Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 07.12.2021 N 307-ЭС21-23724 отказано в передаче дела N А21-792/2020 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2021 N Ф07-9665/2021 по делу N А21-792/2020
Требование: О взыскании долга по договору аренды лесного участка, пеней, об обязании выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов.
Обстоятельства: Арендатором не внесена арендная плата и не выполнены мероприятия по лесовосстановлению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку договор аренды после введения в действие новых лесохозяйственных регламентов не изменен и арендатор обязан исполнять его условия; в связи с изменением коэффициентов индексации арендной платы с арендатором заключено дополнительное соглашение, по условиям которого арендная плата была проиндексирована.


Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.08.2021 N Ф07-9665/2021 по делу N А21-792/2020
Требование: О взыскании долга по договору аренды лесного участка, пеней, об обязании выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов.
Обстоятельства: Арендатором не внесена арендная плата и не выполнены мероприятия по лесовосстановлению.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку договор аренды после введения в действие новых лесохозяйственных регламентов не изменен и арендатор обязан исполнять его условия; в связи с изменением коэффициентов индексации арендной платы с арендатором заключено дополнительное соглашение, по условиям которого арендная плата была проиндексирована.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2021 г. по делу N А21-792/2020
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М., при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Здвижковой Е.Н. (доверенность от 30.10.2020), Погорелюк Е.А. (доверенность от 13.01.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Ролес" Захаровой К.В. (доверенность от 02.02.2021), рассмотрев 24.08.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ролес" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А21-792/2020,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1; ОГРН 1153926037165; ИНН 3906976260; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ролес" (адрес: 238641, Калининградская обл., Полесский р-н, пос. Сосновка, ул. Новая, д. 13; ОГРН 1073905021904; ИНН 3905086377; далее - Общество) о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 05.07.2010 N 155-з.д. за период с 01.05.2020 по 05.07.2020 в доход федерального бюджета в размере 2 321 098 руб. 15 коп. и в доход бюджета Калининградской области в размере 1 856 878 руб. 87 коп., пеней за просрочку внесения арендной платы за период с 01.01.2020 по 21.09.2020 в доход бюджета Калининградской области в размере 88 926 руб. 29 коп., а также о возложении на ответчика обязанности выполнить работы по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - ОЗВЛ), предусмотренные договором аренды лесного участка, за 2016 год: эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара (40 км), комбинированное лесовосстановление (11,8 га), естественное заращивание (66,2 га), заготовка семян лесных растений, ель (12 кг), уход за молодняками (0,1 га); за 2017 год: реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара (16,3 км), эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара (40 км), прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос (240,6 км), устройство противопожарных минерализованных полос (7 км), проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов (0,1 га), комбинированное лесовосстановление (11,8 га), естественное лесовосстановление (6,6 га), естественное заращивание (66,2 га), уход за лесными культурами (по схеме 3-2-1) (33,4 га), заготовка семян лесных растений, ель (8 кг), заготовка семян лесных растений, дуб (394 кг), уход за молодняками (41,4 га); за 2018 год: искусственное лесовосстановление (создание лесных культур) (7 га), комбинированное лесовосстановление (11,8 га), естественное заращивание (66,2 га), заготовка семян лесных растений, ель (12 кг); за 2019 год: установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности (3 шт.), установка и размещение объявлений (аншлагов) и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности (31 шт.), благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации (30 шт.), реконструкция лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара (36,5 км), эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара (25,8 км), прочистка и обновление противопожарных минерализованных полос (202,7 км), устройство противопожарных минерализованных полос (2,2 км), проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов (40,7 га), биотехнические мероприятия (79,7 га), искусственное лесовосстановление (создание лесных культур) (13,0 га), комбинированное лесовосстановление (11,8 га), естественное заращивание (66,2 га), выращивание посадочного материала (сеянцев, саженцев) (0,2 млн шт.), уход за лесными культурами (по схеме 3-2-1) (126,7 га), заготовка семян лесных растений, ель (15 кг), заготовка семян лесных растений, дуб (443 кг) (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 11.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы жалобы, представители Министерства просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, между Министерством и Обществом по результатам торгов заключен договор от 05.07.2010 N 155-з.д. аренды лесного участка, расположенного в Гвардейском и Полесском лесничествах Калининградской области, в целях заготовки древесины на срок по 05.07.2020.
Договор зарегистрирован в установленном порядке, участок передан Обществу по акту приема-передачи.
Согласно разделу 2 договора, приложениям NN 5, 5а к договору в редакции дополнительного соглашения от 30.01.2019 размер арендной платы установлен: с января 2019 года в размере 1 780 853 руб. 96 коп. в месяц, за февраль 2019 года в размере 1 780 853 руб. 95 коп. в месяц, с марта 2019 года в размере 1 780 853 руб. 94 коп. в месяц, с января 2020 года в размере 1 960 735 руб. 86 коп. в месяц, с мая 2020 года в размере 1 960 735 руб. 85 коп. в месяц. Арендная плата подлежит внесению до 1-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
За нарушение сроков внесения арендной платы договором предусмотрена уплата пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы просроченного платежа за истекший расчетный период (раздел 14 договора).
Пунктом 11 раздела 12 главы 3 договора установлена обязанность арендатора осуществлять мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом, противопожарное обустройство лесов на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложениях к договору. Перечень мероприятий установлен приложением N 9 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 29.05.2016).
Министерство, сославшись на наличие у Общества задолженности по арендной плате, неисполнение им мероприятий по лесовосстановлению, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, придя к выводу о неправомерности исковых требований исходя из того, что в Гвардейском и Полесском лесничествах введены новые лесохозяйственные регламенты, уменьшившие расчетную лесосеку лесничеств, в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции, установив наличие у Общества обязанности исполнять условия договора аренды, признал ошибочными выводы суда первой инстанции, отменил решение и удовлетворил исковые требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
Согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 ЛК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Таблицей 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений, с учетом породы качественного состояния древесины, а также поправочные коэффициенты.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14.12.2016 N 1350 и от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" изменены коэффициенты к ставкам арендной платы.
В данном случае судом апелляционной инстанции установлено, что приказами Министерства с 01.01.2019 введены в действие новые лесохозяйственные регламенты Гвардейского и Полесского лесничеств Калининградской области, разделами 2.1.3 которых установлены новые расчетные лесосеки для заготовки древесины при всех видах рубок: при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений существенно изменены допустимые объемы изъятия древесины - площади и ликвидный запас древесины по обоим лесничествам уменьшились в среднем в 3 раза, исключены рубки по хвойному хозяйству.
Согласно расчету Общества с 01.01.2019 по 05.07.2020 ввиду уменьшения расчетной лесосеки лесничеств оно не имело возможности осуществлять рубку погибших и поврежденных лесных насаждений в объеме 19,6 тыс. куб. м (24,1 - 4,5) в год в Гвардейском лесничестве и в объеме 20,4 тыс. куб. м (32,1 - 11,7) в год в Полесском лесничестве.
Вместе с тем судом апелляционной инстанции установлено, что расчет годовой арендной платы, указанный в дополнительном соглашении от 29.05.2016 к договору аренды, произведен исходя из ежегодного объема заготовки каждой породы древесины с учетом ее качественного состояния, установленного приложением N 3 к данному дополнительному соглашению, на ставку платы за единицу объема породы древесины лесных насаждений.
В связи с изменением коэффициентов индексации арендной платы с Обществом заключено дополнительное соглашение от 30.01.2019, по условиям которого размер арендной платы был проиндексирован.
Исходя из того, что соглашения об освобождении Общества от уплаты арендной платы за пользование лесным участком, об изменении ее размера, рассчитанного в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, от 14.12.2016 N 1350 и от 11.11.2017 N 1363, не заключены, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности заявленных Министерством требований.
Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что в рамках дела N А21-10780/2019 Обществу отказано в удовлетворении исковых требований о внесении изменений в указанный договор аренды в части ежегодного объема заготовки древесины по Гвардейскому и Полесскому лесничествам, а также о размере арендной платы за год.
При этом судом апелляционной инстанции указано, что перечень мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, обязанность по выполнению которых возложена на Общество, установлен приложением N 9 к договору (в редакции дополнительного соглашения от 29.05.2016).
Как установил апелляционный суд, требования Общества об изменении объема мероприятий выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов являлось предметом рассмотрения судов в деле N А21-15631/2019. В удовлетворении требований Общества о внесении изменений в договор аренды в части изложения приложения N 9 в новой редакции было отказано.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исходя из того, что договор аренды после введения в действие новых лесохозяйственных регламентов не изменен, принимая во внимание наличие у Общества обязанности по проведению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на арендованном лесном участке, суд апелляционной инстанции пришел также к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований о возложении на ответчика обязанности выполнить указанные мероприятия.
Довод Общества о пропуске Министерством срока исковой давности по требованиям относительно мероприятий 2016 года рассмотрен апелляционным судом и отклонен, как необоснованный.
Судом апелляционной инстанции указано, что в силу пункта 18 главы 4 договора все лесохозяйственные объекты подлежат обязательной приемке-сдаче сторонами в течение первой декады месяца, следующего за моментом окончания работ. Приемка работ на объектах, окончание работ на которых приходится на зимний период, производится с наступлением бесснежного периода. В течение трех дней с момента окончания работ, если окончание работ происходит в бесснежный период и в течение недели с момента схода снежного покрова в зимне-весенний период Общество направляет Министерству уведомление об окончании работ на объекте.
Апелляционным судом установлено, что в период с 01.01.2017 по 01.03.2017 приемка работ по охране, защите, воспроизводству лесов за 2016 - 2017 годы не производилась, уведомления об окончании арендатором работ на объекте в адрес Министерства не поступали.
Приняв во внимание, что декабрь, январь и февраль являются зимними месяцами, днем, когда арендодатель мог узнать о нарушении своего права, является 01.03.2017, а исковое заявление подано 28.01.2020, апелляционный суд пришел к выводу о том, что Министерство обратилось в суд в пределах общего срока исковой давности.
Иные доводы Общества, изложенные в жалобе, также рассмотрены судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами апелляционного суда, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по делу N А21-792/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ролес" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Судьи
Л.Б.МУНТЯН
В.М.ТОЛКУНОВ