Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2005 N А57-660АД/04-33
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности пожароопасного производственного объекта без лицензии, поскольку деятельность по эксплуатации АЗС была исключена из числа лицензируемых.


Постановление ФАС Поволжского округа от 02.03.2005 N А57-660АД/04-33
Арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности пожароопасного производственного объекта без лицензии, поскольку деятельность по эксплуатации АЗС была исключена из числа лицензируемых.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 2 марта 2005 года
Дело N А57-660АД/04-33
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Крючкова Вячеслава Михайловича, г. Саратов,
на решение от 15.11.2004 по делу N А57-660АД/04-33 Арбитражного суда Саратовской области
по заявлению Прокурора г. Саратова о привлечении Индивидуального предпринимателя Крючкова Вячеслава Михайловича, г. Саратов, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 15.11.2004 Арбитражный суд Саратовской области заявление Прокурора удовлетворил, Предприниматель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 4000 руб.
В апелляционном порядке данный судебный акт не пересматривался.
В кассационной жалобе ответчик с принятым по делу судебным актом не согласился, указывая на нарушение судом норм материального права.
В возражении на кассационную жалобу заместитель Прокурора г. Саратова с доводами, изложенными в последней, не согласился и просил оставить решение суда в силе.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель предпринимателя поддержала позицию своего доверителя, обозначенную в кассационной жалобе.
Прокурор г. Саратова, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя не обеспечил.
Правильность применения Арбитражным судом Саратовской области при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном ст. ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод о наличии оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Прокуратурой города Саратова проверки в соответствии со ст. ст. 6, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" было установлено, что на принадлежащей ПБОЮЛ Крючкову В.М. автозаправочной станции (АЗС), расположенной по адресу: г. Саратов, ул. Техническая, угол ул. Танкистов осуществляется хранение в целях реализации легковоспламеняющейся жидкости - автомобильного бензина различных марок, при этом отсутствует лицензия на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
Указанными действиями, по мнению Прокуратуры, предприниматель допустил нарушение ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 1 Положения "О лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 595 от 14.09.2002.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Вероятно, имеется в виду Постановление Правительства РФ N 595 от 14.08.2002.
14 сентября 2004 г. заместителем Прокурора г. Саратова возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ПБОЮЛ Крючкова В.М. по факту правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, - осуществление предпринимательской деятельности по эксплуатации пожароопасного производственного объекта без специального разрешения (лицензии).
В порядке ст. ст. 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Прокурор города Саратова обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПБОЮЛ Крючкова В.М. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции ошибочно отнес АЗС к категории пожароопасных производственных объектов.
Критерии отнесения объектов к категории пожароопасных производственных объектов установлены Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 595, согласно которому под пожароопасными производственными объектами понимаются производственные объекты, на которых используются, то есть производятся, хранятся и перерабатываются легковоспламеняющиеся и горючие вещества.
АЗС не осуществляет ни производство, ни переработку легковоспламеняющихся веществ, на хранение легковоспламеняющихся веществ лицензия у Предпринимателя имеется.
В соответствии с письмом Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России от 17.05.2004 N 18/12/1266 "О лицензировании" отнесение АЗС к пожароопасным производственным объектам считается нецелесообразным в связи с имеющимися разночтениями в нормативных правовых документах.
Пунктом 4 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации установлено, что все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно письму Госгортехнадзора Российской Федерации от 19.03.2003 N АС-04-35/189 "Об отнесении АЗС и ПЗС к категории опасных производственных объектов" автомобильные заправочные станции, осуществляющие деятельность по реализации продуктов переработки нефти, не относятся к опасным производственным объектам в соответствии с "Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре", разработанным Госгортехнадзором Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (управление по надзору за общепромышленными опасными объектами) в письме от 19.01.2005 N 11-10/70 сообщила, что действие Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" не распространяется на отдельно стоящие автозаправочные станции; целью деятельности АЗС является не получение и хранение горючих жидкостей, а реализация нефтепродуктов в розничной торговле, что также не относится к условиям идентификации этих объектов как производственных; в конкретных случаях спорные вопросы по отнесению объекта к категории опасного решаются органами Ростехнадзора в процессе идентификации и регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование является исключительной мерой государственного регулирования и используется только в тех случаях, когда такое регулирование не может осуществляться иными методами.
Федеральным законом от 09.12.2002 N 164-ФЗ из перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, исключен вид деятельности "реализация нефти, газа и продуктов их переработки".
Следует отметить, что АЗС как объект торговли предназначена для продажи горюче-смазочных материалов (а именно: бензина, дизтоплива, смазочного масла, эксплуатационных жидкостей), которые действительно являются легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. Отнесение АЗС на этом основании к пожароопасным объектам не подвергается сомнению и поэтому контроль за выполнением нормативных требований безопасности, начиная с выбора места строительства и заканчивая приемом в эксплуатацию, обеспечивается органами МЧС РФ в порядке надзора в соответствии с Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "С пожарной безопасности". На этих этапах обеспечивается реализация основных мероприятий по обеспечению безопасности АЗС. Введение системы лицензирования является фактическим дублированием этих функций, вводимых только на этапе их эксплуатации. Суд кассационной инстанции соглашается с точкой зрения Предпринимателя о том, что 09.12.2002 Федеральным законом деятельность по эксплуатации АЗС была исключена из числа лицензируемых именно потому, что данный вид деятельности может регулироваться государством иными методами.
При таких обстоятельствах в действиях Предпринимателя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 287 (п/п. 2 п. 1), 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-660АД/04-33 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявленных Прокурором г. Саратова требований о привлечении Индивидуального предпринимателя Крючкова Вячеслава Михайловича, г. Саратов, к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации отказать.
Производство по делу об административном правонарушении от 14.09.2004 в отношении Индивидуального предпринимателя Крючкова Вячеслава Михайловича, г. Саратов, прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.