Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.09.2022 N Ф07-13491/2022 по делу N А56-112261/2021
Требование: О признании недействительным предписания ГУ МЧС.
Обстоятельства: Обществу предписано устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Разногласия сторон возникли по вопросу подтверждения работоспособности соединительных линий системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку организация, выдавшая сертификат соответствия, не имеет аккредитации, что свидетельствует об отсутствии у общества подтверждения соответствия указанной в предписании продукции требованиям пожарной безопасности.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.09.2022 N Ф07-13491/2022 по делу N А56-112261/2021
Требование: О признании недействительным предписания ГУ МЧС.
Обстоятельства: Обществу предписано устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Разногласия сторон возникли по вопросу подтверждения работоспособности соединительных линий системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку организация, выдавшая сертификат соответствия, не имеет аккредитации, что свидетельствует об отсутствии у общества подтверждения соответствия указанной в предписании продукции требованиям пожарной безопасности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2022 г. по делу N А56-112261/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., при участии от закрытого акционерного общества "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" Ражева И.В. (доверенность от 28.09.2020 N Д-КТСП-28.09.20-Г/0108-5), от Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу Зубрицкого Д.С. (доверенность от 21.12.2021 N 278-11-15), Морозова Р.Г. (доверенность от 21.12.2021 N 305-11-15), Попенко Д.В. (доверенность от 20.07.2021), рассмотрев 28.09.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А56-112261/2021,
установил:
Закрытое акционерное общество "Контейнерный терминал Санкт-Петербург", адрес: 198096, Санкт-Петербург, ул. Угольная гавань, Элеваторная площадка, д. 22, лит. Щ, ОГРН 1027802712354, ИНН 7805124273 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу, адрес: 190031, Санкт-Петербург, Большая Морская ул., д. 40, лит. А, ОГРН 1047855154401, ИНН 7840308932 (далее - Управление), N 30-1-565/1.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, вывод судов о том, что орган по сертификации должен быть аккредитован в национальной системе аккредитации является ошибочным, поскольку в статье 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184) отсутствует прямое указание на необходимость аккредитации органов по сертификации, осуществляющих добровольное подтверждение соответствия; требование об обязательной аккредитации в национальной системе органов сертификации в силу статьи 26 названного Закона предъявляется к органам, осуществляющим обязательную сертификацию. Кроме того, Общество полагает, что Управление в случае наличия у него сомнений в сохранности работоспособности соединительных и кабельных линий могло самостоятельно инициировать проведение экспертизы для выяснения данных обстоятельств.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Управления возражали против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании решения от 31.08.2021 N 30-1-565 в период с 10.09.2021 по 23.09.2021 провело выездную проверку выполнения Обществом ранее выданного предписания от 28.05.2021 N 30-1-28/1/1 в отношении производственного (нежилого со встроенными административными и производственными помещениями) здания, расположенного по адресу: 198096, Санкт-Петербург, Угольная гавань, Элеваторная площадка, д. 22, лит. Щ, в ходе которой установило и отразило в акте проверки от 23.09.2021 невыполнение пунктов 2 и 3 указанного предписания, а именно:
- при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: соединительные линии системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (световое, звуковое оповещение), не предусмотрены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (кабели соединительных линий световых и звуковых оповещателей проложены в ПВХ коробах, за подвесным потолком открытым способом в гофре, способы прокладки, крепежные детали и другие приспособления для прокладки кабельных линий системы противопожарной защиты выполнены из материалов и изделий, работоспособность в условиях пожара которых не подтверждена в установленном порядке).
- при монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (автоматической установки газового пожаротушения серверной) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: кабельные линии автоматической установки газового пожаротушения не предусмотрены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (кабельные линии проложены в гофре, способы прокладки, крепежные детали и другие приспособления для прокладки кабельных линий системы противопожарной защиты выполнены из материалов и изделий, работоспособность в условиях пожара, которых не подтверждена в установленном порядке).
Названные обстоятельства послужили основанием для повторной выдачи Обществу предписания N 30-1-565/1, в котором Управление указало на нарушение Обществом пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 6, статьи 82, части 7 статьи 84, статьи 145 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123), пункта 3.4 Свода правил СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", пунктов 4.8, 4.9 Свода правил СП 6.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", а также обязало Общество в срок до 01.02.2022 устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов настоящего дела, разногласия сторон возникли по вопросу подтверждения работоспособности соединительных линий системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, а также кабельных линий автоматической установки газового пожаротушения.
В подтверждение работоспособности указанной продукции Общество представило сертификат соответствия N НСОПБЮАБО.RU.ЭО.067.Н.00340 (номер бланка 029669), выданный по форме добровольной сертификации обществом с ограниченной ответственностью "ЭкспертТест" (далее - ООО "ЭкспертТест"), которое является членом Ассоциации "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности" (далее - Ассоциация "НСОПБ").
Управление указанный сертификат не приняло в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего работоспособность элементов противопожарной защиты, ввиду выдачи этого документа организацией по сертификации, не имеющей аккредитации в национальной системе аккредитации как того требуют положения Закона N 123-ФЗ, Закона N 184-ФЗ и Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ).
Суды, поддерживая указанные выводы Управления, обоснованно руководствовались следующим.
Статьей 54 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (часть 2 статьи 82 Закона N 123-ФЗ).
Одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом N 184-ФЗ, нормативными документами по пожарной безопасности, является подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) (пункт 6 части 1 статьи 144 Закона N 123-ФЗ).
Согласно статье 145 Закона N 123-ФЗ подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при этом добровольное подтверждение осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное подтверждение осуществляется в форме декларирования соответствия или форме обязательной сертификации.
Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности предусматриваются статьей 149 Закона N 123-ФЗ, согласно которой такое подтверждение проводится путем декларирования их соответствия или обязательной сертификацией с обязательным приложением протокола испытаний с указанием значений показателей, установленных названным Законом к документам, подтверждающим соответствие веществ и материалов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Закона N 123-ФЗ подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности в форме декларирования с привлечением третьей стороны проводится только в организациях, аккредитованных на право проведения таких работ.
В силу требований части 1 статьи 147 Закона N 123 сертификация продукции проводится органами, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и дополнительными требованиями, изложенными в статье 148 данного Закона.
Таким образом, исходя из взаимных положений части 6 статьи 145, части 1 статьи 147 и статьи 149 Закона N 123-ФЗ суды пришли к обоснованному выводу о том, что подтверждение соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности может быть осуществлено органом по сертификации, получившим аккредитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 412-ФЗ установлено понятие аккредитации в национальной системе аккредитации как подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Судами двух инстанций и Управлением в ходе проверки установлено, что ООО "ЭкспертТест" (ИНН 7731325487, ОГРН 1167746783071), выдавшее сертификат соответствия N НСОПБ ЮАБ0.RU.ЭO.ПР.067.Н.00340, не имеет соответствующей аккредитации, что свидетельствует об отсутствии у Общества подтверждения соответствия указанной в предписании продукции требованиям пожарной безопасности.
Принимая во внимание изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о законности оспариваемого предписания Управления.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку правомерных выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, и их не опровергают, сводятся лишь к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.02.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2022 по делу N А56-112261/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ
Судьи
Е.А.АНИКИНА
А.Г.КУДИН