Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 11.05.2023 N 307-ЭС23-6899 отказано в передаче дела N А56-19283/2022 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2023 N Ф07-21252/2022 по делу N А56-19283/2022
Требование: О признании недействительным предписания управления МЧС РФ об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Общие коридоры жилого дома, находящегося в управлении ЖСК, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; в общем коридоре установлена дверь.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ЖСК является лицом, ответственным за содержание общего имущества дома, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.01.2023 N Ф07-21252/2022 по делу N А56-19283/2022
Требование: О признании недействительным предписания управления МЧС РФ об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
Обстоятельства: Общие коридоры жилого дома, находящегося в управлении ЖСК, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; в общем коридоре установлена дверь.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку ЖСК является лицом, ответственным за содержание общего имущества дома, в том числе за соблюдение требований пожарной безопасности.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2023 г. по делу N А56-19283/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б., при участии от Жилищно-строительного кооператива N 1175 Полозова Л.В. (доверенность от 21.07.2022), рассмотрев 17.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 1175 на
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А56-19283/2022,
установил:
Жилищно-строительный кооператив N 1175, адрес: 199397, Санкт-Петербург, Новосмоленская набережная, дом 1, литера "А", ОГРН 1037800032874, ИНН 7801044517 (далее - ЖСК), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Василеостровского района Управления по Василеостровскому району Главного управления МЧС (далее - Отдел) от 30.11.2021 N 27-1-777/1.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2022, оставленным без изменения
постановлением апелляционного суда от 19.09.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ЖСК, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и
постановление отменить.
В судебном заседании представитель ЖСК поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Отдел о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Отдел на основании решения от 12.11.2021 N 27-1-777 в период с 26.11.2021 по 30.11.2021 в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении Кооператива провел внеплановую выездную проверку по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская набережная, дом 1, литера "А".
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
Общие коридоры жилого дома 1-й, 2-й парадной на 1 - 11 этажах не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации; на 2, 9, 10, 11 этажах 1-й парадной, на 2 - 5, 9 - 11 этаже 2-й парадной допущены изменения конструктивных объемно-планировочных и инженерно-технических решений (в общем коридоре установлена дверь) без проекта, разработанного в соответствии с действующим нормами и утвержденного в установленном порядке, в результате которых уменьшена зона действия систем автоматической пожарной защиты.
По результатам проверки 30.11.2021 Отдел составил акт N 27-1-777, а также выдал ЖСК предписание N 27-1-777/1, которым предложил в срок до 01.10.2022 устранить выявленные нарушения.
ЖСК не согласился с предписанием Отдела, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции не усмотрели правовых и фактически оснований для удовлетворения заявления ЖСК.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
На основании
статей 37 и
38 Закона N 69-ФЗ собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с
частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД.
В
части 2.2 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом жилищным кооперативом указанный кооператив несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу
подпункта "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя, в том числе, и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Суды установили, и заявителем не оспаривается, что ЖСК осуществляет управление МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Новосмоленская набережная, дом 1, литера "А".
Таким образом, суды заключили, что ЖСК, осуществляющее управление многоквартирным домом, является лицом, ответственным за содержание общего имущества указанного МКД, в том числе, за соблюдение требований пожарной безопасности, а, следовательно, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации; правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (
часть 1 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; далее - Закон N 123-ФЗ).
Статьей 1 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что технический регламент определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно
пункту 2 части 2 указанной статьи положения данного технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.
В силу
статьи 54 Закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 4.4 СП 486.1311500.2020 в зданиях и сооружениях, указанных в данном
перечне, следует защищать автоматическими установками пожаротушения и (или) системами пожарной сигнализации все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 (за исключением помещений категории В4 в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2) и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и тамбур-шлюзов; чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2).
В соответствии с
пунктом 6.1 таблицы 1 СП 486.1311500.2020 все помещения жилых многоквартирных зданий должны быть защищены СПС.
В
подпункте "е" пункта 16 Правил N 1479 установлено, что на объектах защиты запрещается проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода).
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, констатировали факт перечисленных Отделом в предписании нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и отказали ЖСК в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с
частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным
Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (
часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.06.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2022 по делу N А56-19283/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 1175 - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Е.А.АНИКИНА
Л.Б.МУНТЯН