Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2021 N Ф07-9037/2021 по делу N А56-43077/2020
Требование: Об оспаривании предписания МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки станции заправки автомобилей выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение требований пожарной безопасности подтверждено; принятие норм и правил, которые были нарушены, после введения здания станции в эксплуатацию не освобождает заявителя от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2021 N Ф07-9037/2021 по делу N А56-43077/2020
Требование: Об оспаривании предписания МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки станции заправки автомобилей выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение требований пожарной безопасности подтверждено; принятие норм и правил, которые были нарушены, после введения здания станции в эксплуатацию не освобождает заявителя от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2021 г. по делу N А56-43077/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., при участии от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области Крючковой А.М. (доверенность от 12.01.2021 N 19-11-15), от общества с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" Соколовой А.Е. (доверенность от 01.01.2021 N 1/21), рассмотрев 28.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" на
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2021 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А56-43077/2020,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания", адрес: 195273, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 125, корп. 3, стр. 1 каб. 219, ОГРН 1027810334529, ИНН 7826025442 (далее - ООО "ПТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 85, ОГРН 1047855154401, ИНН 7840308932 (далее - ГУ МЧС по СПб, Управление) об оспаривании предписания от 05.03.2020 N 26-1-107/1/1, выданного Отделом надзорной деятельности и профилактической работы Адмиралтейского района Управления по Адмиралтейскому району ГУ МЧС по СПб (далее - Отдел Управления, ОНД).
Решением суда от 10.01.2021, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 14.04.2021, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ПТК" просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судами норм материального права и формальным выводом о том, что требования Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) не устанавливают более высокие требования, по сравнению с ранее действовавшими требованиями в области обеспечения пожарной безопасности.
Общество настаивает на том, что требования пожарной безопасности, поименованные в
НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности и Своде правил
СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" подлежат соблюдению только при реконструкции или капитальном ремонте АЗС, а не в процессе текущей эксплуатации и до проведения означенных мероприятий заявитель не обязан соблюдать требования названных нормативных актов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе; а представитель Отдела против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 28.02.2020 N 26-1-107 в рамках осуществления государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности (реестровый номер в ФРГУ - 10001495160) Отделом Управления ГУ МЧС по СПб проведена внеплановая выездная проверка в отношении объекта защиты "станция заправки автомобилей" (далее - АЗС, Объект), находящегося по адресу: 198005, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 156а, лит. З, правообладателем которого является ООО "ПТК".
По результатам проверки Отделом составлен акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 05.03.2020 N 26-1-107 и в этот же день выдано предписание для устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2020, а именно:
- пункт 2 предписания: планировка АЗС с учетом размещения на их территории зданий и сооружений не исключает возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы; на въезде и выезде с территории АЗС не предусмотрены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС (нарушение
пункта 1 части 2 статьи 1,
пункта 2 части 1 статьи 6,
статьи 71 Закона N 123-ФЗ;
пункта 6.21. Свода правил СП 156.13130.2014 "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности",
пункта 9 НПБ 111-98* Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности).
Полагая названное предписание недействительным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Отдела в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи предписания. При этом суды констатировали, что в данном случае действующие в настоящий период требования пожарной безопасности не являются более высокими, чем ранее действовавшие, поскольку аналогичные требования содержались в
НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", обязательные для исполнения на всех этапах эксплуатации зданий и сооружений. Как следствие, еще с 1998 года на Объекте должны были проводиться работы по приведению его в соответствие с действующими нормами, а принятие норм и правил после введения спорного Объекта в эксплуатацию не освобождает Общество от их соблюдения, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (
часть 1 статьи 65,
часть 5 статьи 200,
части 1 -
5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (
статьи 198,
200,
201 АПК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы сторон и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
При рассмотрении спора Отдел правомерно исходил из правовых категорий "пожарная безопасность", "требования пожарной безопасности", "нарушение требований пожарной безопасности", соответствующих обязанностей организаций в области пожарной безопасности и их ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (
статьи 1 и
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно
статье 1 Закон N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (
статьи 2 и
20 Закона N 69-ФЗ).
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
В силу
части 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Исходя из смысла
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ следует, что, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
При изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим
Законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений (
часть 3 статьи 80 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии с
пунктом 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Материалами дела подтверждается, что автозаправочная станция, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 156а, лит. З, введена в эксплуатацию в 1938 году (выписка из ЕГРН от 06.05.2020 N 99/2020/327386309, кадастровый паспорт), в 1954 году на АЗС осуществлена замена топливного резервуара; иные работы по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению на Объекте до настоящего времени не осуществлялись.
Установленные в ходе проверки вышепоименованные факты и обстоятельства Общество не отрицает, указывая лишь на период возведения АЗС и необязательность соблюдения принятых после введения Объекта в эксплуатацию нормативных актов, регламентирующих те или иные требования по пожарной безопасности.
Между тем, как правомерно сочли суды, в силу
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ принятие норм и правил после введения спорного здания в эксплуатацию не освобождает Общество от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствие с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
В силу
части 1 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального
закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Статьей 17 Закона N 123-ФЗ установлено, что соответствие здания (построенного до вступления данного
Закона в силу) требованиям безопасности может быть обоснованно расчетами по оценке пожарного риска.
В силу
статьи 79 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных
Законом N 123-ФЗ.
Поскольку в данном случае расчет по оценке пожарного риска на Объекте, являющемся источником повышенной опасности (АЗС) отсутствует, то Общество обязано исполнять в полном объеме все положения нормативных документов по пожарной безопасности, на необходимость соблюдения которых указано в предписании.
Как следует из текста оспариваемого предписания, Отдел со ссылкой на нормативные акты, указывает на необходимость устранить выявленные в ходе проверки нарушения. При этом никакой ограничивающей Обществу конкретизации действий предписание не содержит, т.е. предписание отличается той мерой полноты, которая необходима и достаточна для правильного однозначного уяснения адресатом действий, требующихся от него с целью соблюдения определенных нормативных положений.
Согласно отзыву Отдела на кассационную жалобу, срок исполнения оспариваемого предписания продлен до 01.06.2021. При этом из ходатайства Общества следует, что в настоящий период им осуществляются работы по устранению нарушений, которые включают разработку технической документации и строительно-монтажные работы (определены виды и объем работ, разработано техническое задание производства работ и подготовлен пакет документов для проведения закупочных процедур), т.е. Обществом принимаются меры для выполнения предписания.
Несогласие Общества с выводами судов не сопряжено с неправильным применением судами нормативных положений, неполнотой и необъективностью выяснения судами фактической стороны дела. Суды дали правильную (полную и объективную) оценку имеющимся в деле доказательствам, в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности средств доказывания (
статья 71 АПК РФ).
У суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.01.2021 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А56-43077/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Петербургская топливная компания" (адрес: 195273, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д. 125, корп. 3, стр. 1 каб. 219, ОГРН 1027810334529, ИНН 7826025442) из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 24.05.2021 N 40268 за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.Г.КУДИН
В.М.ТОЛКУНОВ