявка должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о закупках.
Таким образом, в извещении и приложениях к нему не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Комиссия отмечает, что объект закупки включает в себя нелицензируемый вид деятельности (поставка радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг") и лицензируемый вид деятельности (монтаж и наладка радиоретрансляционного оборудования).
Кроме того, Комиссия отмечает, что поставка радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг" и монтаж, наладка такого оборудования являются технологически и функционально связанными товарами, работами (услугами).
Требование о наличии лицензии непосредственно у участники закупки в отношении предмета закупки, состоящего из нелицензируемого и лицензируемого вида деятельности, является избыточным обременением участников закупки, которое может приводить к сокращению количества участников закупки и ограничению конкуренции, в связи с тем, что хозяйствующие субъекты без лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию РТР не смогут участвовать в закупках при объективной возможности поставить РТР и привлечь обладающего соответствующей лицензией соисполнителя для выполнения работы (услуги) по монтажу и наладке медицинского оборудования.
Таким образом, в случае объединения в один предмет закупки поставки РТР с выполнением сопутствующих работ (услуг), подлежащих лицензированию в соответствии с Законом о лицензировании, таких как монтаж и наладка РТР, установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по выполнению (оказанию) работ (услуг), подлежащих лицензированию, в составе заявки на участие в закупке было бы неправомерно.
Указанный вывод также подтверждается Обзором разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (апрель 2021 года), утвержденным Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России.
Согласно положениям проекта контракта (п. 3.1.5) поставщик вправе 3.1.5. привлекать к выполнению Контракта соисполнителей/субподрядчиков, обладающих всеми разрешительными документами, специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п. Поставщик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителями в рамках поставки товара в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Невыполнение соисполнителем обязательств перед Поставщиком не освобождает Поставщика от выполнения условий настоящего Контракта.
Таким образом, условиями контракт не запрещено привлечение иных лиц (соисполнителей) к оказанию услуг по монтажу радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг", обладающих необходимой лицензией.
Исходя из анализа представленных коммерческих предложений по данной закупке, Комиссией установлено, что нелицензируемый вид деятельности по поставке оборудования составляет более 50% по отношению к монтажу оборудования.
Таким образом, Заказчиком правомерно не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Следовательно, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Заявитель полагает, что предполагаемое к поставке оборудование должно соответствовать требованиям, установленным Приказом МЧС N 743 от 28 декабря 2009 г., вместе с тем, Заказчик не установил данного требования.
Комиссия отмечает, что Приказ МЧС России от 28.12.2009 N 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях", на который ссылается Заявитель утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 29.01.2016 N 35, в свою очередь данный Приказ также утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 05.09.2018 N 374 "О признании утратившими силу некоторых приказов МЧС России".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 31.03.2022 г., следовательно, на момент размещения извещения данные Приказы утратили силу и руководствоваться ими Заказчик не имел права.
Таким образом, данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заявитель жалобы считает, что предполагаемое к поставке оборудование должно быть на снабжении и во владении подразделений МЧС, а также полагает, что ГКУ "УА" не имеет полномочий обеспечивать систему пожарного мониторинга в Пермском крае.
Исходя из анализа статей 4, 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", следует, что ГКУ ПК "УБ" является подразделением государственной противопожарной службы и наравне с подразделениями федеральной противопожарной службы организует и осуществляет тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относятся, в том числе: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; организация тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы.
Исходя из положений Закона Пермского края от 24.11.2006 N 31-КЗ "Об обеспечении пожарной безопасности в Пермском крае" (ст. 4, 5, 15), противопожарная служба Пермского края является составной частью государственной противопожарной службы. Полномочия и функции подразделений противопожарной службы Пермского края определены в уставах государственных краевых учреждений. Материально-техническое обеспечение деятельности подразделений противопожарной службы Пермского края осуществляется в порядке и по нормам, установленным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края (Министерством территориальной безопасности Пермского края).
В соответствии с уставом ГКУ ПК "УА", ГКУ ПК "УБ": осуществляет оперативно-технические и инженерно-технические мероприятия, направленные на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, организует и осуществляет тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ, обеспечивает работоспособность автоматизированных систем приема и регистрации сигналов о пожаре от 12 систем автоматической пожарной сигнализации объектов защиты, в том числе пожарного мониторинга, включая обработку сигналов и их диспетчеризацию.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ГКУ ПК "УА" также как и федеральная противопожарная служба, которая относится к ведению МЧС, выполняет функции пожарной охраны, принимает сообщения о пожаре, может использовать оборудование пожарного мониторинга для автоматизации передачи и получения сообщения о пожаре. Пультовое оборудование пожарного мониторинга может быть в собственности Пермского края, а финансирование закупки может осуществляться из бюджета Пермского края для нужд противопожарной службы.
Данный вывод также подтверждается решением Арбитражного суда Пермского края от 22.07.2020 по делу N А50-37242/2019.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в данном конкретном случае в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требований Закона о закупках не имеется.
4. Заявитель полагает, что радиоретрансляционное оборудование должно иметь присвоенную Министерством обороны частоту, а также такое оборудование должно быть зарегистрировано в ФСБ.
Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 N 1800 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" устанавливает правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - Правила).
Согласно письму Министерства обороны РФ от 20.04.2021 года N 22/4/2523 (Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа), использование номинала частоты 469, 9 МГц для ПАК "Стрелец-Мониторинг" на территории Пермского края возражений не вызывает и согласовано.
Согласно п. 5 Правил настоящие Правила не распространяются на регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств государственных органов и организаций, используемых для нужд органов государственной власти, для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов которым осуществляют Министерство обороны Российской Федерации и Федеральная служба охраны Российской Федерации, а также на регистрацию судовых радиостанций, используемых на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река - море) плавания, и бортовых радиостанций, используемых на воздушных судах.
Согласно п. 37 Приложения к перечню радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации изъятию из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, подлежат, в том числе, радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства государственных органов и организаций, используемые для нужд органов государственной власти, для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Следовательно, Постановление Правительства РФ от 20.10.2021 N 1800 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" не предусматривает регистрацию высокочастотного радиооборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, требование о предоставлении документов, подтверждающих прохождение обучения по программе завода-изготовителя оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" является необоснованным.
Требование для исполнителя при осуществлении монтажа предоставить документ, подтверждающий, что специалисты исполнителя имеют необходимые знания, квалификацию и изучили руководство по эксплуатации объектовой станции, вызвано потребностью заказчика получить услугу соответствующего качества.
Данный вывод также подтверждается судебной практикой. Так, в рамках решения Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-9238/2021 г. завод-изготовитель ООО "А" в отзыве от 30 сентября 2021 г. подтвердил предоставляемую им возможность обучения по программам ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, в письменной позиции Заказчик указал, что заводом - изготовителем производится дистанционное бесплатное обучение по программе "ПАК "Стрелец-Мониторинг". Комплекс оповещения населения о ЧС "Р". Обучение работе с пультовым и объектовым оборудованием" Информация о порядке обучения размещена в открытом доступе на https://monitoring.streletz.ru.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требования Закона о закупках не выявлено.
6. В отношении довода Заявителя о нарушении Заказчиком, Уполномоченным органом требований бюджетного законодательства, Комиссия поясняет следующее.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, Пермское УФАС России не осуществляет контроль за соблюдением Заказчиками, Уполномоченными органами бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
решила:
Признать жалобу ООО СК "П" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж радиоретрансляционного оборудования системы пожарного мониторинга Пермского края на базе ПАК "Стрелец-Мониторинг" (изв.N 0156200009922000198) необоснованной.