Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2022 N Ф07-8729/2022 по делу N А26-7256/2021
Требование: О признании частично недействительным предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки на объекте защиты общества выявлены нарушения требований пожарной безопасности: топливораздаточные и раздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами; не подтверждено соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты требованию обеспечения работоспособности в условиях пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение обществом требований пожарной безопасности подтверждено; предписание является исполнимым.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.07.2022 N Ф07-8729/2022 по делу N А26-7256/2021
Требование: О признании частично недействительным предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки на объекте защиты общества выявлены нарушения требований пожарной безопасности: топливораздаточные и раздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами; не подтверждено соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты требованию обеспечения работоспособности в условиях пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку нарушение обществом требований пожарной безопасности подтверждено; предписание является исполнимым.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2022 г. по делу N А26-7256/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Жуковой М.Ю. (доверенность от 01.02.2022 N 161), рассмотрев 27.07.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" на
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2021 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А26-7256/2021,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт", адрес: 197022, Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д. 8, лит. А, ОГРН 1027809206457, ИНН 7825439514, (далее - ООО "Лукойл", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным в части пунктов 3, 5, 9 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Дзержинского, д. 9 (далее - ГУ МЧС по РК, Управление) от 08.06.2021 N 38-10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2021.
Решением суда от 27.12.2021, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 04.04.2022, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что пункты 3, 5, 9 оспариваемого предписания Управления не содержат надлежащим образом описания вида нарушения, а равно указаний на конкретные меры, которые необходимо предпринять, для устранения нарушений.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Управления, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие (
часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУ МЧС по РК на основании распоряжения от 28.04.2021 N 38-10 с участием экспертов Климовского В.В. (приказ об аттестации эксперта N 199 от 26.06.2017) и Логинова А.В. (приказ об аттестации эксперта N 197 от 26.06.2017) проведена плановая выездная проверка по соблюдению ООО "Лукойл" требований пожарной безопасности в отношении объекта защиты, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Северная, сооружение 2 (далее - Объект), результаты которой отражены в акте от 08.06.2021 N 38-10.
По итогам плановой выездной проверки должностным лицом Управления 08.06.2021 вынесено предписание N 38-10/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 15.11.2021 (вручено Обществу 11.05.2021).
В пунктах 3, 5, 9 названного предписания Управления указано:
- топливораздаточные колонки и раздаточные колонки не защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями, что является нарушением
статей 4,
6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
пункта 6.29 "Свода правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности. СП 156.13130.2014", утвержденного
Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 (далее - СП 156.13130.2014) (пункт 3);
- не подтверждено соответствие кабельных линий систем противопожарной защиты требованию обеспечения работоспособности в условиях пожара, что является нарушением
статей 4,
6,
части 2 статьи 82 Закона N 123-ФЗ,
пунктов 13.15.3 "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. СП 5.13130.2009", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175 (далее - СП 5.13130.2009);
пункта 3.4 "Свода правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности. СП 3.13130.2009", утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 173 (далее - СП 3.13130.2009);
пунктов 4.8,
4.9 "Свода правил СП 6.13130. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности. СП 6.13130.2013", утвержденного
Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 115;
таблицы 2 раздела 6 ГОСТ 31565-2012. Межгосударственный стандарт. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 22.11.2012 N 1097-ст (далее - ГОСТ 31565-2012) (пункт 5);
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в данном случае имеется в виду пункт 13.14.5 СП 5.13130.2009, а не пункт 3.14.5. | |
- приборы приемно-контрольные размещены в помещении без персонала, ведущего круглосуточное дежурство, не защищены от несанкционированного доступа (находятся в коридоре на стене), что является нарушением
статей 4,
6 Закона N 123-ФЗ,
пункта 3.14.5 СП 5.13130.2009,
пункта 5.12 "СП 484.1311500.2020. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", утвержденного
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 582 (пункт 9).
Полагая названные пункты 3, 5, 9 предписания недействительными, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Отдела в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи предписания (в оспариваемой части).
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (
часть 1 статьи 65,
часть 5 статьи 200,
части 1 -
5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (
статьи 198,
200,
201 АПК РФ).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы сторон и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
При рассмотрении спора Отдел правомерно исходил из правовых категорий "пожарная безопасность", "требования пожарной безопасности", "нарушение требований пожарной безопасности", соответствующих обязанностей организаций в области пожарной безопасности и их ответственности за нарушение требований пожарной безопасности (
статьи 1 и
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"; далее -
Закон N 69-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, принятые органами государственной власти, направленные на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности (
статьи 2 и
20 Закона N 69-ФЗ).
Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежащие согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят
Закон N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
Согласно
пунктам 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона.
Согласно
части 1 статьи 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
В силу
части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 с 01.07.2014 введен в действие
свод правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", которым установлены требования к взаимному расположению автозаправочных станций и иных объектов в целях исключения возникновения пожароопасных ситуаций и обеспечения в максимальной степени защиты жизни и здоровья людей (далее - СП 156.13130.2014).
Пунктом 6.29 свода правил СП 156.13130.2014 установлено, что ТРК и раздаточные колонки, блоки и контейнеры хранения жидкого моторного топлива на блочных и контейнерных АЗС, технологические системы передвижных АЗС должны быть защищены от повреждения транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями.
Кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (
часть 2 статьи 82 Закона N 123-ФЗ).
Кабели, провода системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону. Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности (
пункт 3.4 СП 3.13130.2009).
Требования пожарной безопасности к кабельным изделиям установлены
ГОСТ 31565-2012. К кабельным изделиям относятся: изделие (кабель, провод, шнур), предназначенное для передачи по нему электрической энергии, электрических и оптических сигналов информации или служащее для изготовления обмоток электрических устройств, отличающееся гибкостью (
пункт 3.1 ГОСТ 31565-2012).
Пунктом 5.12 СП 484.1311500.2020 установлено, что прибор приемно-контрольный пожарный и прибор пожарный управления, функциональные модули индикации и управления, источник бесперебойного электропитания следует устанавливать в помещении пожарного поста. Допускается установка указанных устройств в других помещениях при одновременном выполнении условий:
а) обеспечение указанными устройствами уровня доступа 2 (для лиц, ответственных за пожарную безопасность объекта, то есть лиц, уполномоченных на принятие решений по изменению режимов и состояний работы технических средств) и уровня доступа 3 (для лиц, осуществляющих техническое обслуживание и наладку системы пожарной автоматики объекта);
б) обеспечение передачи всех извещений, предусмотренных указанными устройствами, на пожарный пост с целью отображения световой индикации и звуковой сигнализации, а также обеспечения функций ручного управления, регламентируемых национальными и межгосударственными стандартами. При отсутствии на объекте круглосуточного пребывания дежурного персонала требования к пожарному посту предъявляются только в части, касающейся помещения и размещения оборудования в нем.
Поскольку нормативные требования, нарушение которых вменено в вину заявителю, непосредственно касаются обеспечения жизни и безопасности людей, и эксплуатация объекта с нарушением таких требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара, то Общество обязано в полном объеме выполнять требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе
Сводом правил (СП 156.13130.2014).
Общество является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на АЗС; факт выявленных нарушений установлен в акте проверки от 08.06.2021 N 38-10.
Установленные в ходе проверки вышепоименованные факты и обстоятельства Общество не опровергло:
- наличие защитных специально предусмотренных устройств, предотвращающих раздаточные колонки от повреждений, установленных перед топливораздаточными колонками согласно схеме въезда и движения транспорта по территории АЗС (пункт 3 предписания) является недостаточным, поскольку такая защита должна быть предусмотрена со всех сторон топливораздаточных колонок в целях исключения их повреждения при движении транспортных средств по разным траекториям движения (пункт 3).
- нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в пунктах 5, 9 предписания подтверждаются заключением эксперта по результатам испытаний систем противопожарной защиты от 07.06.2021 N 98 (заключение оформлено должным образом, в соответствии с профилем деятельности, содержит необходимые выводы) и представленными должностными инструкциями.
Суды двух инстанций удостоверились в исполнимости предписания, как содержащего определенные и обоснованные указания на вид нарушения требований пожарной безопасности, пункт и наименование нормативного акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которых нарушены, а также срок устранения нарушения требования пожарной безопасности.
Следовательно, утверждение о неполном описании вида нарушения (в восприятии заявителя) является недостоверным.
Относительно тех конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения выявленных нарушений, а равно способа исполнения оспариваемого предписания, суды отметили, что они должны определяться Обществом самостоятельно. Кроме того, Общество было не лишено возможности обратиться в Управление с заявлением о разъяснении способа исполнения предписания. Доказательств совершения указанных действий материалы дела не содержат.
Несогласие Общества с выводами судов не сопряжено с неправильным применением судами нормативных положений, неполнотой и необъективностью выяснения судами фактической стороны дела. Суды дали правильную (полную и объективную) оценку имеющимся в деле доказательствам, в их совокупности и взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости, достоверности и достаточности средств доказывания (
статья 71 АПК РФ).
У суда кассационной инстанции нет оснований для иной оценки выводов судебных инстанций по существу спора.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.12.2021 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу N А26-7256/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
Е.А.АНИКИНА
А.Г.КУДИН