Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 01.02.2022 N 307-ЭС21-27440 отказано в передаче дела N А66-16317/2017 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2021 N Ф07-4310/2021 по делу N А66-16317/2017
Требование: О признании недействительным требования об устранении обществом нарушений законодательства.
Обстоятельства: Лесничеством обнаружено самовольное занятие лесного участка обществом в виде возведения забора, коттеджа, беседки; обществу предложено привести самовольно занятый участок в первоначальное состояние.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договор аренды в отношении спорных площадей с обществом не заключался, вывод о самовольном занятии лесного участка не опровергнут; кроме того, возведение забора нарушает права граждан на свободное пребывание в лесах.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.10.2021 N Ф07-4310/2021 по делу N А66-16317/2017
Требование: О признании недействительным требования об устранении обществом нарушений законодательства.
Обстоятельства: Лесничеством обнаружено самовольное занятие лесного участка обществом в виде возведения забора, коттеджа, беседки; обществу предложено привести самовольно занятый участок в первоначальное состояние.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договор аренды в отношении спорных площадей с обществом не заключался, вывод о самовольном занятии лесного участка не опровергнут; кроме того, возведение забора нарушает права граждан на свободное пребывание в лесах.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2021 г. по делу N А66-16317/2017
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" Долгих Ж.В. (доверенность от 20.11.2020), Белоусова Д.В. (доверенность от 02.09.2020), рассмотрев 11.10.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" на
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2020 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А66-16317/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва", адрес: 117420, Москва, ул. Наметкина, д. 16, ОГРН 1025000653920, ИНН 5003028028 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к государственному казенному учреждению Тверской области "Осташковское лесничество Тверской области", адрес: 172735, Тверская обл., г. Осташков, Ленинский пр., д. 59, ОГРН 5126913000011, ИНН 6913014526 (далее - Учреждение), о признании недействительным требования от 01.08.2017 N 10 об устранении нарушений законодательства.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2020, оставленным без изменения
постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что Учреждение при вынесении оспариваемого требования превысило свои полномочия, а судебные акты Осташковского городского суда и Тверского областного суда не имеют преюдициального значения для настоящего спора; Учреждением не указан способ очистки участка, исключающий возможность двоякого толкования действий, который должно совершить Общество с целью устранения нарушения; Обществом в материалы дела представлено достаточно доказательств, подтверждающих нахождение на участке сооружения, обладающего признаками недвижимого имущества; спорный коттедж является объектом капитального строительства, возведенным с кадастровым номером 69:24:0134101:32, с получением всех необходимых разрешений, сдачей в установленном законом порядке в эксплуатацию и представляет собой двухэтажное кирпичное строение из кирпича красного цвета (а не деревянное, как зафиксировано в требовании по результатам формально проведенного осмотра); вопреки мнению судов требование Учреждения в административном порядке возлагает на Общество обязанность, которая может быть устранена только судом в рамках рассмотрения спора о сносе самовольных построек; государственный кадастр недвижимости не содержит сведений об отнесении указанного земельного участка к землям лесного фонда, в связи с чем у Общества отсутствует необходимость заключения договора аренды лесных участков.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направило, что в соответствии с
частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В отзыве Учреждение возразило против доводов жалобы.
Приобщение и рассмотрение судом кассационной инстанции новых доказательств, представленных Обществом, не допускаются.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании планового (рейдового) задания на проведение осмотра, обследования лесных участков от 17.07.2017 N 9, утвержденного приказом Учреждения от 17.07.2017 N 69-п, последним проведен осмотр лесных участков в квартале 225 выдел 17 Селигерского участкового лесничества, являющемся особо охраняемой природной территорией "Троеручица", о чем составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории лесного участка от 17.07.2017 N 84 с фототаблицей.
В соответствии с указанным актом Учреждением 17.07.2017 в 10 ч 00 мин обнаружено самовольное занятие лесного участка в виде возведения металлического забора, деревянных строений - коттеджа и беседки. Указанные объекты в лесном фонде относятся к базе отдыха Общества.
Металлический забор крепится на столбах, которые находятся в 3-х метрах друг от друга, столбы находятся в земле на глубине 0,5 м. Деревянное строение - коттедж имеет размеры 10 на 15 метров. Деревянное строение - беседка имеет размеры 6 на 8 метров. Размеры строений зафиксированы мерной лентой.
Вышеуказанные строения: забор, коттедж, беседка построены Обществом, что заявителем не отрицается.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.08.2008 N 69-АБ 227500 на указанный лесной участок Осташковского р-на Тверской обл. (леса, ранее находившееся во владении КДСП "Селигер" и переведенные распоряжением администрации Тверской области от 27.11.2006 N 555-ра в земли лесного фонда) зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Кроме того, Осташковским межмуниципальным отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в акте проверки от 11.07.2017 (с фототаблицей) было установлено, что Общество самовольно в результате выноса забора заняло земельные участки из земель лесного фонда площадью 6317 га, на которых имеются строения (коттедж, беседка).
12.09.2017 Министерством лесного хозяйства Тверской области в отношении Общества вынесено постановление N 298-6/2017 о назначении административного наказания по
статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (самовольное занятие лесных участков). В дальнейшем данное постановление было обжаловано в Арбитражном суде г. Москвы, решением которого от 19.12.2017 по делу N А40-199805/2017 оно было отменено только по процессуальным основаниям.
Указанные обстоятельства осмотра лесных участков послужили основанием выдачи Учреждением в адрес Общества требования от 01.08.2017 N 10, которым заявителю предложено в срок до 01.10.2017 привести самовольно занятый лесной участок в квартале 225 выдел 17 Селигерского участкового лесничества в первоначальное состояние, очистив его от хозяйственных построек (металлический забор, коттедж, беседка).
Не согласившись с требованием Учреждения, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с
частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в рамках реализации полномочий, переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, уполномоченные органы осуществляют на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных
пунктами 36 и
37 статьи 81 настоящего Кодекса.
В силу
части 1 статьи 96 ЛК РФ под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований лесного законодательства, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно
части 3 статьи 96 ЛК РФ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
(пункт 2); предъявлять гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, требования об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений
(пункт 11).
Не соглашаясь с оспариваемым требованием, Общество указывает на наличие у него прав на использование земельного участка в спорных границах.
Вместе с тем судами принято во внимание, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 25.02.2020 по делу N 2-13/2019 (33-294/2020), в том числе на основе судебной землеустроительной экспертизы, установлено: земельный участок с кадастровым номером 69:24:0134101:32 был неверно вынесен в натуру перед освоением, Территория, занятая коттеджем N 1, Обществу не предоставлялась и занята самовольно. Давность такого самовольного пользования земельным участком, входящим в состав лесного фонда, не предоставленным на каком-либо праве, не влечет за собой возможности присоединения занятой за пределами границ по правоустанавливающим документам территории к спорному земельному участку.
Указанным судебным актом установлено расположение спорных объектов Общества в границах земельного участка, входящего в состав лесного фонда, за пределами предоставленного ему земельного участка. Квартал N 225 выдел N 17 Селигерского участкового лесничества - является лесным участком, с назначением - ведение лесного хозяйства, категории защитных лесов - леса, расположенные в водоохранных зонах, входит в особо охраняемую природную территорию "Троеручица".
При этом документов на использование лесного участка с целью размещения своих построек согласно
ЛК РФ, проекта освоения лесов у Общества не имеется.
В отношении ссылки Общества на обращение в арбитражный суд с требованиями об установлении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером 69:24:0134101:32 с учетом фактического землепользования суды двух инстанций отметили, что она не имеет в данном споре значения, поскольку правомерность ненормативного правового акта устанавливается судом на дату его вынесения, а доказательств того, что по состоянию на 01.08.2017 Общество обладало правами на участок лесного фонда, на котором размещены спорные объекты, в материалах дела не имеется. Указанное обстоятельство послужило основанием для отклонения апелляционным судом ходатайства заявителя о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения спора по делу N А66-6492/2021 (возбужденному определением Арбитражного суда Тверской области от 20.05.2021).
В силу
статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Как отметили суды двух инстанций, в рассматриваемом случае договор аренды Министерством лесного хозяйства Тверской области в отношении спорных площадей с Обществом не заключался, следовательно, Обществом не опровергнут вывод Учреждения о самовольном занятии лесного участка. Возведение на лесном участке забора, кроме того, нарушает права граждан, установленные
пунктом 1 статьи 11 ЛК РФ, согласно которому граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов; запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным данной
статьей, не допускается.
При этом из буквального содержания оспоренного требования фактически заявителю предложено привести лесной участок в первоначальное состояние, очистив его от хозяйственных построек (забор, коттедж, беседка), что является ясным и исполнимым. Довод Общества о том, что требование Учреждения в административном порядке возлагает на заявителя обязанность, которая может быть установлена только судом в рамках рассмотрения спора о сносе самовольных построек, рассмотрен судами и правомерно отклонен, поскольку опровергается среди прочего обращением Министерства лесного хозяйства Тверской области в арбитражный суд с самостоятельным иском, в том числе о сносе спорных построек (дело N А66-15820/2017, решение по которому не принято до настоящего времени).
С учетом изложенного суды заключили, что оспариваемое требование по своему содержанию не противоречит положениям
ЛК РФ и установленным
статьей 96 данного Кодекса полномочиям Учреждения при осуществлении государственного лесного надзора, не препятствует Обществу реализовать способы защиты своего права в том числе в части соответствующего участка. Кроме того, заявитель не отрицает, что оспоренное требование не исполнено полностью на протяжении более четырех лет, а также свое право на обращение в выдавший орган с ходатайством о продлении срока его исполнения либо принятия обеспечительных мер в рамках иных имеющихся в арбитражном суде спорах.
В суде первой инстанции Учреждение указало и Общество не отрицало, что в ходе осмотра лесного участка 18.10.2018 были установлены частичный демонтаж забора на протяжении 149,1 метров (остается 120,9 метров забора), демонтаж деревянного строения - беседки (размером 6 х 8 метров), коттедж находится на землях лесного фонда, то есть установлено частичное исполнение оспоренного требования Учреждения.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств спора суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Оценка доказательств произведена судами с учетом требований
статей 9,
65 -
71,
200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (
пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции",
часть 3 статьи 286,
часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, произведенное определением суда кассационной инстанции от 02.09.2021, следует отменить на основании
статьи 283 АПК РФ.
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2020 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А66-16317/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения
решения Арбитражного суда Тверской области от 25.11.2020 и
постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А66-16317/2017, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.09.2021.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.Б.МУНТЯН