Главная // Пожарная безопасность // РешениеСПРАВКА
Примечание к документу
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://br.fas.gov.ru по состоянию на 10.12.2016.
Название документа
Решение Новосибирского УФАС России от 05.12.2016
Обстоятельства: По мнению заявителя, документация открытого редукциона в электронной форме утверждена заказчиком с нарушениями действующего законодательства.
Решение: Признать жалобу необоснованной.
Решение Новосибирского УФАС России от 05.12.2016
Обстоятельства: По мнению заявителя, документация открытого редукциона в электронной форме утверждена заказчиком с нарушениями действующего законодательства.
Решение: Признать жалобу необоснованной.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:
К. - заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;
Д. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии;
Т. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;
рассмотрев жалобу <...> на действия заказчика УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" по проведению редукциона на оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П", в присутствии представителя УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" - <...> (доверенность N 112-16 от 29.08.2016 г.), в отсутствие <...> (представителя <...>), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы по существу,
установила:
В Новосибирское УФАС России поступила жалоба <...>. (вх. N 5402э от 24.11.2016 г.) на действия заказчика УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" по проведению редукциона на оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П".
Заявитель сообщает следующее.
На электронной площадке utp.sberbank-ast.ru проводится закупка SBR035-1611170005 (извещение 31604338864) по определению подрядчика на выполнение работ по поставке и монтажу систем охраны (охранно-пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, охранного телевидения) на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П".
Как следует из документации закупки в электронной форме (далее - Документация), при их проведении, по мнению заявителя, допущены следующие нарушения:
1.В нарушение норм
п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ,
п. 3 ч. 9,
п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в Документации проектно-сметная документация не представлена.
Вместе с тем работы по закупке должны быть обоснованы сметой согласно разъяснению Минстроя России от 18.03.2016 N 9736-ОГ/08.
2.При этом заявитель считает, что обжалуемую закупку следует рассматривать как строительный подряд, подпадающий под действие норм
п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ с размещением в Документации проекта и сметы согласно норм 4.1)
ст. 1 и
4.14.2) ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 215-ФЗ (далее - ГРК РФ):
Согласно норм
ч. 1 ст. 1 ГРК РФ к градостроительной деятельности относятся капитальный ремонт, реконструкция, эксплуатация зданий, сооружений;
1. градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
Также работы по закупке относятся к капитальному ремонту согласно норм
ч. 14.2) ст. 1 ГРК РФ, так как:
2) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением, линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
3. То, что работы по закупке относятся к строительному подряду, по мнению заявителя, подтверждается и нормами
ч. 1 и
2 ст. 54 ГК РФ и п. п. 2 и 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ (утв. пост. Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54):
3.1. Предметом государственного строительного надзора является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
3.2. В данном случае Федеральный
закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает:
1. Объектом технического регулирования в настоящем Федеральном
законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации.
6. Настоящий Федеральный
закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:
2) пожарной безопасности;
4. Заявитель считает, что при проведении обжалуемой закупке имеются признаки состава административного правонарушения согласно
ч. 4.2 ст. 7.30 и
ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, согласно Документации, работы необходимо выполнить по нормам Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - ФЗ-123).
В соответствии с ч. 1 ст. 83 ФЗ-123 автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях, сооружениях и строениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
При этом, ФЗ-123 не разграничивает эти работы на строительные или иные.
Кроме того, согласно Документации, работы также необходимо выполнить с учетом положений Стандарта, утвержденного приказом Предприятия от 13.10.2014 N 352-п "Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Системы охранно-пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, системы контроля и управления доступом, системы охранные телевизионные. Монтажные, пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию" (далее - Стандарт).
В соответствии с пунктами 3.1.2., 3.1.2 Стандарта работы по устройству систем выполняются в соответствии с согласованной с заказчиком рабочей документацией на выполнение работ.
Жалоба подана в соответствии с требованиями
ч.ч. 6 -
8 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению.
УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП "П" представило следующее возражение на жалобу (вх. N 10690 от 02.12.2016 г.).
1.В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение УФПС Новосибирской области-филиала "П"
п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса РФ,
п. 3 ч. 9,
п. 1 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", выразившееся в не предоставлении проектно-сметной документации при проведении редукциона по определению подрядчика на право заключения договора на оказание услуг по монтажу технических средств охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П". Однако в соответствии с требованиями
п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ. Согласно
п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы потребностям заказчика.
Заказчиком во исполнение указанных требований в извещении о закупке и в п. 2 информационной карты установлено, что предметом договора является оказание услуг по монтажу технических средств охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П". В п. 2 информационной карты указано, что объем выполняемых работ определен в соответствии с частями III-IV документации. В приложениях к проекту договора (часть V документации) заказчиком указана спецификация оборудования, с определением количества поставляемого оборудования и адресов. Как в самом договоре (часть V документации, так и в техническом задании (части III-IV документации) установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы. Помимо этого, п. 7.2. технического задания установлено, что в рамках подлежащего заключению договора на исполнителя (подрядчика) возлагается обязанность по подготовке проектной и (или) рабочей документации на системы противопожарной защиты, а также определены требования к проектной документации. При этом, в п. 1 и п. 4 технического задания отражено, что выполняемые работы должны соответствовать положениям, предусмотренным Федеральным
законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и
РД 78.145-93 "Системы и комплексы охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Правила производства и приемки работ".
Законодательство не устанавливает требований о подготовке проектной документации именно заказчиком, соответственно допускается включение условий о подготовке проектной документации непосредственным исполнителем в рамках заключаемого договора и согласование ее в установленном порядке.
Извещение о проведении закупки, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, размещены заказчиком в Единой информационной системе.
Таким образом, заказчиком при формировании закупочной документации соблюдены требования
п. 3 ч. 9 и
п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а в действиях заказчика отсутствуют признаки правонарушения, предусмотренного
ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
2. Заявитель, в качестве обоснования своих доводов о нарушении заказчиком требований
п. 1 ст. 743 ГК РФ и
ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) в части разработки проектной документации, ссылается на
письмо ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16, в котором антимонопольный орган дает разъяснения в отношении размещения при проведении закупок строительных работ проектно-сметной документации, определенной
ст. ст. 48,
52 ГРК РФ.
При этом заявитель не учитывает, что согласно
ч. 6 ст. 52 ГРК РФ и разъяснениям ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 на основании проектной документации осуществляется строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства.
В
ст. 1 ГРК РФ установлено, что строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)
(п. 13); реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов
(п. 14); капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов
(п. 14.2).
Оказание услуг по монтажу и наладке системы автоматической пожарной сигнализации объектов почтовой связи не являются работами по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 4 Технического регламента определено, что в случае, если положениями указанного Технического регламента (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, части 12 ст. 84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Технического регламента, применяются ранее действовавшие требования.
Объекты почтовой связи, указанные в документации о закупке, введены в эксплуатацию до вступления в силу Технического регламента (до 22.07.2008), соответственно требования 4.1 ст. 83 Технического регламента не распространяются на указанные в документации объекты.
3. Довод о наличии в действиях заказчика признаков правонарушения, предусмотренного
ст. 7.30 КоАП РФ, необоснован в связи с тем, что указанная норма определяет ответственность за нарушение порядка при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом ФГУП "П" осуществляет закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального
закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4. Согласно
части 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно доводам заявителя, нарушение со стороны заказчика выразилось в утверждении документации открытого редукциона в электронной форме с нарушениями действующего законодательства.
В соответствии с п. 1.6. Информационной карты участниками закупки являются только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Исходя из вышеизложенного, у, по мнению заказчика, отсутствует право на обращение с жалобой подобного вида в антимонопольный орган, так как заявитель не подавал заявку на участие в открытом редукционе и не является его участником.
Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы лиц, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.
Жалоба принята Новосибирским УФАС России к рассмотрению в рамках
ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая определяет порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
В соответствии с
ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом,
ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен круг лиц, которые имеют право на обжалование действий в антимонопольный орган в порядке данной
статьи, в том числе к таковым отнесены лица (заявители), права или законные интересы которых могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, то есть потенциальные участники процедур.
Следовательно, Новосибирское УФАС России обоснованно приняло жалобу на действия заказчика УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" по проведению редукциона на оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" к рассмотрению в порядке, предусмотренном
ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП "П" проводит закупку в форме открытого редукциона на оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П". Номер извещения, опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, N 31604338864.
Пп. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предусматривает, что в извещении о закупке должны быть указаны сведения о предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В свою очередь, документация о закупке должна содержать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно Информационной карте Документации открытого редукциона на оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" (далее - Документация) предметом договора является оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиал ФГУП "П".
Количество поставляемого товара (объем выполняемых работ, оказываемых услуг) определен в соответствии с частями III - IV Документации. Часть III Документации - Техническое задание включает в себя сведения о функциональном назначении, наименовании объекта, адресах, описании (этажности, количестве помещений, общей площади), а также наименования помещений, подлежащих защите, их площадь, высоту, наличие запотолочного пространства, отсеков на потолке шириной более 0,75 м высотой более 0,40 м и прочее.
Сделать вывод о том, что оказание услуг по монтажу технических систем охраны однозначно относится к работам по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, исходя из представленных доводов и сведений, не представляется возможным. В связи с чем, сведения об объеме закупаемых услуг (предмете) нельзя признать несоответствующими
ч. 9,
10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Таким образом, сведения об объеме услуг, содержащиеся в Документации, достаточные.
Позиция Новосибирского УФАС России по данному вопросу также отражена в Решении Новосибирского УФАС России от 13.07.2016 г. по жалобе (вх. N 3035э от 04.07.2016 г.).
Наличие составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 7.30, 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, не установлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь
ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России
решила:
Признать жалобу <...> на действия заказчика УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" по проведению редукциона на оказание услуг по монтажу технических систем охраны на объектах УФПС Новосибирской области - филиала ФГУП "П" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.