Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2023 N Ф07-11804/2023 по делу N А56-78626/2022
Требование: О признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи; об обязании комитета принять решение о заключении с обществом без проведения аукциона договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи.
Обстоятельства: Общество ссылается на отсутствие оснований для заключения договора.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку комитет не доказал, что размещение сооружения на участке будет не соответствовать требованиям действующего законодательства, техническим регламентам.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2023 N Ф07-11804/2023 по делу N А56-78626/2022
Требование: О признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга об отказе в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи; об обязании комитета принять решение о заключении с обществом без проведения аукциона договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи.
Обстоятельства: Общество ссылается на отсутствие оснований для заключения договора.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку комитет не доказал, что размещение сооружения на участке будет не соответствовать требованиям действующего законодательства, техническим регламентам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2023 г. по делу N А56-78626/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Мазаева К.Г. (доверенность от 03.03.2022), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Иневаткиной К.Д. (доверенность от 03.05.2023), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А56-78626/2022,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), с заявлением о признании незаконным решения Комитета от 28.06.2022 N 05-26-22938/22-0-0 об отказе в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи; обязании Комитета в течение 10 дней с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о заключении с Обществом без проведения аукциона договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи, являющегося объектом движимого имущества, согласно приложенной Обществом к заявлению от 19.05.2022 N ЛД-341 схеме расположения земельного участка.
Решением от 13.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 названное решение отменено; заявленные требования удовлетворены.
Комитет в кассационной жалобе просит отменить постановление от 25.04.2023, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие выводов этого суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, и оставить в силе решение от 13.12.2022. По мнению подателя жалобы, Комитет правомерно отказал Обществу в заключении договора на размещение антенно-мачтового сооружения связи, поскольку размещение сооружения высотой 30 м на испрашиваемом земельном участке противоречит требованиям Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), не соответствует градостроительным регламентам Санкт-Петербурга для соответствующей территориальной зоны, которые вопреки утверждению апелляционного суда распространяются на все сооружения, находящиеся на участке, в части максимальной высоты сооружений в 5 м, а также законодательству Санкт-Петербурга о зеленых насаждениях; площадь испрашиваемого участка превышает площадь, достаточную и необходимую для размещения заявленного сооружения.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, считая выводы апелляционного суда правильными.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет с заявлением от 19.05.2022 N ЛД-341 о заключении договора на размещение на земельном участке площадью 25 кв. м, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пос. Комарово, 1-я Дачная ул., восточнее дома 55а, лит. АЩ, антенно-мачтового сооружения связи высотой 30 м согласно приложенной к заявлению схеме границ земельного участка сроком на три года.
Решением от 28.06.2022 N 05-26-22938/22-0-0 Комитет отказал Обществу в заключении договора на размещение объекта на основании подпункта 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 521-118) со ссылкой на заключение Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 27.05.2022 и нарушение в случае использования земельного участка в заявленных целях требований Закона N 123-ФЗ, Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 N 288 (далее - Свод правил 4.13130), в части соблюдения нормативного расстояния от сооружения связи до границы городских лесов Курортного лесничества.
Общество, считая, что оснований для отказа в заключении договора на использование земельного участка не имелось, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях, перечисленных в пункте 1 данной статьи, в том числе для размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления и установления сервитутов могут размещаться сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11).
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, установлены Законом Санкт-Петербурга N 521-118.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 этого Закона сооружения связи размещаются на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из пункта 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 пункта 4 статьи 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно подпункту 9 пункта 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объектов на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в заключении договора Комитет в оспариваемом решении указал на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен на территории с высокоствольными деревьями ценных пород, в непосредственной близости к границам квартала N 25 Комаровского лесничества Курортного лесничества Санкт-Петербурга; использование земельного участка в заявленных целях повлечет нарушение нормативных требований в части соблюдения нормативного установленного противопожарного расстояния от объекта до границы городских лесов Курортного лесничества; согласно заключению Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга с учетом данных обстоятельств размещение объекта на испрашиваемой территории не представляется возможным. В ходе рассмотрения дела Комитет дополнительно сослался на то, что согласно заключению Комитета по градостроительству и архитектуре испрашиваемый участок расположен в границах территории с установленными высотными параметрами в 5 м, в границах зоны ограничения строительства по высоте от аэродрома Левашово.
Между тем Комитет вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил доказательства, с определенностью подтверждающие расположение испрашиваемого участка в границах территории, для которой высотными градостроительными регламентами установлена максимальная высота в 5 м в отношении объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также в зоне ограничения строительства по высоте аэродрома Левашово.
По смыслу статьи 2 Закона N 123-ФЗ объекты связи относятся к производственным объектам, при определении противопожарных расстояний от которых до лесных насаждений согласно пункту 4.14 Свода правил 4.13130 следует руководствоваться разделом 6 этих правил, устанавливающим противопожарные расстояния до лесных насаждений применительно к зданиям производственных объектов, но не сооружениям.
При разрешении вопроса о соразмерности площади испрашиваемого участка суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание представленную Обществом проектную документацию на размещение антенно-мачтового сооружения связи, согласно которой площадь фундамента сооружения составляет 25 кв. м.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно посчитал не доказанным Комитетом, что размещение заявленного сооружения на испрашиваемом участке будет не соответствовать требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, и удовлетворил заявленные требования Общества.
Выводы суда апелляционной инстанции по существу спора следует признать правильными.
Вместе с тем при разрешении вопроса о распределении судебных расходов апелляционный суд не учел, что исходя из подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, размер государственной пошлины по апелляционной жалобе по настоящему делу для Общества составлял 1500 руб., в связи с чем с Комитета в пользу Общества подлежит взысканию 4500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе, а 1500 руб. следует возвратить Обществу из федерального бюджета как излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 17.02.2023 N 470 (лист дела 48).
С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит изменению в части распределения судебных расходов.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2023 по ходатайству Комитета исполнение постановления от 25.04.2023 было приостановлено до окончания производства в арбитражном суде кассационной инстанции. В связи с завершением рассмотрения кассационной жалобы и оставлением обжалуемого судебного акта в силе приостановление исполнения следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 по делу N А56-78626/2022 изменить в части распределения судебных расходов.
Взыскать с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017, 4500 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 143409, Московская обл., г. Красногорск, Успенская ул., д. 3, пом. I, оф. 307, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по апелляционной жалобе.
В остальной части постановление от 25.04.2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления от 25.04.2023 по настоящему делу отменить.
Председательствующий
И.В.СЕРГЕЕВА
Судьи
М.В.ЗАХАРОВА
Т.И.САПОТКИНА