Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 26.06.2023 N 307-ЭС23-9502 отказано в передаче дела N А52-811/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.2023 N Ф07-685/2023 по делу N А52-811/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Обстоятельства: Арендная плата не внесена.
Встречное требование: О признании действующим дополнительного соглашения к договору в части изменения допустимого ежегодного объема изъятия лесных ресурсов.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено частично, с учетом пропуска срока исковой давности; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку на момент заключения дополнительного соглашения закон не допускал возможности изменения условий договора аренды лесного участка на основании соглашения сторон.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.2023 N Ф07-685/2023 по делу N А52-811/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка.
Обстоятельства: Арендная плата не внесена.
Встречное требование: О признании действующим дополнительного соглашения к договору в части изменения допустимого ежегодного объема изъятия лесных ресурсов.
Решение: 1) Основное требование удовлетворено частично, с учетом пропуска срока исковой давности; 2) В удовлетворении встречного требования отказано, поскольку на момент заключения дополнительного соглашения закон не допускал возможности изменения условий договора аренды лесного участка на основании соглашения сторон.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2023 г. по делу N А52-811/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М., при участии от общества с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков" Вуялкина А.А. (доверенность от 05.03.2022), Мешкова Э.В. (директор, протокол собрания от 15.02.20223 N 1), рассмотрев 01.03.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков" на
решение Арбитражного суда Псковской области от 16.09.2022 и
постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А52-811/2022,
установил:
Комитет по природным ресурсам и экологии Псковской области, адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309331, ИНН 6027087659 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков", адрес: 180005, г. Псков, ул. Пограничная, д. 22, оф. 4, ОГРН 1176027008640, ИНН 6027183289 (далее - ООО "НДГ-Псков", Общество), о взыскании 467 228 руб. 30 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 03.07.2008 N 13 за период с 2018 по 2019 год.
ООО "НДГ-Псков" обратилось к Комитету со встречным иском о признании действительным дополнительного соглашения от 28.12.2010 N 2.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., д. 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840 (далее - Рослесхоз).
Решением суда от 16.09.2022, оставленным без изменения
постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2022, с Общества в пользу Комитета взыскано 244 394 руб. 70 коп. задолженности по договору аренды, в удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении встречного иска Обществу отказано, с него в доход федерального бюджета взыскано 6 457 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, не согласившись с выводом судов в части взыскания с него задолженности по договору аренды за 2019 год и отказе в удовлетворении встречного иска, в связи с чем направить дело в названной части на новое рассмотрение. В обоснование своей позиции ссылается на пункт 6 Договора аренды,
пункты 60 -
65 Наставлений по отводу и таксации лесосек в лесах Российской Федерации" (утвержденных приказом Рослесхоза от 15.06.1993 N 155) и настаивает на том, что годовая арендная плата напрямую зависит от стоимости задекларированного годового объема древесины, указанного в ведомости материально-денежной оценки лесосек и должна ей соответствовать. Указывая на то, что условия договора сторонами не изменялись, податель жалобы полагает, что Комитетом ошибочно рассчитана арендная плата.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Представители Комитета и Рослесхоза, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (
часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). От Рослесхоза поступил отзыв на иск.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Государственный комитет Псковской области по природным ресурсам и экологии (на основании подпункта 13 пункта 2 Указа Губернатора Псковской области от 26.10.2018 N 62-УГ переименован в Комитет; далее - арендодатель) и ООО "НДГ" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда на территории Псковской области от 03.07.2008 N 13, в соответствии с которым арендатор принял в пользование лесной участок площадью 1393 га (эксплуатационные), расположенный на территории Псковской области Псковского района Псковского лесничества - филиала ГУ "Управления природными ресурсами Псковской области" Псковского участкового лесничества Ручьевского мастерского участка в кварталах 27, 28, 31, 34 - 36, 39, 40, 46, 48, 54 - 56, 67, кадастровый номер участка 60:18:000000:0591 (далее - Договор).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях 1 и 2 к Договору.
Лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины в объемах, указанных в приложении 3 к договору (пункты 3, 4 Договора).
Стоимость арендной платы составила 277 541 руб. в год (приложение 4 к Договору). Размер арендной платы устанавливается с повышением на 10% от рассчитанной на основании действующих ставок за единицу объема лесных ресурсов и ежегодного установленного объема изъятия лесных ресурсов (древесины) на арендуемом лесном участке. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных в соответствии со
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Об изменении арендной платы арендодатель уведомляет арендатора письмом.
На основании решения внеочередного собрания участников ООО "НДГ" реорганизовано путем выделения новых обществ, в результате выделения ООО "НДГ-Псков" стало правопреемником ООО "НДГ" по договору от 03.07.2008 N 13.
Дополнительным соглашением от 28.12.2010 N 2 к Договору стороны внесли изменения в Договор, согласовав в пункте 2 Договора допустимый ежегодный объем изъятия лесных ресурсов в размере 2,7 тыс. куб. м, вместо установленных ранее в Договоре 3,4 тыс. куб. м.
При проведении плановой выездной проверки, в связи с уменьшением объемов заготавливаемой древесины Дополнительным соглашением от 28.12.2010 N 2, Рослесхозом выявлен неполученный доход (арендная плата) бюджетов за 2018 и 2019 годы, в связи с чем Комитет направил Обществу претензию с требованием погасить задолженность по арендной плате за 2018 год в размере 222 833 руб. 60 коп. и за 2019 год в размере 244 394 руб. 70 коп. в федеральный бюджет и бюджет субъекта.
Поскольку задолженность Общество в добровольном порядке не погасило Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В свою очередь Общество заявило встречное исковое заявление о признании Дополнительного соглашения от 28.12.2010 N 2 действующим, как следствие доначисленные платежи незаконными.
Суды двух инстанций, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, первоначальный иск удовлетворили частично, взыскав с Общества в пользу Комитета 244 394 руб. 70 коп. задолженности по арендной плате по Договору за 2019 год. Относительно требования о взыскании задолженности за 2018 год, суды на основании положений
статей 195,
196,
200 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ),
пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43, условий Договора (пункт 7, Приложение N 4) пришли к выводу об истечении срока исковой давности по данному требованию. При этом суды также отказали Обществу в удовлетворении встречного иска, признав Дополнительное соглашение от 28.12.2010 N 2 ничтожным.
Предметом кассационного обжалования являются выводы судов о законности взыскания задолженности по арендной плате за 2019 год и ничтожности Дополнительного соглашения от 28.02.2014 N 2.
Согласно положениям
частей 1 и
2 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, ЛК РФ) использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
На основании
части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным
кодексом Российской Федерации.
В силу
статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно
части 4 статьи 73 указанного Кодекса для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
В соответствии с
частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции Федерального
закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ, действовавшей до 22.07.2014) при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ, то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.
Согласно
части 2 статьи 74 Лесного кодекса (в редакции Федерального
закона от 29.12.2010 N 442-ФЗ до редакции от 21.07.2014
N 250-ФЗ, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения к договору аренды) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускалось, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в
определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что
часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает наряду с другими законоположениями необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
В последующем Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" редакция
части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена, указанная
норма в этой редакции содержала положения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
При этом введенная этим же Федеральным
законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ
статья 74 Лесного кодекса
часть 2.1 содержала положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В настоящее время аналогичные нормы закреплены в
статье 74.1 ЛК РФ (введена Федеральным
законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ и действует с 01.10.2015).
Означенное правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что осуществление лесопользования и взимание арендной платы в соответствии с договором аренды не могло быть изменено до 22.07.2014 (за исключением случаев существенного изменения обстоятельств вследствие осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации), а с указанной даты условия сделки в установленном порядке могли быть изменены только по решению суда.
Проанализировав упомянутые правовые нормы суды указали, что на момент заключения сторонами Дополнительного соглашения от 28.12.2010 N 2 к Договору закон не допускал возможность изменения условий договора аренды лесного участка на основании соглашения сторон такого договора.
Доказательств наличия особых (специальных) обстоятельств, установленных
статьей 53.7 Лесного кодекса, в материалы дела не представлено.
Приведенные правовые подходы определены Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 по делу N А28-5083/2012 и Верховным Судом Российской Федерации, в
определении от 12.01.2015 N 301ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
Применительно к нашему случаю, начисление арендной платы по договорам аренды лесных участков, заключенным по результатам торгов в меньшем размере от установленного на торгах, в том числе, в результате заключения по соглашению сторон дополнительных соглашений в части изменения объемов заготавливаемой древесины и размера арендной платы, привело к изменению условий торгов, что противоречит прямому запрету установленному
частями 2,
2.1 статьи 74,
частью 2 статьи 73.1,
статьей 74.1 ЛК РФ в соответствующих редакциях (
постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12157/13).
В обоснование возможности внесения соответствующих изменений, арендатор ссылается на выявление противоречий с проектом освоения лесов и лесохозяйственным регламентом, в результате которого выявлены несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
Между тем, изменение количественных и качественных характеристик лесного участка на основании проекта освоения лесов в настоящем спорном случае не является основанием для изменения условий договора, поскольку обратное противоречило бы действовавшим на момент заключения дополнительного соглашения требованиям
части 2 статьи 74 ЛК РФ.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суды обоснованно сочли, что Дополнительное соглашение от 28.12.2010 N 2 к Договору заключено в обход установленного законом (
пункта 2 статьи 71 ЛК РФ) запрета и в силу
статьи 168 ГК РФ является ничтожным.
Как следствие, арендатор обязан вносить арендную плату в размере, предусмотренном договором, с учетом изменений коэффициентов индексации на основании постановлений Правительства Российской Федерации.
По расчету истца размер недоплаченной арендной платы, составляющей разницу между размером платы в силу условий Договора и фактической внесенной ответчиком в соответствии с условиями Дополнительного соглашения, за 2019 год составил 244 394 руб. 70 коп. (из них в федеральный бюджет - 222 177 руб., в областной бюджет - 22 217 руб. 70 коп.).
Расчет оспариваемой задолженности проверен судом, признан правильным и соответствующим условиям Договора.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, уже были предметом исследования судов двух инстанций им дана надлежащая оценка; выводы судов отвечают правовой природе рассматриваемых правоотношений.
Основания для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора, изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 16.09.2022 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2022 по делу N А52-811/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НДГ-Псков" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
А.Г.КУДИН
В.М.ТОЛКУНОВ