Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 02.11.2023 N 307-ЭС23-21038 отказано в передаче дела N А56-17287/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.2023 N Ф07-3266/2023 по делу N А56-17287/2022
Требование: Об оспаривании предписания МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки многоквартирного дома выявлены нарушения требований пожарной безопасности: допущено изменение объемно-планировочных решений в парадных, в результате которых уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты; не защищены автоматической пожарной сигнализацией лифтовые холлы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие нарушений подтверждено; допущенные нарушения приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.07.2023 N Ф07-3266/2023 по делу N А56-17287/2022
Требование: Об оспаривании предписания МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки многоквартирного дома выявлены нарушения требований пожарной безопасности: допущено изменение объемно-планировочных решений в парадных, в результате которых уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты; не защищены автоматической пожарной сигнализацией лифтовые холлы.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие нарушений подтверждено; допущенные нарушения приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2023 г. по делу N А56-17287/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А., при участии от товарищества собственников жилья "На славе" Квитко Г.А. (доверенность от 28.03.2023), от Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Фрунзенского района Управления по Фрунзенскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу Назарчука Д.Н. (доверенность от 26.12.2022), Сильченко Д.В. (доверенность от 26.12.2022), рассмотрев 11.07.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На славе" на
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2022 по делу N А56-17287/2022,
установил:
Товарищество собственников жилья "На Славе", адрес: 192241, Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 52, корпус 1, ОГРН 5067847212032, ИНН 7814350511 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Фрунзенского района Управления по Фрунзенскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Санкт-Петербургу (далее - Управление), от 28.01.2022 N 42-1-24/1 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 27.05.2022 в удовлетворении заявленных Товариществом требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 17.12.2022 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и
постановление отменить.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании решения от 12.01.2022 N 42-1-24 Управлением в период с 17.01.2022 по 28.01.2022 была проведена плановая выездная проверка объекта защиты - многоквартирного жилого дома (далее - МКД), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 52, корпус 1.
В ходе проведения проверки были выявлены и зафиксированы в акте выездной проверки от 28.01.2022 N 42-1-24. следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- пункты 1 - 19: допущено изменение объемно-планировочных решений в парадных МКД в результате которых уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты в 3-й парадной на 13 этаже, в 5-й парадной на 5 этаже, в 6-й парадной на 3 этаже, в 6-й парадной на 4 этаже, в 7-й парадной на 6 этаже, в 7-й парадной на 11 этаже, в 8-й парадной на 4 этаже, в 8-й парадной на 6 этаже, в 8-й парадной на 11 этаже, в 12-й парадной на 2 этаже, в 12-й парадной на 9 этаже, в 12-й парадной на 10 этаже, в 12-й парадной на 14 этаже, в 12-й парадной на 16 этаже, в 13-й парадной на 3 этаже, в 13-й парадной на 4 этаже, в 13-й парадной на 10 этаже, в 13-й парадной на 12 этаже, в 15-й парадной на 15 этаже, что привело к нарушению требований
пункта 16(е) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479);
- пункты 20 - 27: не защищены автоматической пожарной сигнализацией (СПС) лифтовые холлы 1-й, 5-й, 6-й, 10-й, 13-й, 14-й, 15-й, 16-й парадных, что привело к нарушению требований
пункта 1 части 2 статьи 1,
пункта 2 части 1 статьи 6,
части 3 статьи 52,
статьи 83 Закона N 123-ФЗ,
пункта 4.4 СП 486.1311500.2020 Свода правил "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности" (далее - СП 486.1311500.2020).
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для вынесения Управлением предписания от 28.01.2022 N 42-1-24/1, которым Обществу в срок до 10.01.2023 предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Товарищество не согласилось с предписанием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Товарищества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
На основании
статей 37 и
38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с
частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД.
В
части 2.2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом указанный кооператив несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу
подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Суды заключили, что Товарищество, осуществляя управление спорным МКД, является лицом, ответственным за содержание общего имущества указанного МКД, в том числе, за соблюдение требований пожарной безопасности, а, следовательно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (
часть 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; далее - Закон N 123-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что технический регламент определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
пункту 2 части 2 указанной статьи положения данного технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.
В силу
статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 4.4 СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном
перечне, следует защищать автоматическими установками пожаротушения и (или) системами пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов; чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
Примечание - в лифтовых холлах и безопасных зонах предусматривается установка только систем пожарной сигнализации.
При этом, суды указали, что ранее аналогичное требование было изложено в
пункте 4 Приказа МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", в которому указано, что в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади. Указанное требование действовало на момент введения спорного МКД в эксплуатацию в 2006 году.
В
подпункте "е" пункта 16 Правил N 1479 установлено, что на объектах защиты запрещается проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, констатировали факт перечисленных Управлением в предписании нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказали Товариществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Товарищества на судебную практику подлежит отклонению с учетом того, что судебные акты по другим делам основаны на иных фактических обстоятельствах.
Довод подателя жалобы о том, что в
статье 4 Закона N 123-ФЗ содержатся более высокие требования пожарной безопасности, - обратной силы не имеют и действуют принятые на тот момент проектные решения, отклоняется кассационной инстанцией.
Из
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ следует, что, если положениями настоящего
Закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего
Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего
Закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего
Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно
пункту 39 Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 N 140, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Из анализа приведенных норм следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего
Закона N 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального
закона.
Учитывая, что выявленные Управлением на объекте нарушения требований пожарной безопасности приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара, суды обоснованно сочли правомерным применение требований
Закона N 123-ФЗ к спорному объекту защиты.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с
частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным
Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (
часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2022 по делу N А56-17287/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "На Славе" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Е.А.АНИКИНА