Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 15.04.2019 N 307-ЭС19-2882 отказано в передаче дела N А05-16948/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2018 N Ф07-13438/2018 по делу N А05-16948/2017
Требование: О признании недействительной сделки по согласованию размера арендной платы по договору аренды лесных участков и порядка ее внесения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на ничтожность сделки ввиду ее несоответствия положениям действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендные платежи, состоящие из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер, являются элементами платы, установленной по результатам торгов, оспариваемая сделка в части изменения арендной платы не соответствует закону.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2018 N Ф07-13438/2018 по делу N А05-16948/2017
Требование: О признании недействительной сделки по согласованию размера арендной платы по договору аренды лесных участков и порядка ее внесения.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на ничтожность сделки ввиду ее несоответствия положениям действующего законодательства.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку арендные платежи, состоящие из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер, являются элементами платы, установленной по результатам торгов, оспариваемая сделка в части изменения арендной платы не соответствует закону.


Содержание


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2018 г. по делу N А05-16948/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., при участии от Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Ерегина А.Н. (доверенность от 26.06.2018 б\н), от правительства Архангельской области Барановой Н.В. (доверенность 09.06.2018 N 02-02/38), от общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Титан" Воронова М.Б. (доверенность от 26.02.2018 б\н), от общества с ограниченной ответственностью "Шалакушалес" Селяниновой В.В. (доверенность от 09.01.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" Селяниновой В.В. (доверенность от 12.03.2018 N 61), от общества с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз" Селяниновой В.В. (доверенность от 12.03.2018 N 32), рассмотрев 05.12.2018 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, общества с ограниченной ответственностью "Шалакушалес" и правительства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2018 (судья Филипьева А.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 (судьи Романова А.В., Чередина Н.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-16948/2017,
установил:
заместитель прокурора Архангельской области, место нахождения: 163002, г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 15; ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689; (далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; (далее - Министерство), обществу с ограниченной ответственностью "Шалакушалес", место нахождения: 164210, Архангельская обл., Няндомский р-н, п. Шалакуша, ул. Октябрьская, д. 4; ОГРН 1122918000424, ИНН 2918010172; (далее - Общество) о признании недействительными:
- сделки по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, оформленную измененным протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 год, не имеющим номера и даты (приложение 4 к договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510);
- сделки по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2017 год, оформленную измененным протоколом согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2017 год, не имеющим номера и даты (приложение 4 к договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства, общество с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие "Титан" (далее - ООО "ПКП "Титан"), правительство Архангельской области (далее - Правительство), общество с ограниченной ответственностью "Дмитриевский леспромхоз" (далее - ООО "Дмитриевский леспромхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Усть-Покшеньгский леспромхоз", (далее - ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз"), общество с ограниченной ответственностью "Карпогорылес" (далее - ООО "Карпогорылес"), Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство просит решение от 16.05.2018 и постановление от 16.08.2018 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на нарушение судами норм материального права - статей 74 и 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс).
Общество в кассационной жалобе просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, у судов отсутствовали правовые основания для признания сделки недействительной в оспариваемой части ввиду того, что стороны при заключении сделки руководствуются гражданско-правовыми нормами о свободе договора. А также указывает на то, что поскольку оспариваемыми сделками не нарушаются публичные интересы, иск Прокуратуры подлежал оставлению без рассмотрения.
В кассационной жалобе правительство Архангельской области просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, судами дана неверная оценка установленным по делу обстоятельствам, выводы судов противоречат судебной практике. Также Правительство указывает на то, что заключение оспариваемых соглашений не причинило ущерб Архангельской области.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Общество и ООО "ПКП "Титан" в отзывах на кассационные жалобы просят отменить обжалуемые судебные акты и принять новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании 28.11.2018 рассмотрение кассационных жалоб отложено на 05.12.2018 на 13 часов 50 минут.
После отложение 05.12.2018 судебное заседание продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представители Министерства, Правительства, Общества доводы кассационных жалоб поддержали.
Представители ООО "ПКП "Титан", ООО "Усть-Покшеньгский леспромхоз", ООО "Карпогорылес" просили кассационные жалобы удовлетворить.
Представители Прокуратуры, Федерального агентства лесного хозяйства, ООО "Дмитриевский леспромхоз", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалобы рассмотрены в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, открытое акционерное общество "Шалакушалес", реорганизованное в 2012 году в Общество (арендатор) и Няндомский лесхоз (арендодатель) для заготовки древесины по главному пользованию заключили договор аренды участков лесного фонда от 23.01.2002 N 1 сроком на 25 лет (по 01.03.2027).
Согласно условиям указанного договора аренды участков лесного фонда является платной. В соответствии с пунктом 5.2 договора арендная плата состоит из двух частей:
- первая часть арендной платы устанавливается в размере действующих на момент внесения платежей минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;
- вторая часть арендной платы устанавливается органами государственной власти Архангельской области в размере превышения над минимальными ставками.
Размер каждой части арендной платы рассчитывается арендодателем ежегодно, оформляется протоколом и согласовывается с арендатором. В случае изменения минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, арендная плата перерасчитывается арендодателем с уведомлением об этом арендатора (пункт 5.3 договора).
Договор от 23.01.2002 N 1 заключен на торгах, извещение о проведении которого опубликовано в газете "Правда Севера" от 24.11.2001 (N 219 (23982). В извещении указаны конкурсные условия передачи участков лесного фонда в аренду, учитываемые при выборе претендентов.
Впоследствии названный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем заключения между Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства) и Обществом договора от 14.11.2008 N 510 аренды лесного участка сроком по 22.01.2027 (далее - договор N 510).
В договоре N 510 определен годовой размер арендной платы в сумме 21 774 285 руб., в том числе в части минимального размера арендной платы - 12 808 403 руб. и в части размера, превышающего минимальный размер, - 8 965 882 руб. (пункт 2.1).
Размер арендной платы, согласно пункту 2.4 договора, определяется исходя из установленного ежегодного объема отпуска древесины на лесном участке, переданном в аренду, и не зависит от фактического использования лесных ресурсов.
Годовая арендная плата на новый календарный год рассчитывается арендодателем до 31 декабря текущего года, в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации ставок платы, пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 договора аренды, и фиксируется в протоколе согласования размера арендной платы, подписываемом обеими сторонами (пункт 2.5 договора).
Арендная плата вносится в течение года частями в процентном отношении от годового размера. При изменении ставок платы за единицы объема древесины лесных насаждений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение календарного года, годовой размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений (пункт 2.6. договора).
В силу пункта 3.4.2 договора, арендатор обязан вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным сторонами протоколом согласования арендной платы.
Протоколами согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 и 2017 год к указанному договору определены размеры арендной платы в сумме 22 718 273 руб. на 2016 год (в том числе: в части минимального размера платы - 13 363 690 руб. и в части превышающей минимальный размер 9 354 583 руб.) и в сумме 23 989 320 руб. 50 коп. на 2017 год (в том числе: в части минимального размера платы - 14 111 365 руб. и в части превышающей минимальный размер - 9 877 955 руб. 50 коп.).
При этом годовой размер арендной платы определен на основании раздела 2 договора аренды N 510 исходя из средней стоимости 1 куб. м древесины на момент заключения договора по ставкам, рассчитанным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) с применением коэффициента индексации, установленного постановлением Правительства РФ от 14.12.2016 N 1350, и с применением коэффициента превышений по договоренности сторон 1,7.
Правительство Архангельской области и ООО "ПКП "Титан" заключили соглашение от 07.09.2016 N 02-21/121, зарегистрированное в реестре договоров и соглашений Архангельской области 15.09.2016. Его предметом является проведение лесоустроительных работ в Устьянском, Няндомском и Архангельском лесничествах Архангельской области, приобретение в государственную собственность Архангельской области автомобиля и парашюта, приобретение в собственность муниципального образования "Няндомский муниципальный район" деревянного моста (пункт 1.2).
Согласно пункту 3.1 соглашения Министерство осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные ООО "ПКП "Титан" по договорам аренды на 2016 и 2017 год, в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных Постановлением N 310.
Заключение указанного соглашения послужило основанием для подписания сторонами договора N 510 измененных протоколов согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 и 2017 год, из которых следует, что при расчете годового размера арендной платы на 2016 год коэффициент превышений по договоренности сторон на 2016 год применен в размере 1,07, на 2017 год - 1,0.
В результате подписания спорных протоколов размер арендной платы на 2016 год составил 14 299 148 руб. 30 коп. (в том числе: в части минимального размера платы - 13 363 690 руб. и в части превышающей минимальный размер 935 458 руб. 30 коп.); на 2017 год - 14 111 365 руб. в части минимального размера платы и в части превышающей минимальный размер - 0 рублей.
Прокуратура, ссылаясь на ничтожность сделок по согласованию размера арендной платы ввиду их несоответствия положениям статей 74, 74.1 ЛК РФ, обратилась в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, руководствуясь частью 2 статьи 3, частью 3 статьи 71, частью 1 статьи 73 Лесного кодекса, пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" пришли к выводу, что арендные платежи, состоящие из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер, в рассматриваемом случае являются элементами платы, установленной по результатам торгов, на основании чего оспариваемые сделки в части изменения арендной платы по договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510 (приложение N 4) не соответствуют пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Закона N 201-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 Лесного кодекса).
В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", согласно пункту 2 статьи 614 Гражданского кодекса размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды от 23.01.2002 N 1 действовал Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 (далее - Лесной кодекс 1997 года).
Согласно статье 34 Лесного кодекса 1997 года и пункту 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде) участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов. Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации (пункт 13 Положения об аренде).
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункт 14 Положения об аренде).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что согласно пункту 5.2 договора от 23.01.2002 N 1 арендная плата состоит из двух частей: первая часть устанавливается в размере действующих на момент внесения платежей минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и поступает в федеральный бюджет; вторая часть арендной платы устанавливается органами государственной власти Архангельской области в размере превышения над минимальными ставками и поступает в бюджет субъекта Российской Федерации.
Таким образом, указанным договором предусмотрено, что арендные платежи состоят из минимального размера арендной платы и платы за пользование лесом, превышающей минимальный размер.
ЛК РФ введен в действие с 01.01.2007 статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Как следует из пункта 10 Порядка, при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 Лесного кодекса, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением N 310 (пункт 11 Порядка).
По смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции на 13.05.2008) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Как следует из приведенных норм права, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам Лесного кодекса 1997 года, в соответствие с новым Лесным кодексом.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
В пункте 18 упомянутого постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
Следовательно, при переоформлении договора от 23.01.2002 N 1, в связи с вступлением в силу нового Лесного кодекса, для договора от 14.11.2008 N 510 сохранены условия о расчете арендной платы который существовал на период переоформления этого договора.
При этом судами установлено и не оспаривается Обществом, что при переоформлении договора размер арендной платы по договору от 14.11.2008 N 510 рассчитывался аналогично, как по договору от 23.01.2002 N 1, размер арендной платы не изменился.
Правомерность такого расчета арендных платежей подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.07.2010 по делу N А05-6702/2010.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что внесение изменений в договор осуществлено в отсутствие решения суда, следовательно, соглашения об изменении размера арендной платы заключены сторонами в нарушение положений части 3 статьи 74.1 ЛК РФ.
В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды двух инстанций обоснованно удовлетворили требования Прокуратуры, признав недействительными заключенные между Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и обществом с ограниченной ответственностью "Шалакушалес" сделки по согласованию размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 и 2017 годы в части превышающего размера арендной платы, подлежащей внесению в бюджет субъекта Российской Федерации, оформленные измененными протоколами согласования размера арендной платы и порядка ее внесения на 2016 и 2017 годы к договору аренды лесных участков от 14.11.2008 N 510.
Довод подателей жалоб о необходимости оставления иска без рассмотрения, так как оспариваемыми сделками не нарушаются публичные интересы, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных, в том числе, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено статьями 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и абзацем 3 части 1 статьи 52 АПК РФ.
В данном случае установлено, что в результате изменения условий рассматриваемого договора аренды вследствие подписания оспариваемых протоколов, в бюджет Архангельской области не поступила вторая часть арендной платы за 2016 год в сумме 8 419 124 руб. 70 коп., за 2017 год в сумме 9 877 955 руб. 50 коп. Таким образом, Прокуратура обратилась в суд с настоящим иском в рамках законодательно предоставленных ей полномочий, а суд, приняв указанный иск к рассмотрению, не нарушил норм процессуального законодательства.
Доводы жалоб не свидетельствуют о неправильном применении судами двух инстанций норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А05-16948/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, общества с ограниченной ответственностью "Шалакушалес" и правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
И.Г.САВИЦКАЯ