Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2019 N Ф07-6332/2019 по делу N А52-3792/2018
Требование: О признании недействительным пункта предписания ГУ МЧС РФ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате внеплановой выездной проверки по месту нахождения объекта защиты - базы отдыха обществу предписано оборудовать жилые домики автоматической системой пожарной сигнализации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.06.2019 N Ф07-6332/2019 по делу N А52-3792/2018
Требование: О признании недействительным пункта предписания ГУ МЧС РФ об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: В результате внеплановой выездной проверки по месту нахождения объекта защиты - базы отдыха обществу предписано оборудовать жилые домики автоматической системой пожарной сигнализации.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2019 г. по делу N А52-3792/2018
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Турист-Инвест" Зиновьева Д.А. (доверенность от 04.05.2019), рассмотрев 17.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турист-Инвест" на
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.11.2018 (судья Буянова Л.П.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 (судьи Потеева А.В., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А52-3792/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Турист-Инвест", место нахождения: Псковская обл., Гдовский р-н, д. Спицино, ОГРН 1026000956838, ИНН 6003004068 (далее - ООО "Турист-Инвест", Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Псковской области, место нахождения: 180019, Псков, Инженерная ул., д. 92, ОГРН 1046000322961, ИНН 6027085570 (далее - Управление), о признании недействительным пункта 5 предписания от 15.05.2018 N 29/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 20.11.2018, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 27.02.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Турист-Инвест" просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Общество указывает, что база отдыха не является объектом с массовым пребыванием людей, ее территория огорожена, доступ посторонних лиц запрещен. Заявитель не согласен с выводом судов, квалифицирующим объект защиты как ряд помещений, полагая, что каждый домик является отдельным объектом защиты, в связи с чем ссылается на отсутствие у Управления оснований для проведения внеплановой проверки. По мнению Общества, установленная система оповещения и управления эвакуацией людей (далее - СОУЭ) 2-го типа срабатывает автоматически и выполняет роль автоматической установки пожарной сигнализации (далее - АУПС).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя (
статья 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в ходе внеплановой выездной проверки ООО "Турист-Инвест" на основании распоряжения от 11.04.2018 по месту нахождения объекта защиты - базы отдыха, расположенной по адресу: Псковская обл., Гдовский р-н, д. Спицино (далее - объект защиты, база отдыха), должностным лицом Управления выявлено нарушение Обществом, в том числе,
частей 3 и
4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) и
пункта 38 таблицы 3 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009), выразившееся в отсутствии в домиках для размещения людей автоматической системы пожарной сигнализации, что зафиксировано в акте проверки от 15.05.2018 N 29.
Управление выдало Обществу предписание от 15.05.2018 N 29/1/1 (далее - Предписание), пунктом 5 которого обязало оборудовать жилые домики автоматической системой пожарной сигнализации в срок до 01.05.2019.
Не согласившись с законностью пункта 5 данного Предписания, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства и доводы, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Управления правовых и фактических оснований для вынесения предписания в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности, Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Из положений
части 4 статьи 4 Технического регламента,
статьи 38 Закона N 69-ФЗ следует, что обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение возлагается на собственников имущества (объектов); лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (объектами), а также их руководителей и ответственных должностных лиц.
В силу положений
пункта 15 статьи 2 Технического регламента расположенные в здании и занимаемые Обществом помещения являются объектом защиты.
Согласно
подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании" и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
частям 1,
4,
5 и
7 статьи 83 Технического регламента в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией должны монтироваться автоматические установки пожаротушения (АУП) и пожарной сигнализации (АУПС), которые должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Согласно
пункту "б" части 1 статьи 32 Технического регламента гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2.
Согласно
статье 91 Технического регламента помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются АУПС и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.
Требования к проектированию АУПС устанавливаются Техническим
регламентом и нормативными документами по пожарной безопасности:
СП 5.13130.2009,
приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03) (далее - НПБ 110-03).
В
таблице N 3 пункта 38 НПБ 110-03 указано, что помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади должны быть оборудованы АУПС.
Согласно
пункту 4 НПБ 110-03 в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
- лестничных клеток.
НПБ 110-03 утверждены 18.06.2003, до ввода в эксплуатацию объектов защиты Общества, то есть на стадии проектирования и строительства объектов защиты проектировщик должен был руководствоваться
НПБ 110-03.
Согласно пояснениям проектировщика объекта на объектах защиты установлена СОУЭ, установка АУПС предусмотрена для помещений другого типа, для категорий рассматриваемых помещений используется СОУЭ 2 типа.
Суды отклонили данную позицию, указав, что под термином СОУЭ понимается комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации (
пункт 2.5 СП 5.13130.2009).
Из материалов дела следует, что при осуществлении деятельности Общество оказывает гостиничные услуги и представляет помещения рассматриваемых домиков в общественное пользование для временного пребывания людей.
В
разделе 4.1 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных
приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, дана характеристика СОУЭ 2-го типа, где в том числе указано:
- отсутствие речевого способа оповещения;
- отсутствие динамических указателей направления движения;
- отсутствие обратной связи зон оповещения с помещением пожарного поста - диспетчерской;
- отсутствие возможности координированного управления из одного пожарного поста - диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре.
Указанная характеристика установленного Обществом оборудования не отвечает требования пожарной безопасности объектов защиты Общества, относящихся к классу функциональной пожарной опасности Ф1.2.
Суды правильно указали, что установка заявителем в домах на территории базы отдыха СОУЭ 2-го типа, направленной непосредственно на оповещение людей о возникновении пожара, не может исключать необходимости оборудования объекта защиты АУПС, которые необходимы для оповещения дежурного персонала в целях своевременного реагирования и обеспечения безопасной эвакуации людей.
В кассационной жалобе Общество сослалось на неправомерность проведения Управлением проверки, поскольку база отдыха не является местом массового пребывания людей, каждый домик является отдельным объектом защиты, максимально допустимое количество людей в помещении не превышалось.
Между тем, как верно указали суды, внеплановая выездная проверка осуществлялась Управлением на основании распоряжения от 11.04.2018 N 29 с целью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 28.03.2018, ее предметом являлась проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объекте защиты, используемом организациями в процессе осуществления своей деятельности.
По смыслу
статьи 1 Технического регламента объект защиты - здания и сооружения, производственные объекты, пожарно-техническая продукция и продукция общего назначения.
Согласно
пункту 34 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного
приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, органы государственного пожарного надзора для зданий, строений и сооружений, включая временные, учитывают каждый объект защиты, имеющий адрес местоположения, позволяющий однозначно определить указанный объект на территории.
На основании вышеизложенного все здания, строения и сооружения, расположенные на территории земельного участка, находятся в собственности Общества и имеют один адрес расположения, в связи с чем расцениваются надзорными органами как один объект защиты.
На основании вышеизложенного пункт 5 Предписания соответствует нормам законодательства, предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных фактических оснований. Иных оснований для признания незаконным пункта 5 Предписания (в силу неправомочности выдавшего органа, неисполнимости конкретно изложенных указаний, отсутствия связи с нарушением и т.д.) судами не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах и получили надлежащую правовую оценку, дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных
статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
При подаче кассационной жалобы Общество по платежному поручению от 23.04.2019 N 170 уплатило 3000 руб. государственной пошлины, в связи с чем ему следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по данной категории дел.
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20.11.2018 и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2019 по делу N А52-3792/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Турист-Инвест" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Турист-Инвест", место нахождения: Псковская обл., Гдовский р-н, д. Спицино, ОГРН 1026000956838, ИНН 6003004068 из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 23.04.2019 N 170.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
А.Г.КУДИН
И.Г.САВИЦКАЯ